Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры фискальной политики сопровождаются мультипликационными эффектами.




Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты, налоги посредством специальных решений правительства, направленных на изменения объемов производства, темпов инфляции, занятости (решение правительства о закупке товаров и услуг на крупную сумму или введение нового налога, не зависящего от величины валового продукта).

4. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных трансфертов в зависимости от динамики ВНП, оказывая, таким образом, стабилизирующее воздействие на экономику.

Мультипликатор государственных расходов (Rг.р) – приращение ВНП относительно приращения госрасходов, потраченных на покупку товаров и услуг:

 

Rг.р = DВНП / Dгосударственных расходов. (26)

 

Государственные расходы могут оказывать мультипликационное воздействие как на сокращение, так и на рост ВНП в периоды спадов и подъемов. Мультипликационное воздействие на уровень ВНП оказывают и налоги. Увеличение налогов приводит к снижению доходов населения и, следовательно, отражается на ВНП и занятости населения. Снижение доходов отразится не только на потреблении, но и на сбережении (на уровне ВНП). Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения госрасходов. Это следствие того, что государственные расходы – одна из составляющих совокупных расходов, а налоги не входят в состав совокупных расходов и оказывают воздействие только через потребление. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Так, например, при преодолении циклического спада увеличиваются государственные расходы, что дает сильный стимулирующий эффект. Снижение же налогов приводит к ограничению государственного сектора и даст на этой фазе относительно небольшой стимулирующий эффект.

Встроенные стабилизаторы:

- налоговая система, прежде всего, прогрессивные налоги. По мере роста ВНП в периоды экономических подъемов налоговые поступления автоматически возрастают и тем самым сдерживают экономический подъем. И, наоборот, в периоды спадов налоговые поступления автоматически сокращаются и смягчают экономический спад.

- трансфертные платежи. Трансфертные платежи оказывают прямо противоположное значение. Все выплаты сокращаются в периоды экономических подъемов и возрастают во время спада производства. Тем самым трансфертные платежи сокращают потребительские расходы во время экономического подъема, а во время спада увеличивают их.

Встроенные стабилизаторы в состоянии уменьшить колебания национального дохода приблизительно на треть.

Вместе с тем реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные лаги (запаздывание).

Практически невозможно точно рассчитать влияние изменения параметров фискальной политики на совокупные расходы, а тем более на реальную экономику.

Оценить воздействие на экономику изменения трансфертов и налогов проблематично, потому что, во-первых, их влияние на потребительские расходы зависит от трс, динамику которой предсказать достаточно сложно; во-вторых, для определения степени влияния снижения налогов на инвестиции как компонент совокупного спроса необходимо знать значения мультипликатора и акселератора инвестиций, точный расчет которых затруднителен.

Одна из серьезных проблем реализации фискальной политики — эффект вытеснения. Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Следовательно, государственные расходы вытесняют частные — в этом и состоит эффект вытеснения.


Помимо эффекта вытеснения результативность стимулирующей фискальной политики ослабляет и инфляция спроса, которая может быть следствием увеличения совокупных расходов.

Существуют также проблемы, связанные с действием автоматической фискальной политики. Она не только не в состоянии значительно влиять на ход делового цикла, но и на определенной его стадии может служить так называемым фискальным тормозом. Так, в ситуации, когда после серьезного спада производства экономика только начинает выходить из застоя и ей еще требуется поддержка, стимулы к развитию, встроенные стабилизаторы начинают действовать в обратном направлении, сокращая совокупные расходы и увеличивая налоговые изъятия в казну.

Не следует забывать и о том, что фискальная политика может быть подвержена влиянию политического цикла. Например, практика показывает, что перед выборами некоторые виды государственных расходов увеличиваются, а после них — сокращаются, что, естественно, не способствует повышению эффективности фискальной политики.

55) Современная налоговая система – сложное социальное образование, тесно связанное с развитием рыночных отношений, многоступенчатая система. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством, регионами и местными органами с юридических лиц и граждан.

Функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая,регулирующая.

Объекты налогообложения: доходы, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, другие объекты, установленные законом.

Источники федерального бюджета – налоги на доход, на прибыль. Источники региональных и местных бюджетов – налоги с продаж, налоги на недвижимость. В условиях РФ налог на прибыль делится в определенной пропорции между госбюджетом и бюджетом регионов. Местные власти имеют право взимать местные налоги.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – налоги с подоходно-поимущественной формой изъятия части дохода налогоплательщика, происходящая в процессе приобретения и накопления материальных благ: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служит основанием для обложения. Косвенные налоги – налоги, которые устанавливаются на товары и услуги в виде надбавки к цене или к тарифу. Собственник товара или лицо, которое оказывает услугу, является сборщиком косвенных налогов. Конечный его плательщик –потребитель, который покупает товар или оплачивает услугу по цене, превышающей цену производства на величину налога: акцизные сборы, налоги с продаж, НДС.

Кадастр – опись и оценка объектов, подлежащих налогообложению.

Носитель налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающего налог субъекту налога, а не государству.

Источник налога – доход субъекта или носителя, из которого вносится налог.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, принятая за основу для начисления размера налога.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах.

В зависимости от характера налоговых ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги.

Пропорциональный налог – налог, взимаемый независимо от размеров дохода.

Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода.

Прогрессивный налог – налог, средняя ставка которого повышается по мере возрастания дохода.

Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Контингент налога (сбора) – общая сумма мобилизации денежных средств от всех плательщиков налога на соответствующей территории (в целом по РФ, у субъекта РФ, в границах определенного административно-территориального образования) в месяц, квартал, год.

Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога.

Налоговая льгота – снижение размера (тяжести) налогообложения.

Виды налогов:

Налоги на прибыль предприятий и организаций – прямой налог на юридических лиц, аккумулирующий значительную часть произведённого валового продукта в доход бюджета. Плательщиками налога на прибыль являются коммерческие и некоммерческие организации (в том числе иностранные юридические лица), имеющие доходы от предпринимательской деятельности и другие облагаемые доходы.

Налог на добавленную стоимость, (НДС) (value-added tax) – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

Налог на собственность – налог на недвижимость (землю и здания) и наличную имущественную собственность, уплачиваемый в качестве муниципального налога в размере, пропорциональном оценке объекта собственности.

Налог на недвижимость – налог, который взимается на основании действующего законодательства в зависимости от объёма, состава и стоимостной оценки земли, её недр и неотъемлемо связанных с нею объектов, находящихся в собственности хозяйствующего субъекта, то есть юридического либо физического лица.

Налог на импорт (экспорт) – вид налога, определяющий меру госрегулирования внешней торговли. Объектом налога является таможенная стоимость товаров по пересчёту в национальную валюту по установленному курсу либо определённое количество товара, измеряемое в весовых или количественных единицах.

Налог на прирост капитала – налог на доходы физических и юридических лиц, получаемый от имущественных сделок в виде продажи, дарения, обмена имущества, предоставления его в пользование другим лицам.

Акциз – разновидность косвенного налога.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина – вид налога на потребление, взимаемого с тех физических и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством или между собой (например, заключение договора об аренде, передача ценных бумаг, соглашения об опеке).

Виды пошлин:

Внешнеторговая пошлина – государственный сбор (налог), которым облагаются товары, пропускаемые через таможенную границу данной страны.

Государственная пошлина – денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, милиция, загсы, госарбитраж и т.д.) за совершение действий в интересах предприятия, организации, учреждения и отдельных граждан и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Патентная пошлина – плата за предоставление исключительного права на использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом.

Портовая пошлина – сумма, уплачиваемая судовладельцами за возможность войти в док в некоторых портах и гаванях.

Судебная пошлина – плата предприятий, учреждений и граждан за рассмотрение исковых заявлений и кассационных жалоб судебными учреждениями, а также за выдачу им копий бумаг и документов.

Таможенная пошлина – налог, который взимается в связи с ввозом иностранного товара в страну (импортная пошлина), вывозом отечественного товара за границу (экспортная пошлина) или при транзите товара (транзитная пошлина).

А. Лаффер установил, что снижение налогов ведет к экономическому подъему. Повышение налоговых ставок до определенного момента приводит к росту налогов, а сверх определенного уровня подрывает стимул к деловой активности, что уменьшает налоговые поступления (рис. 10).

Рис. 10. Кривая А. Лаффера

Налоговая политика – система мер по регулированию экономики посредством налогов, часть экономической политики государства. Особенность ее в современных условиях:

- снижение налоговых ставок на прибыль;

- либерализация налогообложения, что обеспечивает устойчивые темпы экономического роста;

- способствует в перспективе поступлениям в бюджет, что приводит к сокращению его дефицита и снижению темпов инфляции.

Принципы налогообложения: всеобщность налогов и их пропорциональность доходу; определенность и ясность налогов;простота и удобство при их взимании, взимание с наименьшими издержками; однократность налогообложения; стабильность;обязательность;справедливость.

Налоговая реформа в РФ начата в 1992 г. Нынешняя налоговая система имеет сходство с европейскими налоговыми системами в общих чертах. Особенно это касается двойного налогообложения.

Налоговая система РФ

Система налогов – совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

Федеральные налоги – налоги, устанавливаемые законодательными актами РФ и взимаемые на всей её территории, по ставкам, установленным Федеральным Собранием РФ. К федеральным относятся следующие налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на доходы банков;

г) налог на доходы от страховой деятельности;

д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

е) налог на операции с ценными бумагами;

ж) таможенная пошлина;

з) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;

и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

л) подоходный налог с физических лиц;

м) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

н) гербовый сбор;

о) государственная пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Налоги субъектов РФ – налоги, устанавливаемые законодательными актами субъектов РФ и действующие на их территории.

К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:

а) налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика;

б) лесной доход;

в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

г) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Местные налоги – налоги, устанавливаемые законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действующие на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования.

Налоги могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие; играть антимонопольную и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения; стимулировать или прекращать определенную экономическую деятельность.

Признаки налогов:

- императивность – признак налога, предполагающий отношение власти и подчинения;

- смена собственника – признак налогов, выражающийся в преобразовании доли частной собственности (в денежной форме) в государственную, в которой образуется централизованный бюджетный денежный фонд (бюджет).

Налоговая политика – часть экономической политики государства, реализуемая с помощью изменения налоговой базы, ставок, льгот и скидок. Налоговая политика отражает степень государственного вмешательства в экономику, что в основном определяется масштабами валового национального продукта (ВНП), перераспределяемого через государственный бюджет, и степень воздействия налоговых мер на размещение ресурсов в частном секторе экономики.

Инструменты налоговой политики – факторы воздействия на налогоплательщиков:

- способы определения налогооблагаемой базы (виды налогов),

- налоговые ставки,

- налоговые льготы,

- способы взимания и распределения налогов.

Становление новой для РФ налоговой системы проходило в жёстких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены на решение задачи создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства; активизацию инвестиционной деятельности и наращивание национального богатства России, благосостоянии её граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени.

Особенности налога:

- персональный, когда он устанавливается применительно к платёжеспособности субъекта;

- реальный налог – им облагается покупка, имущество или товары;

- размер большинства налогов пропорционален стоимости соответствующего имущества, и его начисление начинается с облагаемого минимума на основе определённого тарифа;

- для каждой группы установлен базовый коэффициент, размер которого зависит от того, сколько намереваются получить средств, исходя из совокупности облагаемых налогом ценностей.

Объективные тенденции налоговой политики в РФ:

- проявление налоговой системы как отрицательного фактора экономического прогресса, подавляющего экономический рост;

- криминализация экономики, в том числе банковского сектора;

- ослабление стимулирующего и регулирующего воздействия налогового механизма на поведенческую мотивацию предпринимательства.

Виды налоговой политики:

1. Дискреционная налоговая политика – корректировка налогового законодательства в соответствии с меняющейся экономической ситуацией: изменение налоговых ставок, введение или отмена налоговых льгот и др. Дискреционная политика предоставляет государству широкий выбор инструментов регулирования. Однако на этот тип налоговой политики оказывают негативное влияние три типа «запаздывания», связанных с лагом распознания экономического процесса или конъюнктуры, лагом принятия решения и лагом воздействия.

2. Недискреционная налоговая политика – совокупность элементов автоматических регуляторов («встроенных стабилизаторов»), нацеленных на регулирование среднесрочной цикличности: прогрессивное подоходное налогообложение в индивидуальном подоходном налоге и налоге на прибыль корпораций. Недискреционная политика свободна от перечисленных выше лагов запаздывания, однако предоставляет государству меньшее количество регулирующих инструментов. Недискреционная налоговая политика выражается в регулятивном воздействии на экономику:

- в фазе экономического подъёма – повышение нормы изъятия в бюджет доходов хозяйствующих субъектов;

- в фазе кризиса и депрессии – снижение этой нормы. Экономический рост сдерживается в фазе подъёма и стимулируется – в фазе кризиса за счёт соответствующего воздействия на размеры совокупного спроса.

Субъективные тенденции налоговой политики в России состоят в стремлении увеличить собираемость налогов при неустоявшейся налоговой базе и частых изменениях налоговой политики, в том числе из-за зависимости от международных финансовых организаций.

«Налоговая щель» – налоговая лазейка, позволяющая на законных основаниях избегать, либо уменьшать размер налогообложения.

Налоги и налоговую политику можно рассматривать как ресурсный фактор, находящийся в руках государства; инструмент воздействия на экономические и социальные процессы; фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий. Таким образом, в налогах и налоговой политике государства следует видеть: ресурсы и инструмент, с одной стороны, и фактор риска и зависимости – с другой.

Различают объективную (реальные налоговые отношения и количественные показатели налоговой системы) и субъективную (усилия, цели, намерения и результаты деятельности государства, различных органов, уровней государственной власти и местного самоуправления) стороны тенденций налоговой политики.

Субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Классический пример такого переложения косвенный налог. Тогда субъект налога – производитель или продавец товара, а носитель налога – потребитель товара.

Источник налога на прибыль – прибыль; источник подоходного налога – заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т.д. Прибыль как объект налогообложения представляет собой слагаемое: из балансовой прибыли как суммы прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям; расчётной прибыли, определяемой при реализации продукции, работ, услуг по ценам не выше себестоимости; безвозмездных средств (денежных и материальных), полученных от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством, и объединяемых для совместной деятельности). Суммы, внесённые в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством РФ, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Налоговая квота может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Она отражает тяжесть налогового бремени, так как показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный и все налоги в совокупности.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Могут применяться следующие льготы: введение необлагаемого минимума – освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (дипломаты); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога); изъятие из налогообложения части объекта налога и др. Единицей измерения налоговой базы по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по земельному налогу – единица измерения площади – 0,01 квадратного километра.

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования, структуру потребления и регулирование товарного спроса. Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные ими товары (работы, услуги), и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Налог на импорт (экспорт) существует в форме ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) пошлин, взимаемых государством с импортируемых и экспортируемых товаров и поступающих в доход федерального бюджета. Ввозные пошлины включаются в цену товара, тем самым удорожая их и препятствуя их проникновению на внутренний рынок, таким образом способствуя развитию национального производства. Кроме того, налог на импорт (экспорт) используется в фискальных целях и в современных условиях является важным инструментом государственного регулирования движения товаров во внешней и внутренней торговле. Изменяя уровень ставок ввозных пошлин, вводя новые, отменяя старые на отдельные товары и группы товаров, государство воздействует на производство аналогичных товаров внутри страны.

Косвенные налоги называют «налогами на расход», так как они в отличие от налогов прямых, взимаются в момент совершения расхода. И если от прямого налога на заработную плату уйти невозможно, то от косвенного теоретически можно уклониться путём отказа от покупки. Конечно, можно избежать косвенного налогообложения, не покупая водку или табак, но нельзя отказаться от покупки хлеба, сахара и прочих товаров первой необходимости.

В отличие от прямых налогов косвенные налоги непосредственно не связаны с получаемым доходом или имуществом, находящимся в распоряжении налогоплательщика. Они не изменяют номинальную величину дохода налогоплательщика, но реально понижают его возможности для удовлетворения его потребностей, так как не учитывают доходность и семейное положение плательщика. Их доля в доходах низкооплачиваемых слоев населения значительно превосходит аналогичный показатель средних и высокооплачиваемых групп. По отношению к доходу плательщика косвенные налоги являются регрессивными, так как чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдаёт государству в виде этих налогов.

Объектом косвенного обложения выступают товары личного потребления, билеты зрелищных заведений и транспортных предприятий, денежный оборот предприятий сферы обслуживания. Ставки косвенных налогов делятся на твёрдые и долевые. При твёрдой ставке налог исчисляется на единицу измерения товара. При долевой, чаще всего процентной, ставке берётся в определенной доле к цене товара. Более выгодными для фискальных целей, то есть для бюджета, являются долевые ставки, так как увеличение цены товара автоматически увеличивает размер косвенного налога. Ставки колеблются от 2% (продукты питания) до 90% (алкогольные напитки) к цене. Поступления от косвенных налогов в бюджет могут расти за счёт расширения объектов обложения (в РФ их число составляет несколько десятков) и повышения их ставок.

Помимо фискальных задач косвенные налоги решают задачи по регулированию экономики, стимулируя или сдерживая развитие тех или иных отраслей народного хозяйства. Особенно эффективны для этой цели такие их виды, как налог с оборота и налог на добавленную стоимость, а также таможенные пошлины.

В современных налоговых системах косвенные налоги действуют в форме акцизов, государственных фискальных монополий и таможенных пошлин. В доходах бюджета соотношение между ними различно. Как правило, наибольшее значение имеют акцизы, затем идут доходы от таможенных пошлин и государственных фискальных монополий.

Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый в определенных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.д.). Поскольку во многих случаях невозможно определить доход, полученный от того или иного имущества или вида деятельности, проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода, используется установление платы за патент, лицензию как формы уплаты прямого налога. Кроме того, установление реальных налогов позволяет уравнять лиц, использующих имущество в производственных и непроизводственных целях.

Налоговый кадастр РФ – перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяется земельный, подомовый и другие кадастры, которые служат для определения средней потенциальной доходности объекта налогов – земли, строений и т.д.

Автономная пошлина устанавливается страной самостоятельно, независимо от каких-либо международных документов. Биржевая пошлина – денежный сбор, взимаемый биржевым комитетом с покупателей ценных бумаг за право совершения биржевых сделок (обычно в размере 2 % продажной цены). Вексельная пошлина – денежная сумма, уплачиваемая единовременно векселедержателем в доход соответствующего бюджета за совершение нотариусом протеста переводного векселя в неакцепте или недатирования акцепта, протеста векселя в неплатеже, протеста простого векселя в недатировании отметки и предъявлении.

По методам исчисления и способам применения различают внешнеторговые пошлины, определяемые как кредит к цене облагаемых товаров («ad valorem»); или в форме твёрдых ставок за соответствующую единицу измерения. Список товаров, облагаемых внешнеторговыми пошлинами, и ставки таможенных пошлин приводятся в таможенном тарифе.

56) Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством, регионами и местными органами с юридических лиц и граждан.

Функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая,регулирующая.

Объекты налогообложения: доходы, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, другие объекты, установленные законом.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – налоги с подоходно-поимущественной формой изъятия части дохода налогоплательщика, происходящая в процессе приобретения и накопления материальных благ: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служит основанием для обложения. Косвенные налоги – налоги, которые устанавливаются на товары и услуги в виде надбавки к цене или к тарифу. Собственник товара или лицо, которое оказывает услугу, является сборщиком косвенных налогов. Конечный его плательщик –потребитель, который покупает товар или оплачивает услугу по цене, превышающей цену производства на величину налога: акцизные сборы, налоги с продаж, НДС.

Виды налогов:

Налоги на прибыль предприятий и организаций – прямой налог на юридических лиц, аккумулирующий значительную часть произведённого валового продукта в доход бюджета. Плательщиками налога на прибыль являются коммерческие и некоммерческие организации (в том числе иностранные юридические лица), имеющие доходы от предпринимательской деятельности и другие облагаемые доходы.

Налог на добавленную стоимость, (НДС) (value-added tax) – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

Налог на собственность – налог на недвижимость (землю и здания) и наличную имущественную собственность, уплачиваемый в качестве муниципального налога в размере, пропорциональном оценке объекта собственности.

Налог на недвижимость – налог, который взимается на основании действующего законодательства в зависимости от объёма, состава и стоимостной оценки земли, её недр и неотъемлемо связанных с нею объектов, находящихся в собственности хозяйствующего субъекта, то есть юридического либо физического лица.

Налог на импорт (экспорт) – вид налога, определяющий меру госрегулирования внешней торговли. Объектом налога является таможенная стоимость товаров по пересчёту в национальную валюту по установленному курсу либо определённое количество товара, измеряемое в весовых или количественных единицах.

Налог на прирост капитала – налог на доходы физических и юридических лиц, получаемый от имущественных сделок в виде продажи, дарения, обмена имущества, предоставления его в пользование другим лицам.

Акциз – разновидность косвенного налога.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина – вид налога на потребление, взимаемого с тех физических и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством или между собой (например, заключение договора об аренде, передача ценных бумаг, соглашения об опеке).

57) Налоговая система РФ

Система налогов – совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

Федеральные налоги – налоги, устанавливаемые законодательными актами РФ и взимаемые на всей её территории, по ставкам, установленным Федеральным Собранием РФ. К федеральным относятся следующие налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на доходы банков;

г) налог на доходы от страховой деятельности;

д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

е) налог на операции с ценными бумагами;

ж) таможенная пошлина;

з) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;

и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

л) подоходный налог с физических лиц;

м) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

н) гербовый сбор;

о) государственная пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Налоги субъектов РФ – налоги, устанавливаемые законодательными актами субъектов РФ и действующие на их территории.

К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:

а) налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика;

б)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...