Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2. Виды и методы проведения налоговых проверок




ПЛАН:

1. Виды налоговых проверок

2. Порядок оформления результатов проверок

3. Защита прав налогоплательщиков

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: от 31.07.1998 №146-ФЗ (с изменениями и дополнениями). // КонсультантПлюс

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: от 05.08.2000 №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями). // КонсультантПлюс

3. Александров, И.М. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / И.М. Александров. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010-318с.

4. Вылкова, Е.С. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / Е.С. Вылкова, А.Э. Сердюков, А.Л. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2008. – 704с.

5. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / А.З. Дадашев. – М.: Вузовский учебник, 2013. - 426с.

6. Дмитриева, Н.Г. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов /Н.Г. Дмитриева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011, - 409с.

7. Евстигнеев, Е.Н. Налоги и налогообложение. Теория и практикум [Текст]: учеб. для вузов / Евстигнеев Е.Н. Викторова Н.Г. – М.: Проспект, - 2014. - 520с.

8. Косолапов, А.И. Налоги и налогообложение [Текст]: уч. Пособие / А.И. Косолапов. – М.: Дашков и Ко, 2011. - 868с.

9. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / О.И. Мамрукова. – М.: ИКФ Омега-Л, 2010. – 304с.

10. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов /Н.В. Миляков. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 507с.

11. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / под ред. И.А. Майбурова. – 2-е изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 511с.

 

 

Виды налоговых проверок

Согласно действующему законодательству государственный налоговый контроль проводится должностными лицами налого­вых органов в форме налоговых проверок. При этом инспекторы налоговых органов имеют право проверять все необходимые доку­менты, получать объяснения, справки и сведения по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов.

Наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и сборов, полноты и своевременности внесения их в бюджет, обоснованности применения налоговых льгот. Статья 87 НК РФ определяет два вида налоговых проверок – камеральные и выездные

Субъекты налоговых проверок — министерства, ведомства, госу­дарственные учреждения и организации; коммерческие предпри­ятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Россий­ской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты налоговых проверок — денежные документы, бухгал­терские регистры и отчетность, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюд­жетные фонды.

Виды налоговых проверок можно классифицировать по следующим признакам:

I. По срочности проведения

1. плановые

2. внеплановые

II. По форме проведения

1. Камеральные. Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки регулируются ст. 88 Кодекса. Проверка не предусматривает выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на предприятия. Она осуществляется непосредственно в налоговом органе в день поступления налоговых сборов или в последующие периоды.

Основными задачами камеральной проверки являются:

• визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов;

• проверка правильности составления расчетов по налогам;

• логический контроль и взаимная увязка показателей, содер­жащихся в отчетности и налоговых расчетах;

• предварительная оценка достоверности бухгалтерской отчет­ности и налоговых расчетов.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, по­лучить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется заключение, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения после­дующей документальной проверки.

2. Выездные. Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регули­руются ст. 89 Кодекса. Выездная налоговая проверка предприятия осуществляется не чаще одного раза в год в соответствии с го­довыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми потому или иному участку работы. Про­веряется деятельность предприятия от даты предыдущей докумен­тальной проверки по настоящее время, но может проводиться и за более длительные периоды.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три кален­дарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году про­ведения проверки. Запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период.

Главное их отличие в том, что камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа, а выездная – по местонахождению налогоплательщиков. Налоговые проверки проводятся в отношении как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и налоговых агентов.

Предпроверочный анализ — неотъемлемая часть процесса подго­товки документальной проверки организации. На данном этапе работники налоговых органов изучают данные бухгалтерской от­четности и налоговых деклараций за последний отчетный период, проводят углубленный анализ и динамику показателей деятельности организации за несколько отчетных периодов. Результатом предпроверочного анализа является выработка конкретной концепции предстоящей проверки.

С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его дея­тельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства и др.), а также на основе выработанной концепции разрабатывается и утвержда­ется программа проведения документальной проверки.

Укрупненный перечень вопросов, подлежащих документальной проверке:

• правильность и полнота отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации продукции, прибыли от прочей реализации, доходов и расходов от внереализа­ционных операций;

• правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты в бюджет НДС, акцизов, ЕСН, платежей за природные ресурсы, местных налогов и сборов, налога на имущество;

• наличие и правомерность пользования льготами по всем проверяемым налогам;

• правильность определения валовой прибыли и налогооблагаемой прибыли и составления расчета по налогу на прибыль;

• правильность исчисления и полнота перечисления в бюд­жеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по принадлежащим государству акциям, арендной платы от сдачи в аренду государственной собственности.

При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проверку каждого такого струк­турного подразделения. Налоговые органы вправе проверять фи­лиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

III. По способу контроля

1. Сплошные. При сплошном (комплексном) способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие необходимые для налоговой проверки документы. Комплексной проверкой охватываются вопросы пра­вильности исчисления и уплаты всех видов налогов.

2. Выборочные. При выборочном (тематическом) способе проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной период времени. Темати­ческая проверка охватывает вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей. В случае обнаружения злоупотребления или нарушения налогового законо­дательства проверяющие переходят от выборочного способа к комп­лексной проверке с возможным изъятием необходимых документов.

По относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации за короткий период возможно проведе­ние экспресс-проверки. Если в ходе данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности учета, отчетности и налоговых расчетов, ее дальнейшая проверка не производится.

IV. По объёму проверяемых вопросов (налогов)- комплексные и тематические;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...