Кривая спроса на товар Гиффена
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Модуль 2. «Основы микроэкономики» Тема 2.1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Приступая к изучению данной темы, следует задуматься над следующими вопросами: 1. Что представляет собой рынок? 2. В чем состоит сущность рыночного механизма? 3. Как осуществляется взаимодействие спроса потребителей и предложения производителей товаров в условиях рынка? Если Вы правильно ответили на эти вопросы, можете приступать к изучению темы. Если Вы не уверены в правильности ответов на вопросы и испытываете затруднения, проконсультируйтесь у преподавателя и повторите материал предыдущих тем.
Вопросы темы: 1. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса. 2. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения. 3. Установление рыночной цены. Отраслевое рыночное равновесие. 4. Действие механизма спроса и предложения 5. Излишки потребителя и производителя Цель темы Место и значение изучаемой темы в системе курса. Тема «Спрос, предложение, и рыночное равновесие» является первой в структуре модуля «Основы микроэкономики». Рассмотрение спроса, предложения, конкуренции, цены как основных элементов рынка выступает необходимым этапом в изучении закономерностей рыночной экономики, позволяет глубоко изучить действие рыночного механизма, выяснить поведение потребителей и производителей товаров и услуг. Цель темы – изучение взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей товаров при установлении равновесной рыночной цены и рассмотрение действия рыночного механизма. В результате изучения темы студент должен: – на репродуктивном уровне: знать понятия: спрос, кривая спроса, закон спроса, изменения в спросе; предложение, кривая предложения, закон предложения, изменения в предложении; равновесная рыночная цена; механизм спроса и предложения; излишки потребителя и производителя;
– на продуктивном уровне: характеризовать сущность закона падающего спроса как закона поведения потребителей на рынке; закона предложения как закона поведения производителей в условиях конкуренции; взаимодействие спроса и предложения в процессе установления цены, механизм установления рыночной цены; выражать в графической форме изменения рыночных цен; объяснять поведение потребителей и производителей товаров при изменении рыночных цен; – на творческом уровне: анализировать спрос и предложение, обосновывать положение рыночного равновесия при изменении спроса и предложения; характеризовать важность определения количественных параметров спроса и предложения в производственной и маркетинговой деятельности предприятия.
Основное содержание теоретического материала темы Вопрос 1. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса Рынок представляет собой механизм, в котором цены на товары устанавливаются в процессе спроса покупателей и предложения изготовителей, то есть поставщиков товаров. Производители и потребители товаров встречаются на рынке при установлении цены в результате спроса и предложения в условиях конкуренции. Адам Смит объяснял это «принципом невидимой руки», или стихийным порядком, механизмом непроизвольной координации экономики. Между рыночной ценой товара и тем количеством товара, которое покупается на рынке, существует определенная зависимость. Данная зависимость характеризует спрос на товар. Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в определенный период времени. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей и показывает различные количества продукта, которые потребители будут покупать по разным возможным ценам.
Альтернативные возможности для потребителей при приобретении продукта можно представить в виде таблицы спроса и графика спроса. Рассмотрим пример. На рынке покупатели предъявляют спрос на зерно. При этом покупатели приобретут больше зерна, если его цена понизится. Представим возможные варианты спроса на зерно в виде таблицы.
Таблица 2.1.1.
Данные, представленные в таблице, можно выразить в графической форме. Кривая спроса представляет собой графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.
Кривая спроса на зерно
Между ценой товара и величиной спроса существует обратная зависимость, потребители покупают большее количество товара по более низкой цене. Поэтому кривая спроса имеет нисходящий характер, называется кривой падающего спроса. Кривая спроса показывает, что при более низкой цене спрос на товар увеличивается. Эта особенность названа законом падающего спроса. Закон падающего спроса: если цены на товары растут, то при прочих равных условиях спрос уменьшается. Или, если на рынок поступит большее количество товара, он будет реализован по более низкой цене. Индивидуальный спрос представляет спрос отдельных потребителей на данный товар. Рыночный спрос на товар складывается как сумма индивидуального спроса всех потребителей. Для определения рыночного спроса требуется сложить величину индивидуального спроса всех покупателей по каждой возможной цене. Графически рыночный спрос образуется путем совмещения (сложения) кривых индивидуального спроса всех потребителей. Возможные варианты спроса на зерно представлены в виде таблицы.
Таблица 2.1.2.
По данным таблицы построим кривую рыночного спроса на зерно. Для этого на графике суммируем количества индивидуального спроса всех потребителей и откладываем величину общего спроса при каждом уровне рыночной цены. Соединив на графике точки A, B, C, D, F, получим кривую рыночного спроса DD на зерно.
Кривая рыночного спроса
Следовательно, в соответствии с действием закона падающего спроса с ростом цены на товар спрос при прочих равных условиях уменьшается. Вместе с тем многие экономисты считают, что есть исключения из закона спроса. «Товарами Гиффена» называются такие товары, спрос на которые при повышении цены растет (по имени английского ученого Р. Гиффена). Гиффен анализировал рынок картофеля в Ирландии во время экономического кризиса в XIX веке и обнаружил рост покупки основной массой населения страны картофеля в ущерб приобретению более качественных, но более дорогих продуктов.
Кривая спроса на товар Гиффена P
>
«Эффект Веблена» выражается в росте приобретения предметов роскоши с ростом их цены ради престижа и утверждения высокого социального статуса покупателя. Этот эффект описал американский экономист и социолог Т. Веблен. «Эффект сноба» состоит в росте или сокращении количества покупок товара потребителем в ответ на аналогичное изменение количества покупок этого товара другими потребителями. Данный эффект не вызывается изменением цены, а связан с утверждением положения потребителя в определенной социальной группе населения. Наблюдается также эффект ожидаемого роста цен – в условиях экономической нестабильности повышение цены отдельных товаров может вызвать рост цен на всех товарных рынках.
Рассмотренные исключения подтверждают действие закона падающего спроса как закона, отражающего взаимосвязь цены товара и количеством покупок этого товара. В спросе происходит два вида изменений: изменение величины спроса и изменение самого спроса. Изменение величины спроса – этоизменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, в результате изменения его цены. Рассмотрим, как выражается на графике изменение величины спроса. Каждая точка графика спроса dd показывает, какое количество товара Q покупают потребители по каждой цене P. Поэтому изменение цены товара вызовет изменение количества покупок данного товара, произойдет перемещение по графику спроса dd из одной точки в другую.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|