Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первые монументы Советской власти.




Когда пришла советская власть, она постановила программу развития монументального искусства в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии (монументальная пропаганда). Программа предполагала снятие памятников царям и установку новых памятников революционерам и общественным деятелям. Был утвержден список 69 лиц, которым предполагалось поставить памятники. Большинство работ были выполнены из недолговечных материалов и до настоящего времени не сохранились.

 

1) Памятник Радищеву Первым памятником монументальной пропаганды принято считать гипсовый бюст писателя Радищева, основоположника революционной общественной мысли. Две версии этого памятника поставили одновременно в Петрограде и Москве. В Петербурге он разрушился из-за бури, в Москве простоял около 20 лет, в последствии был разобран. Сейчас хранится в одном из московских музеев.

2) Обелиск Революционным мыслителям. Александровский сад. 1918.
Обелиск-монумент был посвящен 300-летию царствования дома Романовых. Но в 1918-м году по плану Монументальной пропаганды обелиск кардинально меняется. Фамилии царей стёсаны, вместо них появляются фамилии революционных мыслителей, двуглавый орёл - символ самодержавия демонтирован, а сам памятник обретает название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся».

3) Памятник Карлу Марксу работы скульптора Сергея Меркурова (1881-1952) был открыт в Симбирске в 1920 го Фигура Маркса вырублена в нем лишь наполовину объема. Опустив голову, Маркс словно размышляет или готовится к чему-то. Фигура как бы пробуждается от состояния глубокого раздумья, начинает двигаться и огромным напряжением тела стремится освободиться от мешающих ей уз.

Не вырубленный местами гранит – на правой руке и у ног фигуры – та косная сила, с которой борется фигура. Маркс у Меркурова – это легендарный герой, каким представлялся он скульптору на фоне происходивших событий. Меркуровский Маркс подобен Прометею – легендарному великану, который, разрывая оковы, стремится к свободе. Освобождение этого великана должно принести освобождение всему человечеству…

 

4) Памятник Ж. Ж. Дантону в Москве

Памятник был исполнен скульптором Н.А. Андреев и установлен в 1919 году на площади Революции. Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими «рублеными» плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Народная молва моментально окрестила монумент «памятником говорящей голове» из «Руслана и Людмилы». Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.

 

5) К. Марксу и Ф. Энгельсу. Памятник Марксу и Энгельсу, открытый 7 ноября 1918 года на площади Революции, оказался в числе самых неудачных и вскоре был снят. Работа скульптора С. Мезенцева представляла собой композицию из двух полуфигур на очень высоком постаменте, напоминавшем трибуну. Не отличавшиеся портретным сходством, рыхлые по форме, непропорциональные, пластически не связанные между собой скульптуры вызвали массу нареканий. Да и в целом композиция - громоздкая, пропорционально несовершенная, плохо читаемая с любой точки зрения, кроме фронтальной, не удовлетворяла даже самым непритязательным требованиям

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25

Форум Романум в Риме.

Римский форум (лат. Forum Romanum) — форум (площадь) в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально это был центр ремесел и торговли, но затем, включив в себя прилегающий к нему комиций (место народных собраний) и курию (здание сената), форум объединил в себе также административные и политические функции. Название Форум Романум объединяет в себе ансамбль монументов (почти все они принадлежат эпохе Республики), остатки которых находятся между Капитолием, Императорским Форумом, Колизеем и Палатинским холмом. Через Форум проходила улица, носившая имя Сакра (священная дорога), поднимавшаяся на Капитолийский холм. Камни Форума были свидетелями всех ураганов человеческих страстей и рассказывают о невероятных перипетиях, в течение веков сопутствовавших формированию и созреванию современных условий, в которых мы живем и дышим. Они напоминают нам об империях, существовавших и погибших здесь, рассказывают о том, каким был Рим в различные моменты истории. Эти развалины говорят нам о путях развития искусства, истории, религии, человеческого общества. Мысленно на крыльях фантазии мы переносимся в те далекие времена и слышим голос Цицерона, песни Вергилия, листаем страницы творчества скульптора Ливия. Душа Рима проникает в самые потаенные уголки нашей души. Арка Тита, которую Сенат поставил после его смерти, напоминает нам о завоевании Иерусалима. Внутри арки можно полюбоваться двумя барельефами, представляющими значительную ценность по своей фа кг/ре: император на триумфальной колеснице и шествие пленных евреев, несущих знаменитый канделябр с семью рожками. Внушительный собор Максенция, именуемый также собором Константина, представляет собой последнее сооружение, несущее на себе печать величия тогдашнего Рима.

 

2.Монументы в районе Невского проспекта в Петербурге.
Невский пр. отличается богатством, разнообразием и законченностью архитектурного облика. Перспектива его основного участка завершается с одной стороны башней и золотой "иглой" Адмиралтейства, с другой - обелиском Городу герою Ленинграду на пл. Восстания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...