Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

25. Булгаков «Мастер и Маргарита»




Анализ романа «Мастер и Маргарита» уже многие десятилетия является предметом изучения литературоведов во всей Европе. Роман имеет ряд особенностей, таких как нестандартная форма «романа в романе», необычная композиция, богатая тематика и содержание. Он не зря написан на закате жизненного и творческого пути Михаила Булгакова. Писатель вложил в произведение весь свой талант, знания и фантазию. Свою главную книгу - роман " Мастер и Маргарита", которая называлась сначала и " Копыто инженера", и " Черный маг", Булгаков начал писать в 1928-29 годах. Он диктовал последние вставки в произведение своей жене в 1940 году, в феврале, за три недели до смерти. Роман «Мастер и Маргарита» — центральное произведение творчества М. А. Булгакова. Оно обладает интереснейшей художественной структурой: действие романа разворачивается в трех различных планах. Во-первых, это реалистический мир московской жизни тридцатых годов, во-вторых, ершала-имский мир, который переносит читателя в далекие времена и события, описанные в Библии, и, наконец, в-третьих, это фантастический мир Воланда и его свиты.

Жанр романа. Произведение «Мастер и Маргарита», жанр которого критики определяют как роман, имеет ряд признаков, присущих своему жанру. Это несколько сюжетных линий, много героев, развитие действия на протяжении длительного времени. Роман фантастический (иногда называют его фантасмагорическим). Но самая яркая особенность произведение, это его структура «романа в романе». Два параллельных мира – мастера и древние времена Пилата и Ешуа, здесь живут почти самостоятельно и пересекаются лишь в последних главах, когда визит Воланду наносит Левий – ученик и близкий друг Ешуа. Здесь, две линии сливаются в одну, и удивляют читателя своей органичностью и близостью.

Именно структура «романа в романе» дала возможность Булгакову так мастерски и полно показать два таких разных мира, события сегодня, и почти две тысячи лет назад.

Особенности композиции Композиция романа «Мастер и Маргарита» и ее особенности обусловлены нестандартными приемами автора, такими как создание одного произведения в рамках другого. Вместо привычной классической цепочки – композиция – завязка – кульминация – развязка мы видим сплетение этих этапов, а также удвоение их.

Завязка романа: встреча Берлиоза и Воланда, их беседа. Происходит это в 30 годах XIX века. Рассказ Воланда уносит читателя тоже в тридцатые годы, но два тысячелетия назад. И здесь начинается вторая завязка – романа о Пилате и Ешуа.

Далее следует завязка. Это проделки Воладна и его компании в Москве. Отсюда же берет истоки и сатирическая линия произведения. Также параллельно развивается и второй роман. Кульминация романа мастера – казнь Ешуа, кульминационный момент рассказа о мастере, Маргарите и Воланде – визит Левия Матвея. Интересна развязка: в ней оба романа объединяются в один. Воланд и его свита везут Маргариту и Мастера в иной мир, чтобы наградить их покоем и миром. По пути они видят вечного скитальца Понтия Пилата. «Свободен! Он ждет тебя! » – этой фразой мастер освобождает прокуратора и завершает свой роман.

Основные темы романаМихаил Булгаков заключил смысл романа «Мастер и Маргарита» в сплетение основных тем и идей. Не зря роман называют и фантастическим, и сатирическим, и философским, и любовным. Все эти темы развиваются в романе, обрамляя и подчеркивая главную идею – борьбы добра и зла. Каждая тема одновременно привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами.                                                 Сатирическая тема – это «гастроли» Воланда.

Обезумевшая от материальных благ публика, падкие на деньги представители элиты, проделки Коровьева и Бегемота остро и четко описывают болезни современного писателю общества. Тема любви воплощена в мастере и Маргарите и придает роману нежность и смягчает много острых моментов. Наверное, не зря, писатель сжег первую версию романа, где Маргариты и мастера еще не было. Тема сочувствия проходит через весь роман и показывает несколько вариантов сочувствия и сопереживания. Пилат сочувствует бродячему философу Иешуа, но запутавшись в своих обязанностях и, опасаясь осуждения, «умывает руки». Иное сочувствие у Маргариты – она всем сердцем сопереживает и мастеру, и Фриде на балу, и Пилату. Но ее сочувствие – не просто чувство, оно толкает ее на определенные действия, она не складывает рук и борется за спасение тех, за кого переживает. Сочувствует мастеру и Иван Бездомный, проникаясь его историей, что «каждый год, когда наступает весеннее полнолуние… под вечер появляется на Патриарших прудах…», чтобы потом ночью видеть горько-сладкие сны о дивных временах и событиях. Тема прощения идет почти рядом с темой сочувствия. Философские темы о смысле и цели жизни, о добре и зле, о библейских мотивах много лет служат предметом споров и изучения литераторов. Все потому, что особенности романа «Мастер и Маргарита» – в его структуре и неоднозначности; с каждым прочтением открывают перед читателем все новые и новые вопросы и мысли. В этом и гениальность романа – он не утрачивает ни актуальность, ни остроту десятилетиями, и все так же интересен, каким был для своих первых читателей.

Идеи и главная мысль Идея романа это добро и зло. И не только в контексте борьбы, но и в поиске определения. Что на самом деле зло? Скорее всего, так наиболее полно можно описать главную мысль произведения. Читатель привычный к тому, что дьявол – это чистое зло, будет искренне удивлен образом Воланда. Он не делает зла, он – созерцает, и наказывает тех, кто поступает низко. Его гастроли в Москве лишь подтверждают эту мысль. Он показывает моральные болезни общества, но даже не осуждает их, а лишь горестно вздыхает: «Люди, как люди… Такие же, как раньше». Человек слаб, но в его силах противостоять своим слабостям, бороться с ними. Неоднозначно показана тема добра и зла на образе Понтия Пилата. Он в душе противится казни Иешуа, но ему не хватает смелости пойти против толпы. Приговор бродячему невинному философу выносит толпа, но отбывать наказание вечно суждено Пилату. Борьба добра и зла – это и противостояние литературного сообщества мастеру. Самоуверенным литераторам мало просто отказать писателю, им необходимо унизить его, доказать свою правоту. Мастер очень слаб, чтобы бороться, все его силы ушли в роман. Не зря разгромные статьи для него приобретают образ некоего существа, которое начинает чудиться мастеру в темной комнате.                                                                                                                                                                     Общий анализ романа Анализ «Мастер и Маргарита» подразумевает погружение в миры, воссозданные писателем. Здесь можно увидеть библейские мотивы и параллели с бессмертным «Фаустом» Гете. Темы романа развиваются каждая отдельно, и одновременно сосуществуя, в совокупности создавая паутину событий и вопросов. Несколько миров, нашедших каждый свое место в романе, автор изображает на удивление органично. Совсем не вызывает удивление путешествия с современной Москвы в древний Ершалаим, мудрые беседы Воланда, говорящий громадный кот и полет Маргариты Николаевны.  Этот роман действительно бессмертный благодаря таланту писателя и неугасающей актуальности тем и проблем.

 

26. А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…»  

 

В августе 1942 года состоялось знаменитое сражение подо Ржевом, которое вошло в историю Второй мировой войны как одно из самых кровавых и продолжительных. До сих пор еще живы очевидцы этих трагических событий, которые утверждают, что видели самый настоящий ад на земле. Этой трагической странице в истории русско-немецкого противостояния Александр Твардовский посвятил свое стихотворение под названием «Я убит подо Ржевом». Оно было написано в 1946 году и основано на реальных событиях, Поэтому неудивительно, что автор выступает от имени солдата.

В стихотворении соединяются черты различных жанров: черты жанра «лирики другого человека» прежних периодов творчества поэта, черты лирической исторической песни, чер­ты рассказа и монолога, черты исповеди. Тема исторической памяти выступает здесь в новом ракур­се — как тема преемственности жизни и подвига погибших и жизни живых, продолжения жизни после смерти, завещания погибших героев своим живым современникам, их ответствен­ности перед погибшими. Так же ощутимо звучит здесь тема победы жизни над смертью (погибший герой разговаривает с живыми). Лирический герой этого стихотворения — погибший сол­дат, воин, принявший смерть «в безымянном болоте». На пер­вый взгляд, он ничего не оставил после себя: И во всем этом мире До конца его дней — Ни петлички, Ни лычки С гимнастерки моей. < …. > Мы — что кочка, что камень, Даже глуше, темней. Наша вечная память — Кто завидует ей? Однако в размышлениях поэта смерть эта обретает особый смысл — жизнь этого человека была отдана за Родину, в смер­ти его — своеобразный завет, завещание живым. Стихотворение написано от первого лица. Погибший сол­дат разговаривает с живыми. К такому условному приему не раз обращались поэты. Например, М. Ю. Лермонтов писал в стихотворении «Сон»: «В полдневный жар в долине Дагестана с свинцом в груди лежал недвижим я». Однако условность, фантастика не противоречат у Твардовского правдивому изоб­ражению действительности. Поэт воспроизводит характерные детали фронтовой обстановки: налет, разрыв, болото как мес­то действия, гимнастерка. Упоминаются реальные места, где происходит действие: Дон, Волга, Москва, Ржев, Смоленск, Урал, Берлин. Но главное — стихотворение правдиво и ис­кренне передает чувства фронтовиков, потерявших на войне своих боевых товарищей. Сила лирического переживания увеличивается в стихот­ворении двойным эффектом — «незаконченности войны в сознании лирического героя и сознания победоносной закон­ченности главного события автором и читателем, вместе с со­знанием дальнейшего открытого движения истории и жизни живых. Получается при внешней простоте очень сложное соче­тание лирического и эпического времени — времени лиричес­кого героя, исторического события и времени читателей, слу­шателей, даже грядущих поколений, всей жизни живых — в одном неразделимом времени этого высказывания», выска­зывания человека, живущего после смерти. Все это создает в стихотворении особый эффект — совмещены грандиозная обобщенность картины войны, судеб народных с непосред­ственной задушевностью, неповторимостью переживания, сконцентрированного в нем чувства братства и товарищества, объединяющего живых и погибших. В этом чувстве поэт выделяет два семейных образа (и каж­дый из них как бы удвоен): образ живой матери погибшего воина и образ Матери-Родины, образ братьев («побратимов» общей войны) и образ братства, родства всего живого, всех поколений. «Я» и «мы» сливаются в этом стихотворении в еди­ный голос. И этот голос проникнут особым пафосом — пат­риотизма, беззаветной преданности, честности и чести, чув­ством братства и равенства. Стихотворение воспринимается читателями и как завеща­ние мертвых, и как реквием по убитым, и как клятва живых на верность Отчизне. Содержанию произведения соответствует возвышенная и в то же время очень естественная интонация. Выражения высокого стиля («пламень сердца погас», «клятва святая», «поправшие крепость вражьих земель») органично сочетаются здесь с живой разговорной речью солдата. Встре­чаются здесь и просторечия, и военная лексика («рота», «окоп», «петлички», «лычки»). Стихотворение написано двухстопным анапестом с жен­скими окончаниями. Твардовский использует в основном пе­рекрестную рифмовку (в трех строфах кольцевая рифма). Поэт использует различные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («при жестоком налете», «горькое право»), ана­фору (1, 2, 3, 4, 5-я строфы), сравнение и метафору («Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец…»), фразеологизм («было все на кону»), метафору («Пламень сердца погас»), инверсию («Нам свои боевые Не носить ордена»), риторическое воскли­цание («Если б мертвые, павшие Хоть бы плакать могли! »), ряды однородных членов и бессоюзие («Вера, ненависть, страсть»). Своеобразен синтаксический строй стихотворения. В нем много вопросительных предложений, придающих речи гово­рящего особую эмоциональность, взволнованность. Этому же способствуют многочисленные обращения: «живые», «бра­тья», «товарищи верные», «воины». Стихотворение завершает одну из линий лиризма поэта эпохи войны и намечает новую линию, непосредственным продолже­нием которой является стихотворение «В тот день, когда окон­чилась война…» и ряд произведений последующих лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...