Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для нахождения оптимального соотношения между факторами роста, желаемыми темпами роста, стабильности развития были разработаны модели экономического роста.




Модель Харрода – Домара – модель кейнсианского направления, учитывающая в качестве единственного фактора роста капитал при условии равенства прироста сбережений и инвестиций, причем инвестиции рассматриваются как «новые импульсы» к росту, а производственные мощности полностью используются.

Формула темпа роста и накопления:

 

G = S · CN, (19)

 

где G – темп роста; S – коэффициент сбережения в национальном доходе; CN – коэффициент акселератора.

Для достижения такого темпа роста необходимо, чтобы ресурсы накопления использовались полностью и сбережения были равны инвестициям.

Неоклассические модели экономического роста:

Производственная функция Кобба – Дугласа. Сделана попытка определить эмпирическим путем влияние затрат капитала и труда на величину продукции, что выражается в формуле:

 

Q = А LαKβ , (20)

где Q – величина продукции; А – технологический коэффициент; L – затраты труда; K – затраты капитала; α – коэффициент эластичности по труду; β – коэффициент эластичности по капиталу.

Модель экономического роста Э. Денисона включает действие «физических факторов» – капитала и труда, «производительных факторов» – технологии, размещения, специализации. Причем, повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост ВНП и национального дохода. Данная модель рассматривалась применительно к конкретным странам – странам Западной Европы, Японии, США.

Методы государственного стимулирования экономического роста:

- Кейнсианская школа рассматривает экономический рост с точки зрения факторов спроса.

- Сторонники теории экономики предложения – с точки зрения факторов предложения.

- Неоклассики учитывают множество факторов, выделяя особо технический рост – модель роста Р. Солоу.

Сторонники экономического роста считают, что экономический рост приводит к повышению уровня жизни, решению проблем окружающей среды, к более справедливому достижению распределения доходов и высвобождению свободного времени для населения.

Противники экономического роста полагают, что экономический рост приводит к ухудшению состояния окружающей среды, неуверенности в поступках людей и их обеспокоенности в завтрашнем дне, что находится в противоречии с общечеловеческими ценностями.

28) Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой», а слово «экономика» – «ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегаты), при этом экономика рассматривается как сложная, большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 г. известный норвежский ученый – экономист-математик, один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш. Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кэмбриджской школы, лорда Джона Мейнарда Кейнса. В 1936 г. вышла его книга «Общая теория занятости, процента и денег», в которой Кейнс заложил основы макроэкономического анализа. Значение работы Кейнса было так велико, что в экономической литературе возник термин «Кейнсианская революция» и появилась кейнсианская макроэкономическая модель или кейнсианский подход в противовес традиционному единственно существовавшему до того времени классическому подходу к изучению экономических явлений, т. е. микроэкономическому анализу (классическая модель).

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя), макроэкономика исследует проблемы общие для всей экономики и оперирует совокупными величинами, такими, как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.

Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются:

· экономический рост и его темпы;

· экономический цикл и его причины;

· уровень занятости и проблема безработицы;

· общий уровень цен и проблема инфляции;

· уровень ставки процента и проблемы денежного обращения;

· состояние государственного бюджета и проблема финансирования дефицита;

· состояние платежного баланса и проблемы валютного курса.

Все эти проблемы невозможно решить с позиций микроэкономического анализа, т. е. с уровня отдельного потребителя, отдельной фирмы и даже отдельной отрасли. Именно потому, что существует целый ряд таких обще- или макроэкономических проблем, появляется необходимость в возникновении самостоятельного раздела экономической теории, самостоятельной дисциплины – макроэкономики.

Важность изучения макроэкономики заключается в том, что:

· она не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике;

· знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет не только оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения и, в первую очередь, что должно предпринять правительство, но и разработать принципы экономической политики;

· знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

Различают два вида анализа макроэкономических процессов:

– макроэкономический анализ ex post или национальное счетоводство,
т. е. анализ статистических данных, который позволяет оценивать результаты экономической деятельности, выявлять проблемы и негативные явления, разрабатывать экономическую политику по их решению и преодолению, проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран;

– макроэкономический анализ ex ante, т. е. прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных теоретических концепций позволяет определить их развитие в будущем с учетом новых задач и сложившихся условий.

Основные теории, которые включает макроэкономика: теория экономического роста, теория делового цикла, теория безработицы, теория инфляции, теория денег, теория открытой экономики, теория макроэкономической политики и др.

В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика. К таким общим методам и принципам экономического анализа относятся:

– абстрагирование (использование моделей при исследовании и объяснении экономических процессов и явлений);

– сочетание методов дедукции и индукции;

– сочетание нормативного и позитивного анализа;

– использование принципа «при прочих равных условиях»;

– предположение о рациональности поведения экономических агентов и др.

1. 29) Безработица – это превышение предложения на рынке труда, вызванного высокой зарплатой. Превышение предложения ведет к снижению зарплаты. Поэтому регулирование спроса на труд возможно через динамику зарплаты.

2. Виды безработицы:

3. Фрикционная безработица – добровольнаябезработица, связана с поисками работы, переходом с одного места работы на другое.

4. Структурная безработица связана с изменением спроса на рабочую силу, когда потребность в одних видах профессий сокращается, а на другие предъявляется повышенный спрос.

5. Фрикционная и структурная безработица существует при полной занятости (естественный уровень безработицы).

6. Циклическая безработица обычно вызвана спадом экономической активности.

7. Технологическая безработица вызвана внедрением высоких технологий, станков и оборудования.

8. Институциональная безработица вызвана действием общественных институтов государства.

9. Уровень безработицы – соотношение численности безработных к численности рабочей силы.

10. Закон В. Оукена – на 1% роста уровня безработицы выше естественного, имевшего место в данном году, произойдет отставание объема ВНП на 2,5%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...