Вопрос 5. Излишки потребителя и производителя
Образование равновесной цены происходит в течение определенного времени, когда цены спроса приспосабливаются к ценам предложения. В результате этого процесса возникают излишки, которые получают потребитель и производитель, выигрывают и потребители, и производители.
Понятие излишка потребителя и излишка производителя впервые было рассмотрено английским экономистом Альфредом Маршаллом. Излишек (выигрыш) потребителя – разность между максимальной ценой, которую согласен уплатить потребитель за товар, на который он предъявляет спрос, и фактически уплачиваемой ценой. Кривая спроса показывает, что выше точки равновесия Е потребитель готов уплатить за каждую покупаемую единицу товара более высокую цену, чем равновесная цена PE. Однако весь товар продается по рыночной цене, поэтому на количествах товара меньше QE возникает выигрыш (рента) потребителя. На графике выигрыш потребителя выражается площадью заштрихованной фигуры, ограниченной точками Pmax, D, E, PE. Одновременно выигрыш от обмена при установлении рыночной цены получает и производитель.
Излишек производителя
Кривая предложения показывает, что ниже точки равновесия E производитель согласен продать каждую единицу продукции по более низкой цене, чем цена PE. В действительности весь товар на рынке продается по равновесной цене, и на количествах товара меньше QE производитель получает выгоду. Графически выигрыш производителя выражается площадью заштрихованной фигуры, ограниченной точками PE, S, Pmin.
Излишки потребителей и производителей возникают в результате того, что рыночные спрос и предложение представляют собой характеристики спроса и предложения многих индивидуальных продавцов и покупателей. Все отдельные покупатели, приобретая товар по более низкой рыночной цене, получают экономию. Суммарная величина экономии составляет излишек общественного покупателя. Графически излишек общественного покупателя выражается площадью между кривой спроса и линией цены. Все отдельные производители (продавцы) продают товар по цене выше своих издержек, которые показывает кривая предложения, и в результате получают дополнительную прибыль. Суммарная величина превышения рыночной цены над ценами, по которым готовы продать товар производители, составляет излишек общественного производителя. Графически излишек общественного производителя выражается площадью между кривой предложения и линией цены. Сумма излишков потребителей и производителей образует общественную выгоду, возникающую в условиях рыночного равновесия. Благодаря равновесной цене потребители приобретают большее количество товара по более низкой цене, а производители продают большее количество товара по более высокой цене. Графически общественная выгода от рыночного равновесия выражается площадью между кривыми спроса и предложения влево от точки рыночного равновесия.
Общественная выгода от рыночного равновесия
t bFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAD1BQAAAAA= " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Для поддержания равновесия на рынке применяется государственное регулирование цен путем использования прямых методов (введение фиксированных цен) и косвенных методов (введение налогов). Необходимость государственного вмешательства в образование цен вызывается «провалами рынка», неспособностью рыночного механизма одновременного обеспечения интересов потребителей и производителей. В рыночной экономике существует возможность установления монопольно высоких цен на товары первой необходимости. Некоторые фирмы производят экологически опасную продукцию и продают ее по низким ценам, увеличивая объемы продаж. Это требует безотлагательного вмешательства в процесс ценообразования для удовлетворения потребностей населения как потребителей. Кроме того, в условия рыночного механизма необходимо проведение социальной политики, защита интересов малообеспеченных слоев населения. Важным методом воздействия государства на процесс достижения равновесия выступает введение верхнего и нижнего пределов цены на товар. Верхний предел цены на товар («пол» цены) представляет собой законодательно установленную максимальную цену, по которой производитель может предлагать свой товар на рынке. Нижний предел цены на товар («потолок» цены) представляет собой законодательно установленную минимальную цену, по которой потребитель может приобретать товар на рынке. Примерами установления нижнего уровня цен являются государственная поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию и введение минимального уровня заработной платы.
2 LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAD4BQAAAAA= " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Верхний и нижний уровни цены
Основным методом воздействия государства на рыночный механизм является использование налогов и субсидий. Рассмотрим механизм изменения рыночных цен при введении налогов государством. Предположим, что на рынке продается 6 тысяч единиц товара по цене 30 долларов. Пусть государство устанавливает налог на продажу товара в размере 10 долларов за единицу. Рассмотрим, как изменится цена товара после введения налога, и как распределится сумма уплачиваемого налога между потребителями и производителями товара.
Таблица 2.1.5.
Кривая спроса dd не изменит своего положения, потребители хотят по-прежнему купить 6 тысяч штук товара по 30 долларов. Но кривая предложения сдвинется влево, потому что производители предложат на рынке по этой цене меньшее количество товара. При этом кривая предложения ss осуществляет сдвиг вверх по кривой спроса dd. В результате положение рыночного равновесия установилось в точке Е1. Цена товара возросла с 30 долларов до 36 долларов, количество товара сократилось с 6 до 5,2 тысяч штук.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|