Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы физики атомного ядра




Состав атомного ядра. Характеристики ядра: заряд, масса, энергия связи

Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений.


 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА ПО ФИЗИКЕ

Начинать готовиться к экзаменам или зачетам следует заранее, не откладывая на последний день. При этом нужно не забывать о здоровье и помнить, что хорошее питание, прогулки на свежем воздухе и полноценный сон способствуют усвоению материала.

Основная ошибка, которую совершает большинство студентов, при подготовке к экзаменам или зачетам, заключается в том, что он начинает готовить конкретные ответы по каждому из вопросов. Обычно это требует значительного времени, которого часто не хватает для того, чтобы до экзамена или зачета повторить последние (из списка) вопросы. В результате, на экзамене или зачете остается надеяться только на удачу.

Чтобы избежать подобного рода трудностей, подготовку к экзамену или зачету рекомендуется проводить по следующей схеме:

1) выделить группу вопросов, которые относятся к определенной теме, рассмотренной на лекциях курса;

2) изучить материал этой темы, пользуясь конспектом лекций и учебниками;

3) обдумать план ответа по каждому из выделенных вопросов и записать его (только план!) в тетрадь;

4) вспомнить, что говорилось на практических или лабораторных занятиях по выделенной теме курса;

5) после этого можно переходить к следующей группе вопросов.

Подобная схема позволяет повысить качество подготовки к экзаменам или зачетам и сократить необходимое для этого время. Кроме того, после такой подготовки остается тетрадь с планами ответов, которые полезно просматривать перед сном, а также непосредственно перед экзаменом или зачетом.

При проработке теоретического материала, рекомендуется составлять конспект, в который записывать формулировки основных законов, физических понятий, выводы формул, единицы физических величин и соотношения между ними, заносить схемы электрических цепей, устройства приборов, ход лучей в линзах и зеркалах и т.д. Также следует уделять внимание графикам физических закономерностей.

Один совет: не надейтесь на конспект товарища, даже если он сделан очень хорошо. Собственный конспект всегда оказывается гораздо полезнее.

Основная цель подготовки к экзамену по физике – достичь понимания физических законов и явлений (а не только механически заучить материал), научиться применять теоретический материал при решении задач. И в то же время довольно много вещей придется просто выучить.

После изучения какого-либо параграфа учебника по физике следует проверить понимание физического смысла явлений, о которых идет речь, и знание формулировок законов, определений, формул, связи между различными физическими величинами. Для этого необходимо, закрыв учебник, пересказать вслух теоретический материал и воспроизвести по памяти запись формул.

После того, как материал какого-то параграфа учебно-методического пособия усвоен, постарайтесь ответить на контрольные вопросы, которые представлены в конце его. Лучше это делать не сразу, а спустя несколько часов. Дело в том, что сразу после окончания изучения учебного материала начинается его забывание, а путем повторения вы замедляете его ход.

После окончания изучения какой-то темы полезно решать простые задачи. Они есть в учебных пособиях и задачниках. Это позволит вам лучше понять и усвоить теоретический материал. Если самостоятельное решение вызывает трудности, можно начать с разбора решения задач, которые излагаются в конце каждой темы учебника. Мы рекомендуем вам еще раз прочитать теоретический материал, относящийся к условию данной задачи. Это позволит лучше усвоить теоретические вопросы, поскольку теперь вы не просто учите, чтобы знать. Вы учите, чтобы использовать полученные знания для решения задач. Вы лучше разберетесь в сути физических законов и явлений, и это поможет вам решить задачу.

При подготовке к экзамену необходимо учитывать особенности вашей памяти. Известно, что можно выделить три типа памяти: зрительный, слуховой и моторный. У большинства людей все типы памяти развиты достаточно хорошо, но какой-то из них может преобладать. Чтобы работала зрительная память, формулы должны быть записаны крупным шрифтом, четко, отделены друг от друга и от текста интервалами. То же относится и к записи формулировок законов, понятий и др. Формулы и формулировки лучше запоминаются, если их проговаривать вслух (слуховая память). Чтобы работала моторная память формулы и текстовую часть конспекта, которую вы плохо усвоили, нужно несколько раз перечитать.

Прочитав условие задачи, не торопитесь посмотреть ответ задачи. В противном случае у вас может возникнуть желание подогнать решение под ответ. Ведь вы учитесь решать задачи и надо овладевать методикой решения. Помните, что на экзамене вам будут неизвестны ответы.

Задачи по физике весьма разнообразны, и дать единый рецепт для их решения невозможно. Умение решать задачи приобретается длительными и систематическими упражнениями.

Дадим некоторые рекомендации по решению физических задач:

  1. Прежде всего, внимательно и вдумчиво ознакомиться с условием задачи, прочитайте ее несколько раз; постарайтесь понять, о каком физическом явлении идет речь и что происходит согласно условию задачи.
  2. Слева запишите в столбик данные задачи в буквенных обозначениях и их наименованием и искомые величины.
  3. Переведите все величины в единицы СИ.
  4. Сделайте чертеж, схему или рисунок (с обозначением данных задачи), если он облегчает или поясняет решение задачи. Хорошо выполненный рисунок во многом определяет успех решения задачи. Если вы неудачно выбрали вид проекции (например, сверху) и он не позволяет вам показать действующие силы, рассмотрите вид сбоку. Для некоторых задач, чтобы представить явление в динамике, нужно сделать несколько рисунков или схем (например, электрической цепи).
  5. Используя рисунок, проанализируйте условия, в которых протекает физический процесс, вспомните математическую формулировку физических законов, описывающих его, наметить пути решения. Решите задачу в общем виде, в буквенных обозначениях без подстановки численных значений в промежуточные формулы (в редких случаях возникает необходимость подстановки в промежуточную формулу). Нет необходимости рассчитывать величины, численное значение которых вам не пригодится для решения. Да и вероятность ошибки в расчете искомой величины в этом случае будет меньше. Для чего:

а) переведите задачу на математический язык. Для этого: выражая отдельные физические величины из соотношений и подставляя их в другие, опираясь на интуицию, сообразительность и здравый смысл, получите уравнение, в которое входит искомая величина.

б) проверьте, сколько неизвестных оно содержит. Если их несколько, то в соответствии с правилами математики, в решении должно быть представлено столько же и соотношений, в которые входят эти неизвестные. Эти соотношения образуют систему, которая решается методом подстановки.

в) в отдельных случаях может оказаться, что число уравнений меньше, чем неизвестных и поиск новых соотношений к успеху не приводит. Тогда приступайте к решению системы в надежде, что какая-то неизвестная величина сократится.

6 Правильность написания полученной формулы можно проверить по размерности: размерность искомой величины по формуле должна соответствовать размерности этой величины.

7. Вычислите искомую величину, пользуясь правилами приближенных вычислений.

Когда вы готовитесь к экзамену по физике, нужно до минимума сократить развлекательные программы, встречи с друзьями и подружками. Также в это время мы рекомендуем ограничить просмотр телевизионных программ и совсем отказаться от компьютерных игрушек и вообще от пользования компьютером.

В то же время не нужно отказываться от занятий активными видами спорта. Регулярные занятия спортом помогут вам лучше отдохнуть от умственного труда и уменьшить напряжение.

Экзаменующийся должен проявить понимание сущности физических явлений, уметь истолковывать смысл величин, входящих в ту или иную формулу, решать задачи применительно к программному материалу с соответствующим анализом результатов, уметь пользоваться при вычислениях системой СИ и знать единицы основных физических величин.

Если у вас есть вопросы по теоретическому материалу, по решению задач или по проведению экзамена, ответы на них вы можете получить на консультации, которая проводится накануне экзамена.

Экзамен по физике проводится в письменной форме. Особенность его проведения заключается в том, что студент не получает от преподавателя ни наводящих, ни дополнительных вопросов. Поэтому необходимо сосредоточить внимание на заданиях билета и постараться вспомнить все, что к ним относится. На выполнение работы дается полтора часа, и этого времени достаточно, чтобы при хорошей предварительной подготовке справится с заданиями.

Письменный экзамен по физике требует достаточно глубокой подготовки. При решении задач в полной мере проявляется ваша математическая грамотность. Если вы хорошо подготовились к выполнению заданий письменного экзамена, то значит и ваша математическая подготовка находится на высоком уровне.

Билет включает в себя 10 заданий, из которых 5 вопросов теоретических и 5 задач.

При ответах на теоретические вопросы нужно показать знание формулировок физических законов, понятий, явлений.

При решении задач студент должен показать хорошее знание и понимание теоретического материала.

Если Вы приложили максимум усилий, а задача не получается, то попробуйте выполнить следующее задание. Возможно, успех в выполнении этого задания придаст вам уверенности, и вы сможете справиться с первой.

Указания:

1. Если в тексте задачи не указаны единицы, в которых необходимо выразить ответ, то пользуйтесь единицами системы СИ. Если нет специальных оговорок, то для ускорения свободного падения берите приближенное значение .

2. Ответы на вопрос «Во сколько раз …?» или «Найти отношение …» представьте в виде числа большего единицы.

3. При округлении результатов расчетов оставляйте не более двух цифр после запятой.

Закончив работу над экзаменационным заданием, не спешите выходить, проверьте еще раз решение задач. Если вы не справились с какой- то задачей, попробуйте еще раз решать ее. Может быть в последний момент вы вспомните какую-то нужную формулу или прием, которые позволят решать задачу.

Одной из наиболее распространенных причин неудачи студентов на экзамене является отсутствие воли к победе: «Я уже решил достаточное количество задач, чтобы получить тройку», и работа сдается. При этом студент считает, что все задачи решены правильно. Но зачастую это далеко не так. Не нужно подсчитывать баллы за решение задачи – это сделает за вас преподаватель. Старайтесь решить как можно больше задач.

После проверки выполнения заданий вы вправе попытаться доказать экзаменаторам, что вы правильно решили ту или иную задачу, а ее не засчитали.

Типичные ошибки, допускаемые студентами при ответах.

Опыт показывает, что результаты ответов на вопросы первого блока оказываются не выше решений задач второго блока. Это говорит о том, что многие студенты не знают формулировок физических законов, понятий.

Многие экзаменующиеся не владеют методикой решения задач, не могут увязать данные задачи с соответствующими законами физики, проявляют неумение анализировать условие задачи. Часто задачу решают арифметическим способом (постепенное решение задачи по вопросам), в то время как алгебраический способ требует меньше времени и показывает сообразительность абитуриента.

Во многих случаях приходится наблюдать формальный подход к решению задач: экзаменующийся не вникает в физическую суть их содержания, все сводится к подысканию подходящей формулы.

Решение задач зачастую не сопровождается рисунками, хотя они помогли бы лучше уяснить условие задачи.

Иногда в искомую формулу подставляют величины, выраженные в единицах разных систем.

Допустив грубую ошибку в расчете, экзаменующиеся не чувствуют правильности ответа и не могут оценить реальности полученного результата. У них не вызывает недоумения, например, что КПД двигателя оказывается больше 100%, что величина точечного заряда равна нескольким кулонам, и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...