Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и классификация налогового контроля




В зависимости от выбранных критериев выделяют несколько видов налогового контроля. Исходя из категорий проверяемых лиц и специфики форм и методов осуществления, налоговый контроль делится на контроль:

- физических лиц;

- индивидуальных предпринимателей;;

- субъектов малого предпринимательства;

-крупнейших налогоплательщиков;

- бюджетных организаций;

- некоммерческих организаций;

- организаций (по видам хозяйственной деятельности).

С учётом выполнения конкретной задачи выделяется контроль:

- учёта организаций и физических лиц, в том числе постановки на учёт и регистрации обособленных подразделений

-достоверности определения налогоплательщиками доходов;

-экономической обоснованности и документального подтверждения расходов;

- правильности определения налоговой базы;

- своевременной и полной уплаты налогов и сборов;

- полноты удержания налогов и отражения в бухгалтерском учёте;

- законности применения различных налоговых ставок;

- правомерности применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

- своевременности предоставления налогоплательщиками налоговых деклараций и других документов, необходимых для исчисления налогов;

- исполнения решений и требований налоговых органов.

По времени осуществления налоговый контроль подразделяется на:

- предшествующий;

- текущий;

- последующий.

Цель предшествующего контроля – предупреждение возможных последствий от действий налогоплательщика. Он осуществляется путём разъяснений и пояснений отдельных спорных норм налогового законодательства.

Цель текущего контроля – проверка текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Как правило, это осуществляется в ходе камеральной проверки, когда проверяется налоговая отчётность за истекший налоговый период.

Цель последующего контроля – выявление нарушений налогового законодательства за истекшие налоговые периоды. При этом, в отличие от текущего налогового контроля, в случае выявления нарушений возможность корректировки налоговой отчётности налогоплательщиком не предусматривается. Последующий контроль производится посредством проведения выездных налоговых проверок.

В зависимости от процедуры проведения налоговый контроль может подразделяться на документальный контроль и контроль исполнения.

Документальный контроль – это проверка налоговой и бухгалтерской отчётности и документов, представленных налогоплательщиком. Он осуществляется в процессе камеральной и выездной налоговой проверки.

Контроль исполнения – это объективная и систематическая проверка фактических данных (документов) для оценки работы хозяйствующего субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций. Примером такого контроля является фактический контроль (инвентаризация, экспертная оценка, визуальное наблюдение).

По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль можно разделить на плановый и внезапный. В первом случае контроль подчинён определённому планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный. Первоначальными контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Формы и методы налогового контроля

 

Статьей 82 Кодекса определены формы проведения налогового контроля. Он проводится должностными лицами налоговых органов, таможенных органов в пределах своей компетенции посредством:

• налоговых проверок;

• получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

• проверки данных учета и отчетности;

• осмотра помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода;

• использования других форм, предусмотренных Кодексом.

В организационном плане налоговый контроль можно рассмат­ривать по различным основаниям.

I. По срокам проведения

Оперативный контроль — проверка налоговыми органами в пре­делах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оператив­но-технические, бухгалтерские и статистические данные.

Периодический контроль — проверка за какой-либо отчетный период с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Источ­никами служат данные планов, смет, первичных документов, учет­ных регистров и другие сведения.

II. По источникам

Документальный контроль — проверка, при которой соответствие проверяемого объекта нормативному значению и его содержание определяются на основании первичных и производных документов.

Фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной поставки или закупки и т. д.

Одним из способов, обеспечивающих осуществление государст­венного налогового контроля, является учет налогоплательщиков. Порядок и условия проведения такого учета определены в ст. 83-86 Кодекса.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов, причем бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также всей территории РФ идентифика­ционный номер налогоплательщика (ИНН), Каждый налогоплатель­щик обязан указывать свой ИНН во всех документах и отчетах, представляемых в налоговый орган. А последний указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Кодексом.

Методы налогового контроля – совокупность приёмов и способов, с помощью которых соответствующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченными органами применяются общенаучные методы: диалектический подход, принципы исторического, логического и системного анализа и синтеза, а также специально-правовые методы (методы экономического анализа и статистических группировок, метод сравнения, финансово-расчётные методы, в том числе метод экспертных оценок на основе отчётных данных хозяйствующих субъектов и физических лиц, визуальный осмотр, выборочная проверка документов).

Методы налогового контроля различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

Применительно к документальному контролю выделяются следующие приёмы:

- формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

- истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;

Применительно к фактическому налоговому контролю выделяются следующие приёмы:

- допрос свидетелей;

- исследование документов;

- получение объяснений (допрос свидетелей);

- осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация

- вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах;

- сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах;

- экспертиза и экстрополяция.

В научной литературе ведутся дискуссии о взаимосвязи понятий «налоговый контроль» и «налоговое администрирование». Существую три позиции:

1) «налоговый контроль» и «налоговое администрирование» - идентичные понятия, которые определяются как деятельность налоговых органов по сбору налогов;

2) «налоговый контроль» шире понятия «налоговое администрирование», потому что включает помимо деятельности по сбору налогов мероприятия других государственных органов (ФТС России, органов внутренних дел) по сбору налогов в бюджетную систему Российской Федерации;

3) понятие «налоговое администрирование» шире понятия «налоговый контроль», налоговый контроль – элемент налогового администрирования (другие элементы – налоговое планирование и налоговое регулирование).

Важное значение при осуществлении налогового контроля играют мониторинг и оперативный налоговый контроль. Мониторинг и оперативный налоговый контроль преследуют цель получения информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Посредством мониторинга и оперативного контроля возможно и обеспечение контроля за налоговыми поступлениями, на этой основе своевременно принимать управленческие решения должностными лицами налоговых органов.

На сегодняшний день возможности мониторинга и оперативного налогового контроля текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков российскими налоговыми органами используется не в полной мере. Деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в России ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с финансовыми, таможенными и другими органами.

Принципы налогового контроля – это закреплённые в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи, выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения

Существует несколько принципов налогового контроля:

- законности;

- юридического равенства;

- соблюдения прав человека;

- гласности;

- соблюдения налоговой тайны;

- ответственности;

- презумции невиновности налогоплательщика;

- независимости;

- планомерности;-

- объективности и достоверности;

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность и цели налогового контроля.

2. Что такое налоговый контроль

3. Значение налогового контроля для формирования доходов бюджета РФ.

4.Налоговый контроль как составная часть государственного финансового контроля.

5. специфические черты налогового контроля

6. Элементы налогового контроля.

7. Объекты, субъекты, предмет налогового контроля

8. Основные задачи и функции налогового контроля.

9. Виды, методы и принципы налогового контроля.

10. классификационные признаки налогового контроля и виды налогового контроля

11. формы налогового контроля

12. методы налогового контроля

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...