Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок оформления результатов проверок




 

В ходе камеральной налоговой проверки ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, сообщаются налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установлен­ный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, по­лучить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При проведении действий по осуществлению налогового конт­роля составляются протоколы. В протоколе указываются: 1) его наименование; 2) место и дата производства конкретного действия; 3) время начала и окончания действия; 4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; 5) должность, фами­лия, имя, отчество каждого лица, участвующего в действии или присутствовавшего при его проведении; 6) содержание действия, последовательность его проведения; 7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (ст. 99 Кодекса).

Результаты выездной налоговой проверки оформляются на ос­новании положений ст. 100 Кодекса. Так, по результатам проверки не позднее двух месяцев после составления справки и на основа­нии ее данных уполномоченные должностные лица налоговых органов составляют в установленной форме акт налоговой проверки. Форма и требования к составлению акта устанавлива­ются ФНС РФ.

В акте налоговой проверки указываются документально под­твержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, предусмат­ривающие соответствующую ответственность.

Акт должен быть подписан сторонами. При отказе налого­плательщика от подписи проверяющий инспектор в акте делает отметку об этом отказе.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, например пересылается по почте заказным письмом.

Если налогоплательщик не согласен с положениями акта нало­говой проверки, то он должен в двухнедельный срок со дня получе­ния акта представить в налоговый орган письменное объяснение. В этом объяснении он может разъяснить мотивы отказа подписать акт, дать возражения по акту в целом или по отдельным его частям, а также приложить необходимые с его точки зрения документы (их заверенные копии).

Материалы проверки рассматриваются руководителем налого­вого органа или его заместителем. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налогоплательщик извещается заблаговременно, при его неявке производство по делу не приостанавливается. На основании решения о привлечении налогоплательщика к от­ветственности за совершение налогового правонарушения ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом.

Возможно также привлечение налогоплательщика к админист­ративной ответственности. В этом случае уполномоченное долж­ностное лицо налогового органа должно составить протокол об административном правонарушении, на основании которого нало­говые органы производят действия в соответствии с администра­тивным законодательством РФ.

4. Защита прав налогоплательщиков

Возможны два способа защиты прав налогоплательщика: 1) административный, 2) судебный. В первом случае для разреше­ния возникших разногласий налогоплательщик может обращаться в налоговые органы, во втором — в судебные органы в соответ­ствии с правилами о подведомственности.

Порядок административной защ иты прав налогоплательщика регулируется ст. 138-141 Кодекса. Административное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц преду­сматривает подачу жалобы соответственно в вышестоящий нало­говый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Жалоба в письменной форме подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нару­шении своих прав. До принятия решения по этой жалобе ее можно отозвать на основании письменного заявления (ст. 139 Кодекса).

Срок рассмотрения жалобы — не позднее одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы решение налогового органа принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме налогоплательщику или иному обязанному лицу, подавшему жалобу (ст. 140 Кодекса).

Установленный административный порядок рассмотрения не лишает права лица обжаловать акты ненормативного характера, действия и бездействия налоговых органов и их должностных лиц в судебном порядке. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (п. 1 ст. 138 Кодекса), а также не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (ст. 141 Кодекса).

Преимуществами административного способа разрешения разногласий с налоговыми органами являются: относительная простота процедуры обращения; быстрое рассмотрение жалобы; отсутствие пошлины; возможность (даже при отрицательном для налогоплательщика результате) уяснить точку зрения налогового органа по существу дела. Основным недостатком является то, что вышестоящий налоговый орган зачастую предпочитает защищать; свои ведомственные интересы, глубоко не вникая в существо разногласий.

Порядок судебной защиты прав налогоплательщиков Согласно ст. 142 Кодекса жалобы (исковые заявления), подан­ные в суд на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном:

• гражданским процессуальным законодательством;

• арбитражным процессуальным законодательством;

• иными федеральными законами.

Споры юридических лиц и предпринимателей подве­домственны арбитражным судам, а споры физических лиц, не яв­ляющихся индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции. Подсудность определяет разграничение компетенции между указанными судами по рассмотрению налоговых споров. Спор по решению о взыскании недоимки по налогам и штрафным санкциям рассматривается в арбитражном суде субъекта Федерации, а с учетом правила территориальной подсудности — в арбитражном суде по местонахождению налогового органа.

Основаниями для обжалования акта налогового органа могут быть как отсутствие в действиях налогоплательщика налоговых нарушений, так и отсутствие тех составов или обстоятельств, с которыми законодательство связывает применение санкций.

Виды исковых требований. Налогоплательщик может обратиться в суд и предъявить следующие виды исков:

1. О признании недействительным ненормативного акта налого­вого органа. Предметом обжалования по данному иску является, как правило, решение налогового органа о взыскании недоимки, пеней и штра­фов, принятое по результатам налоговой проверки. Кроме того, статус ненормативного акта могут иметь и иные документы, под­писанные руководителем налогового органа или его заместителем.

Исковое требование о признании недействительным ненорма­тивного акта налогового органа, не соответствующего закону и иным правовым актам и нарушающего интересы налогоплатель­щиков, является наиболее экономически выгодным и простым для налогоплательщика. Подобное исковое требование может быть направлено в суд заранее: до предъявления в банк документа на бесспорное списание недоимок и штрафов.

2. О признании недействительным нормативного акта налогового органа. Налогоплательщик может обжаловать в суде и нормативный акт налогового органа. При этом обжалование таких актов организа­циями и предпринимателями осуществляется в арбитражном суде, а гражданами, не являющимися предпринимателями, — в суде общей юрисдикции.

3. О признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа. Эта категория исков не связана с решением вопроса по существу, поскольку результатом удовлетворения иска может быть лишь констатация факта незаконности действий (бездействия) и понуж­дение налогового органа к их прекращению. Следует иметь в виду, что ответчиком по данным искам является налоговый орган, а не виновное должностное лицо.

4. О признании поручения не подлежащим исполнению. Иски данного вида направлены на предотвращение необоснованного списания средств со счета налогоплательщика. Подобная форма защиты удобна, но предотвратить списание средств со счета по обжалуемому инкассовому поручению удается не всегда, ибо банк обязан исполнить поручение не позднее следующего опера­ционного дня. В случае списания средств в бюджет истец может изменить предмет иска и заявить требование о возврате незаконно взысканных сумм из бюджета.

5. О возврате из бюджета уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. Налогоплательщик может указать в иске в качестве ответчика как территориальный налоговый орган (поскольку ст. 78-79 Кодекса предусмотрен возврат этих сумм именно налоговым органом), так и финансовый орган, в компетенции которого находится возврат бюджетных средств.

6. О возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов. Принятие убытков и порядок их возмещения регулируются граж­данским законодательством. Как вытекает из ст. 15 ГК РФ, убытки могут быть двух видов: прямые убытки и убытки в виде упущенной выгоды. Требование о возмещении убытков должно подтверждаться надлежащими доказательствами, поэтому налогоплательщик должен обосновать:

• незаконность действия налогового органа, повлекшего за собой убытки;

• факт возникновения убытков в виде реального ущерба или упущенной выгоды;

• размер причиненных убытков и тот факт, что налогоплательщик сделал все от него зависящее, чтобы свести убытки к минимуму;

• наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями налоговых органов и убытками налогоплательщика (отсутствие такой связи — наиболее частое основание для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении убытков).

Особый способ судебной защиты прав налогоплательщика — обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. Подобное обращение возможно лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Обращение в суд следует рассматривать как крайнюю меру по защите налогоплательщиком своих интересов. В то же время пре­имущества судебного разрешения конфликтов с налоговыми орга­нами по сравнению с административным способом проявляются в следующем:

• четкая определенность всех стадий судопроизводства процес­суальным законодательством;

• возможность по некоторым видам исков запретить налого­вому органу списывать недоимку и пени до решения вопроса по существу;

• возможность получения исполнительного листа и принудив тельного исполнения его решения;

• относительная объективность рассмотрения спора и, как следствие, — доля удовлетворения требований налогоплательщиков в суде гораздо выше, чем в вышестоящем налоговом органе.

 

1.Виды налоговых проверок.

2. Подразделение налоговых проверок по форме проведения, полнеете охвата проверяемых документов и объёму проверяемых вопросов.

3.Особые виды налоговых проверок.

4.Период проведения налоговых проверок.

5.Параметры взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками, права и обязанности налоговых органов при проведении налоговых проверок.

6.Действия должностных лиц налоговых органов при проведении налоговых проверок.

7. встречные проверки

8. Порядок оформления результатов проверок

9. защита прав налогоплательщиков

РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...