Цель, задачи и функции налогового контроля
Стр 1 из 7Следующая ⇒ РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК Лекция 1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
ПЛАН: 1. Сущность налогового контроля и его роль в системе государственного финансового контроля 2. Цель, задачи и функции налогового контроля 3. Виды и классификация налогового контроля 4. Формы и методы налогового контроля Литература 1. Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2-х ч.: Официальный текст. - М: Элит-2016. 2. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Вопросы и ответы. Практические задания и решения: Учеб. пособие/ Е.Н. Евстигнеев и др. — М.: Инфра-М, 2011. 3. Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. — М.: Кн. мир, 2014. 4. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевского. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб: Питер, 2014. 5. Перов А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.В.Перов, А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт, 201
Сущность налогового контроля и его роль в системе государственного финансового контроля Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Процесс взимания налогов осуществляется путём реализации своих налоговых обязательств как физических, так и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счёт собственных средств. Поэтому нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления недостоверной информации о доходах и др. Для пресечения подобных фактов реализуется важнейший институт налогового законодательства – налоговый контроль.
Налоговый контроль – ежедневная, систематическая деятельность налоговых и иных государственных органов по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в государственный бюджет, выполнению налогоплательщиками норм налогового законодательства. В настоящее время перед государством достаточно серьёзно стоит вопрос о повышении собираемости налогов. Решением может стать грамотное построение налогового контроля. Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: как функцию или элемент государственного управления экономикой и как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде непрерывно развивающейся и совершенствующейся налоговой системы. От разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля над его выполнением зависит успешное проведение налоговой политики государства Налоговый контроль – это составная часть государственного налогового контроля. Он имеет черты, присущие финансовому контролю, но одновременно обладает и специфическими характеристиками. Его специфика проявляется в более узкой сфере действия, нежели государственный финансовый контроль. В качестве специфических черт налогового контроля можно назвать следующие: - обязательный и всесторонний охват таких участников налоговых отношений, как налогоплательщики и налоговые агенты; - непрерывность, связанная с постоянной потребностью государства в финансовых ресурсах; - независимость, устранение влияния проверяемых лиц на осуществление контрольных мероприятий и их результаты;
- регламентированность, т.е. чёткое следование нормативным указаниям; правомочность, достигаемая установлением пределов полномочий налоговых органов; - обеспечение согласованных действий государственных органов при проведении совместных мероприятий или обмене информацией; - обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок. В дальнейшем это позволяет избежать спорных ситуаций, возникающих при обнаружении лицами ошибок в составленных налоговыми органами документах; - недопущение причинения вреда налогоплательщику. Опыт показывает, что чрезмерная фискальная направленность приводит к «уходу в тень» одними хозяйствующими субъектами и сокрытия реальных объёмов налоговых обязательств другими; - информированность, понятность и доступность для всех участников контрольных мероприятий. В основе организации налогового контроля лежит принцип презумции невиновности проверяемых лиц. В правоприменительной практике говорят также о презумции добросовестности налогоплательщика и отсутствии доказательств необоснованности налоговой выгоды. Цель, задачи и функции налогового контроля Налоговый контроль может рассматриваться как система взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, обеспечивающих её устойчивое функционирование и решение поставленных задач. Это следующие элементы: - правовая база, определяющая правовой статус субъектов налогового контроля, порядок исчисления и уплаты налогов, взаимоотношения с налогоплательщиками, правоохранительными органами; качество обеспечения налогового контроля – важнейший фактор стабильности налоговой системы; - формы и методы организации налогового контроля, при этом основными являются налоговые проверки – камеральные и выездные; - организационное и материально-техническое обеспечение, предполагающее оптимизацию структур налоговых органов, создание информационных массивов для учёта налогоплательщиков и объектов налогообложения, взаимодействие с органами государственного управления, правоохранительными органами, банковской системой в сфере налогового контроля. Налоговый контроль следует рассматривать в разных аспектах: организационном, методическом и техническом. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй охватывает методы осуществления контрольных действий; третий раскрывает совокупность приёмов проверки, их последовательность и взаимоувязку.
Объекты налогового контроля – это налоговые отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами, на которых лежит обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи за счёт собственных средств в строгом соответствии с нормами права. Субъектами налогового контроля являются ФНС России и его территориальные подразделения в Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, а в некоторых случаях органы внутренних дел РФ. Взаимодействие между субъектами и объектами налогового контроля носит характер прямой и обратной связи. Прямая связь обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект. Предметом налогового контроля могут выступать различные аспекты и проявления налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность и т.д. Цель налогового контроля – поддерживание на должном уровне налоговой дисциплины в стране, т.е. формирование таких отношений между субъектами экономики и государством, при которых соблюдается налоговое законодательство и обеспечивается неотвратимость привлечения к ответственности лиц, его нарушающих. К числу основных задач налогового контроля следует относить: - соблюдение налогового законодательства – это основная задача налоговых органов, определённая ст. 32 НК РФ; - предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причинённому государству в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налоговых платежей; - неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах; налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщиков и их представителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение указанных требований;
- наложение финансовых и административных санкций на лиц, совершивших налоговое правонарушение (в соответствие с НК РФ и КоАП); - обеспечение правильности исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет исходя из реальной налоговой базы; - проверка качества постановки и ведения бухгалтерского учёта объектов налогообложения. НК РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учёта доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. Например, отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учёта, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта и в отчётности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Основные функции налогового контроля: - обеспечение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней путём проверки исполнения налогового законодательства со стороны проверяемых лиц: проверки полноты и правильности исчисления и удержания, своевременности уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации; - предотвращение уклонений от уплаты налогов. В настоящее время сложилась практика определения налоговыми органами «налоговых рисков» организации как признаков использования налогоплательщиком различных схем уклонения от налогообложения; - выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, Важная задача состоит в разработке налоговыми органами новых методов анализа показателей отчётности налогоплательщиков, оценка изменений их значений, соотнесение с данными в целом по региону или отрасли, с другими налогоплательщиками и т.д.; - повышение эффективности контрольных мероприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|