Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация программно-целевого подхода при осуществлении государственной культурной политики

Российская Федерация является государством, уникальным по степени территориальной, социально-экономической и этнической мозаичности. В последние годы интенсивно разрушались действовав­шие в течение длительного времени системы отношений, обеспечива­ющих территориальную целостность и управляемость развитием стра­ны. Происходит локализация социально-культурного развития, кото­рая создает ситуацию увеличивающейся социально-культурной диффе­ренциации жителей разных частей страны и становится фактором ос­лабления общероссийской государственности /51/.

Размывание вертикальных хозяйственных и управленческих свя­зей требует поиска новых интеграционных механизмов, которые спо­собны предотвратить нарастание социально-экономического развала, позволят сохранить целостность государства и усилят потенциал его развития.

Масштабные изменения в политике и экономике, в социаль­но-экономическом положении разных групп населения сопровождаются усилением социальной напряженности, потерей многими людьми цен­ностных ориентиров, развитием процессов социальной дезинтегра­ции. Все актуальнее становится потребность в формировании нового "ценностного восприятия" происходящих перемен /39/. Как показы­вает реальная практика, происходящее в нашей стране развитие ре­лигиозной деятельности не снимает эту проблему. Необходимо фор­мирование новых ценностей, адекватных характеру и глубине проис­ходящих перемен, обеспечивающих сглаживание социального напряже­ния и интеграцию разных социальных и территориальных групп как граждан единого государства. В противном случае будет нарастать общественное недовольство и будут постепенно усиливаться тенден­ции социально-культурной и государственной дезинтеграции.

И именно сфера культуры может и должна стать в нашем об­ществе таким интеграционным механизмом. Она оформляет и предоп­ределяет новые цели и ценности общественной жизни и может спо­собствовать формированию нового "ценностного восприятия" проис­ходящих перемен, а значит и отношения к власти, осуществляющей политику перехода к демократическому государству с рыночной эко­номикой.

В качестве важнейшей цели политики государства в сфере культуры было определено сохранение накопленного культурного по­тенциала и системы государственных институтов, обеспечивающих культурную деятельность. На достижение этой цели была направлена федеральная целевая программа "Сохранение и развитие культуры и искусства (1993-1995 годы)" (продлена на 1996 год постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. N 541 "О продлении сроков реа­лизации федеральных целевых программ на 1996 год"). Сфера куль- туры оказалась первой среди отраслей социальной сферы, для кото­рой была разработана и принята специальная федеральная програм­ма.

Это программа была по своей сути программой охранительной. Важно было защитить культуру и искусство, защитить организации и работников отрасли в период, когда ведущие политики многим гото­вы были пожертвовать ради чисто экономических реформ.

Федеральная программа разрабатывалась на рубеже 1992/93 го­дов, когда стало очевидным, что преодоление кризисного состояния экономики России потребует не одного года. В условиях продолжаю­щегося спада производства и значительного сокращения бюджетных возможностей государства над сферой культуры нависла серьезная угроза. Поэтому разработка и принятие федеральной программы должны были решить две основные задачи. Во-первых, определить цели и приоритетные направления культурной политики государства в кардинально изменившейся политической и социально-экономичес­кой ситуации. Во-вторых, установить гарантии поддержки государс­твом сферы культуры в сложный период перехода к рыночной эконо­мике.

Задачи, перечисленные как самые приоритетные, были в основ­ном решены.Она была построена по предметно-тематическому принци­пу: ее части соответствовали определенным секторам сферы культу­ры. Однако приоритеты реализации отдельных подпрограмм, отдель­ных направлений в рамках подпрограмм не были четко установлены. Это и способствовало тому,что фактически выделяемые из бюджета средства "размазывались" и расходовались неэффективно.

Социально-экономическая ситуация в стране не позволяла в короткие сроки разрешить сложный комплекс проблем, стоящих перед российской культурой. Ряд задач остался нереализованным из-за недостаточного финансирования и сохранил свою актуальность.

Эти факторы были учтены разработчиками при подготовке новой программы. В 1995 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации, которая определила генеральное направление государс­твенной культурной политики на новом этапе политического и соци­ально-экономического развития России. Основные положения Концеп­ции получили одобрение Правительства (протокол от 14 сентября 1995 года) и на их основе разработано и принято Постановление Правительства РФ от 19.06.1996г. N 715 "О федеральной целевой программе развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)".

Выдвинулся ряд новых задач в сфере культуры,которые потре­бовали корректировки сложившихся в предшествующий период приори­тетов. Главные акценты перенесены с задач сохранения ранее на­копленного культурного потенциала на задачи его дальнейшего раз­вития.

Программа исходила из фундаментального значения отечествен­ной культуры в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияю­щих на все сферы государственной и общественной жизни. В условиях светского демократического государства именно культура бе­рет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа /10/.

Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной политики государства. Важнейшими из них являются:

формирование идеологических и нравственных основ демократи­ческого правового государства, в том числе уважения свободы творчества и инакомыслия, гражданственности и патриотизма;

создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества;

сохранение культурных традиций народов Российской Федера­ции, формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач:

поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой куль­туры;

сохранение историко-культурного наследия России и его ис­пользование как важного фактора морально-нравственной консолида­ции народов страны;

развитие принципов федерализма в осуществлении государс­твенной политики на основе четкого разграничения полномочий и эффективного взаимодействия органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления, сохранение и развитие националь­ных культур народов РФ, поддержка всех форм национально-культур­ной самоорганизации граждан;

всемерное содействие развитию как государственных, так и негосударственных организаций культуры, укрепление взаимодейс­твия и сотрудничества органов исполнительной власти в сфере культуры с Российским фондом культуры, творческими союзами и другими общественными объединениями деятелей культуры и искусс­тва, осуществление ими совместных проектов развития и сохранения культуры;

ряд других задач /10/.

Программа охватывает сферы деятельности Министерства куль­туры РФ, Комитета РФ по кинематографии, Государственной архивной службы России, Российской государственной цирковой компании.

В подпрограмму "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" федеральной программы Тамбовская область вошла тремя пунктами, финансируемыми из федерального бюджета:

Государственный архив, г.Тамбов,строительство здания

1998 - 1,5 млрд.руб.,                          1999 - 2,0 млрд.руб.;

Областная картинная галерея, реконструкция

1997 - 2,75 млрд.руб.

Музыкальное училище им.Рахманинова, реконструкция

1997 - 1,15 млрд.руб.

(итого по 1997 году - 3,9 млрд.руб.

по 1998 году - 1,5 млрд.руб.)

Однако финансирование программных мероприятий в 1997 году составило 3,9 млн.рублей (0,2%), в 1998 году - 4,3тыс.рублей (0,3%).

В 1997 году за счет федерального бюджета были выделены до­полнительные государственные инвестиции на реконструкцию здания Мичуринского государственного драматического театра в сумме 1,0 млрд.руб. Этому театру в 1997 году исполнилось 100 лет, в тече­ние последних 6 лет он был закрыт на реконструкцию.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать определенные выводы.

Важнейшей целью культурной политики должно стать установле­ние связи между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как к одному из важнейших измерений разви­тия.Задача культурной политики - организовать спокойный и конс­труктивный диалог в процессе перехода к новой системе ценностных установок и идей. Целью культурной политики является создание богатого гражданского общества, основанного на существовании разнообразных общественных и частных, институциализированных и неинституциализированных инициатив и проектов /33/. Важнейшей ролью сильного Министерства должна стать организация взаимодейс­твия всех участников культурной жизни и регулирование рынка культурной продукции и услуг.

Для того, чтобы культура не на словах, а на деле стала при­оритетной сферой, ее финансирование должно осуществляться пол­ностью,в предусмотренном законодательством объеме.

В качестве стратега культурного развития Министерство куль­туры должно изменить свои отношения с внешним миром и методы ра­боты, для чего необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных структур. Политика, проводимая властью, не всегда объяснима. Почему, например, по данным Минис­терства культуры, в 1994 году музеи получили 48% финансовых средств Министерства культуры? Каковы процедуры финансирования и его приоритеты? Это не может произойти без изменения менталите­та, но свободное циркулирование информации и разъяснение даже внутренней работы властных структур есть неотъемлимая составляю­щая демократического государства /33/.

Необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии решений, создавая различные комитеты и комиссии экс­пертов, сотрудничающих с Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях и системе оценки ре­зультатов.

Необходимо развитие законотворческой деятельности, приня­тие федеральных законов:"О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной социальной помощи", "О театре", "О творческих ра­ботниках и творческих союзах", "О порядке реорганизации и прива­тизации учреждений культуры", "О меценатстве", порядок налогооб­ложения объектов культуры.

Если в Программе сохранения и развития культуры и искусства на 1993-1995 годы была подпрограмма "Развитие материально-техни­ческой базы культуры в регионах", то в новой программе этот раз­дел вообще исчез.

Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры, разночтения в законах создают значительные трудности в работе государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения единого подхода к налогообложению следовало бы осво­бодить все некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать им возможность направлять полученные до­ходы на расширение и совершенствование культурной деятельнос­ти /52/.

В целях привлечения средств меценатов и спонсоров Указом Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ от 12.11.93г. № 1904 увеличена до 5% доля необлагаемой прибыли, перечисляемой государственным учреж­дениям культуры и искусства. Однако, на практике эта налоговая льгота не работает.

Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют потенциальным инвесторам ак­тивно использовать свои средства для поддержки культуры и форми­рования ими своего имиджа.

Совершенствование форм государственной поддержки культуры должно привести к созданию целостной системы государственного протекционизма, призванной обеспечить сохранение и развитие культурного потенциала России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...