Расходная часть бюджета связана с распределением денежного фонда на нужды хозяйства и выполнение функций государства.
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Виды бюджетного дефицита: - активный – бюджетный дефицит, который возникает за счет увеличения бюджетных расходов, сверх запланированных; - пассивный – бюджетный дефицит, который возникает за счет сокращения налоговых поступлений. Отношение дефицита госбюджета к ВВП не должно превышать более 10%. Причины бюджетного дефицита: - увеличение госрасходов на военные нужды, на социальное обеспечение и здравоохранение, создание новых рабочих мест; - сокращение налогов в целях стимулирования экономики; - расходы на специальные программы выхода страны из циклического спада и т. п. Меры преодоления бюджетного дефицита: - выпуск государственных займов (ведет к образованию госдолга); - эмиссия денег (монетаризация); - увеличение налоговых поступлений в госбюджет; - рост и развитие национальной экономики. Эмиссия денег (сеньораж) – доход государства от печатания денег (ведет к превышению темпа роста денежной массы над темпами роста реального ВНП, экономические субъекты платят «инфляционный» налог, часть которого поступает в доходы государства). Эффект Оливера – Танзи: в условиях инфляции налогоплательщики сознательно затягивают внесение налогов в госбюджет. Результат – возрастание дефицита. «Эффект вытеснения» частных инвестиций: выпуск государственных займов для финансирования дефицита госбюджета связывает часть денежных средств населения, что приводит к увеличению рыночной ставки процента, сокращает инвестиционные возможности в частном секторе и, следовательно, снижает потребительские расходы.
Виды бюджетной политики: - экспансивная – бюджетная политика, стимулирующая рост экономической активности; - рестриктивная – бюджетная политика, направленная на снижение экономической активности. Эффективность применения различных видов бюджетной политики и временной период применения зависят и от фазы экономического цикла. Дефицит госбюджета связан с государственным долгом. Государственный долг – общая сумма бюджетных дефицитов минус общий баланс положительного сальдо бюджета (за многие годы). Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям страны. Внешний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям других стран. Государственный долг: - ограничивает возможность экономического роста; - если средства госбюджета идут на перспективные программы, то это может способствовать экономическому росту; - его обслуживание ведет к сокращению возможностей потребления для населения. Обслуживание государственного долга (реструктурирование) – откладывание выплат долга на более поздние сроки. Долг может достигать 50 % ВНП, и это не проблема, если экономика растет быстрее, чем процент по долгу. Управление государственным долгом – совокупность действий со стороны государства: - по погашению суммы долга; - привлечению новых заемных средств; - определению ставок процента по госкредиту; - погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек. При погашении государственного долга используется рефинансирование долга, то есть выпускается новый государственный заем и производится выплата процентов по «старым» долгам. 52) Дефицит госбюджета связан с государственным долгом. Государственный долг – общая сумма бюджетных дефицитов минус общий баланс положительного сальдо бюджета (за многие годы). Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям страны. Внешний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям других стран.
Государственный долг: - ограничивает возможность экономического роста; - если средства госбюджета идут на перспективные программы, то это может способствовать экономическому росту; - его обслуживание ведет к сокращению возможностей потребления для населения. Обслуживание государственного долга (реструктурирование) – откладывание выплат долга на более поздние сроки. Долг может достигать 50 % ВНП, и это не проблема, если экономика растет быстрее, чем процент по долгу. Управление государственным долгом – совокупность действий со стороны государства: - по погашению суммы долга; - привлечению новых заемных средств; - определению ставок процента по госкредиту; - погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек. При погашении государственного долга используется рефинансирование долга, то есть выпускается новый государственный заем и производится выплата процентов по «старым» долгам. Поддержание равновесного уровня национального производства достигается не только с помощью рыночных инструментов, но и с помощью государственного регулирования экономики: изменения величины государственных расходов и налоговых отчислений. Воздействуя на них, государство может подтолкнуть совокупный спрос к расширению или придержать его, тем самым оказывая влияние на макроэкономическую ситуацию. Фискальная (бюджетно-налоговая политика) – система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Фискальная политика направлена на обеспечение полной занятости, производство не инфляционного ВНП, стимулирование экономического роста. Инструменты фискальной политики – государственные субсидии, манипулирование различными налогами, трансфертные платежи, другие виды госрасходов. Цель фискальной политики – сгладить недостатки рыночного развития путем воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение.
Эффективность фискальной политики зависит от времени между принятием решения и его воздействием на экономику, пристрастия к политике, непредвиденных международных шоков. Виды фискальной политики: 1. Стимулирующая (фискальная экспансия): - преодоление спада экономики; - увеличение госрасходов; - снижение налогов; - комбинирование этих мер. 2. Сдерживающая (фискальная рестрикция): - ограничение подъема экономики; - снижение госрасходов; - увеличение налогов; - комбинирование этих мер. Меры фискальной политики сопровождаются мультипликационными эффектами. Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты, налоги посредством специальных решений правительства, направленных на изменения объемов производства, темпов инфляции, занятости (решение правительства о закупке товаров и услуг на крупную сумму или введение нового налога, не зависящего от величины валового продукта). 4. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных трансфертов в зависимости от динамики ВНП, оказывая, таким образом, стабилизирующее воздействие на экономику. Мультипликатор государственных расходов (Rг.р) – приращение ВНП относительно приращения госрасходов, потраченных на покупку товаров и услуг:
Rг.р = DВНП / Dгосударственных расходов. (26)
Государственные расходы могут оказывать мультипликационное воздействие как на сокращение, так и на рост ВНП в периоды спадов и подъемов. Мультипликационное воздействие на уровень ВНП оказывают и налоги. Увеличение налогов приводит к снижению доходов населения и, следовательно, отражается на ВНП и занятости населения. Снижение доходов отразится не только на потреблении, но и на сбережении (на уровне ВНП). Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения госрасходов. Это следствие того, что государственные расходы – одна из составляющих совокупных расходов, а налоги не входят в состав совокупных расходов и оказывают воздействие только через потребление. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Так, например, при преодолении циклического спада увеличиваются государственные расходы, что дает сильный стимулирующий эффект. Снижение же налогов приводит к ограничению государственного сектора и даст на этой фазе относительно небольшой стимулирующий эффект.
Встроенные стабилизаторы: - налоговая система, прежде всего, прогрессивные налоги. По мере роста ВНП в периоды экономических подъемов налоговые поступления автоматически возрастают и тем самым сдерживают экономический подъем. И, наоборот, в периоды спадов налоговые поступления автоматически сокращаются и смягчают экономический спад. - трансфертные платежи. Трансфертные платежи оказывают прямо противоположное значение. Все выплаты сокращаются в периоды экономических подъемов и возрастают во время спада производства. Тем самым трансфертные платежи сокращают потребительские расходы во время экономического подъема, а во время спада увеличивают их. Встроенные стабилизаторы в состоянии уменьшить колебания национального дохода приблизительно на треть. 1. Сосредоточение основной доли финансовых ресурсов страны в федеральном бюджете, которое снижает экономические возможности региональных и местных бюджетов в решении своих социально-экономических функций. 2. Низкая доля собственных доходов и высокая — регулирующих доходов и трансфертов. 3. Укоренившаяся практика административного регулирования доходов территориальных бюджетов. 4. Участившаяся практика «спихивания» расходов вниз по бюджетной системе без подкрепления соответствующими доходами. Отказ федерального бюджета РФ от финансирования многих мероприятий и повышение роли местных и региональных органов власти в жизнедеятельности общества обусловили рост нехватки финансовых ресурсов на низовом уровне. Региональные и местные бюджеты поставлены в крайне тяжелое положение постоянных просителей у вышестоящих органов. Ярким примером тому является ситуация с финансированием повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы в начале 2002 г., когда некоторые региональные власти были вынуждены предлагать свои полномочия вышестоящим инстанциям. По существу, принципы экономической и финансовой самостоятельности местных и региональных бюджетов носят формальный характер и не соблюдаются. Перечисленные проблемы, и прежде всего проблема бюджетного федерализма в управлении бюджетными отношениями:, требуют скорейшего решения, в основе которого — последовательное проведение в жизнь положений Бюджетного кодекса РФ.
54) Фискальная (бюджетно-налоговая политика) – система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Фискальная политика направлена на обеспечение полной занятости, производство не инфляционного ВНП, стимулирование экономического роста. Инструменты фискальной политики – государственные субсидии, манипулирование различными налогами, трансфертные платежи, другие виды госрасходов. Цель фискальной политики – сгладить недостатки рыночного развития путем воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение. Эффективность фискальной политики зависит от времени между принятием решения и его воздействием на экономику, пристрастия к политике, непредвиденных международных шоков. Виды фискальной политики: 3. Стимулирующая (фискальная экспансия): - преодоление спада экономики; - увеличение госрасходов; - снижение налогов; - комбинирование этих мер. 4. Сдерживающая (фискальная рестрикция): - ограничение подъема экономики; - снижение госрасходов; - увеличение налогов; - комбинирование этих мер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|