Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ социокультурной ситуации в области

Под социокультурной сферой подразумевается совокупность уч­реждений, организаций, творческих групп и индивидов, создаю­щих,воспроизводящих и тиражирующих материальные и нематериальные культурные элементы /28/.

Состояние социокультурной сферы Тамбовской области можно охарактеризовать следующими показателями.

 

Наличие объектов:

муниципальные клубные учреждения -                      765

библиотеки -                                                                   735

музеи -                                                                              10

театры и филармония -                                                      4

кинотеатры -                                                                       7

киноустановки -                                                             362

профессиональные коллективы

(симфо­нический оркестр, камерный хор,

государственные танцевальные ан­самбли

"Ивушка", "Цвета радуги", оркестр русских

народных инструмен­тов "Россияне",

фольклорно-этнографический театр "Иван да Марья") -    6

парки культуры и отдыха -                                         5

центр творчества молодежи -                                                    1

центр культуры и спорта -                                                     1

областной научно-методический центр

самодеятельного творчества -                                              1

редакций газет -                                                              51

телевизионных и радиовещательных компаний -              27

В области сложился богатый творческий потенциал:

Это творческие союзы - тамбовские отделения Союзов России - писателей, художников, архитекторов, театральных деятелей, жур­налистов, концертных деятелей;

общества - музыкальное, охраны памятников истории и культу­ры, книголюбов, отделение Рахманиновского общества.

Свыше 10 тысяч детей и подростков обучаются в 51 детской музыкальной, художественной, хореографической школе, школе ис­кусств.

Кроме того, для социокультурной сферы области готовят высо­коквалифицированных специалистов профессорско-преподавательский состав учреждений высшего и среднего профессионального образова­ния:

Тамбовский государственный университет имени Державина (факультеты культурологии,информационных ресурсов, культуры и искусств);

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени Рахманинова;

колледж искусств;

Моршанский муниципальный областной естественно-гуманитарный колледж (факультеты библиотечный, социальной педагогики).

В области широко распространено народное самодеятельное творчество. Около четырех тысяч специалистов учреждений культуры и искусств привлекают к творчеству более 35 тысяч участников ху­дожественной самодеятельности, 88 самодеятельных коллективов имеют статус "народный коллектив".

Как и в прошлые годы, поддерживая традицию духовного и нравственного обогащения населения, в области состоялись литера­турно-музыкальные праздники, посвященные Н.Гончаровой в Знамен­ке, четвертый праздник, посвященный книгоиздателю И.Г.Рахманино­ву в с.Старая Казинка Мичуринского района, Дни литературы, пос­вященные поэту В.Богданову в Тамбове и Мордовском районе, Чиче­ринские чтения, посвященные 125-летию со дня рождения Г.В.Чиче­рина в Тамбове, мероприятия, посвященные 75-летию нашей земляч­ки, Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, седьмые Ворон­цовские чтения.

Поддержка культурной жизни не сводится только к сохранению существующих форм. За последние два года создан профессиональный симфонический оркестр, Центр культуры и спорта администрации об­ласти, открыт Российский центр кинематографии и стереокино на базе кинотеатра "Родина" в г.Тамбове. Открыт после шестилетнего капитального ремонта Мичуринский государственный драматический театр, чье 100-летие широко отмечалось в 1997 году. Продолжается ремонт памятников архитектуры - тамбовского государственного драматического театра, областной картинной галереи, областной библиотеки имени А.С.Пушкина.

Не смотря на сложное финансовое положение, стабильно рабо­тают все учреждения культуры и искусства.

2.                            2.3. Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры

Проведение государственной политики в области культуры в регионе осуществляет управление культуры администрации Тамбовс­кой области. В соответствии с Положением, утвержденным постанов­лением администрации области от 05.01.96г.(Приложение 1), управ­ление культуры обеспечивает проведение государственной политики в области культуры, искусства и киновидеопроката, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их развития, содействует демок­ратизации процессов культурного строительства и в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое осуществление указанной политики на территории области. Организационная струк­тура управления культуры администрации области показана на ри­сунке 1.

 

 

 

 

 


Рис.1 Организационная структура управления культуры администрации области

Штат управления культуры администрации области - 21 чело­век, из них 7 человек - обслуживающий персонал.

Основными задачами управления культуры администрации облас­ти являются:

координация развития сети учреждений культуры, искусства, киновидеопроката и киновидеопоказа на территории области;

разработка мероприятий по реализации своих полномочий, вы­текающих из требований законов Российской Федерации, решений об­ластной Думы, постановлений администрации области и "Основ зако­нодательства РФ о культуре";

обеспечение прав и свобод человека в области культуры и ис­кусства;

разработка на основе федеральной политики в области культу­ры, искусства и кино территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материаль­но-техническое обеспечение;

обеспечение государственного контроля в области сохранности культурного достояния народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации;

осуществление политики демонополизации в сфере производства и распространения культурных ценностей, содействие созданию аль­тернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, твор­ческих союзов, гильдий, иных культурных объединений. Взаимодейс­твие с творческими союзами;

закупка фильмов, лицензий на прокат фильмокопий, обеспече­ние проката фильмов в области.

Управление культуры в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

анализирует, направляет и контролирует работу подведомс­твенных учреждений культуры, искусства, киновидеопоказа, киноп­роката, учебных заведений, разрабатывает и вносит администрации области предложения по совершенствованию и перспективному разви­тию отрасли. Оказывает методическую и иную помощь учреждениям культуры и искусства в районах и городах области в целях обеспе­чения обслуживания населения в соответствии с установленными со­циальными программами;

координирует деятельность местных органов управления куль­туры по реализации федеральной культурной политики;

осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития культуры, искусства, киновидеопроката и киновидеопока­за, обоснование целей и приоритетов развития отдельных видов культурной деятельности на всей территории области и отдельных ее регионах с учетом их ресурсного потенциала;

содействует возрождению и развитию традиционных народных промыслов и ремесел;

разрабатывает и реализует программы кадрового обеспечения учреждений культуры и искусства,

контролирует в пределах своей компетенции соблюдение дейс­твующего законодательства, выполнение актов областной Думы и главы администрации области в подведомственных учреждениях и предприятиях;

осуществляет информационно-аналитическую деятельность, сис­тематически информирует население по вопросам научных и специ­альных знаний в своей отрасли;

выполняет ряд других функций (приложение 1).

В соответствии с Положением об управлении культуры админист­рации области наработано и утверждено администрацией области По­ложение о коллегии управления культуры, её состав.

Коллегия управления культуры является совещательным орга­ном, осуществляющим предварительное коллективное рассмотрение вопросов развития культуры и искусства в области и иных актов и выработки по ним рекомендаций в пределах полномочий, закреплен­ных за управлением культуры администрации области законодатель­ством.

Деятельность управления культуры администрации области по осуществлению культурной политики на территории региона (функций управления, координации деятельности учреждений культуры, ис­кусства, кино) можно разбить на 3 уровня:

1 уровень - взаимодействие с Министерством культуры Рос­сии,Госкомитетом России по кино.

2 уровень - взаимодействие с областной Думой, администраци­ей области, комитетами, управлениями, отделами администрации об­ласти.

3 уровень - взаимодействие с муниципальными органами власти по координации действий в осуществлении государственной культур­ной политики.

Основой государственных гарантий развития культуры, ее ста­бильного функционирования, как это установлено ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", явля­ется бюджетное финансирование.В целях обеспечения этих гарантий, преодоления остаточного принципа финансирования в законе закреп­лена доля расходов на культуру в общих расходах государства в объеме не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов.В области сложилась следующая ситуация:

Доля расходов на культуру в областном бюджете (%)

1993 - 2                                             1996 - 1,9

1994 - 2                                             1997 - 2,1

1995 - 2,4                                           1998 - 1,2

С учетом складывающейся ситуации в социально-культурной сфере управление культуры стремится сохранить престиж областных организаций культуры и искусства, обеспечить хотя бы минимально их экономическую устойчивость, приложить усилия по дальнейшему поиску форм и методов работы в совершенствовании обслуживания населения области, сохранении нравственного потенциала и воспи­тании гражданской позиции населения.

Проведение целого комплекса организационных мер позволяет сохранить сеть учреждений культуры и искусства, провести прием в учебные заведения на уровне прошлых лет, на высоком организаци­онном и художественном уровне проводить творческие отчеты, музы­кальные конкурсы, художественные выставки, ремонтно-реставраци­онные работы на памятниках истории и культуры.

Культурная деятельность на территории области осуществляет­ся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федераль­ными законами,указами и распоряжениями Президента РФ, постанов­лениями и распоряжениями Правительства РФ, международными дого­ворами РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятель­ности в отрасли культуры, искусства и видеопроката, решениями областной Думы, постановлениями и распоряжениями администрации области.

Являясь структурным подразделением администрации области, управление культуры активно взаимодействует с областной Думой, его комитетом по социальной политике и инициирует подготовку и рассмотрение правовых актов по проблемам культуры и искусства.

В последние три года формированию нормативно-правовой базы было уделено особое внимание.

Серьезная работа предшествовала подготовке и принятию зако­на "О библиотечном деле в Тамбовской области". Распоряжением ад­министрации области была создана рабочая группа по подготовке проекта закона из ученых, библиотечных работников, юристов.

Закон "О библиотечном деле в Тамбовской области" был принят областной Думой во втором чтении 21 июня 1996 года, № 67-З /при­ложение 2/.

Он явился правовой базой организации, сохранения и развития библиотечного дела в Тамбовской области. Закон установил принци­пы деятельности библиотек, гарантировал право граждан на свобод­ный доступ к информации, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, научную и образовательную деятельность.

Закон регулирует вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между органами государственной власти и органов местного самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с Основами законодательства РФ о культуре, федеральными законами "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов" и нормами международного права.

Закон "О библиотечном деле в Тамбовской области" дополнил и расширил действия Федерального Закона на территории области в следующих моментах:

1. Он распространяется на все библиотеки области независимо от их ведомственной принадлежности и формы финансирования;

2. В Законе четко закреплены полномочия исполнительной и представительной власти, органов местного самоуправления;

3. Законодательно определен статус центральной библиотеки области - областной универсальной научной библиотеки имени

А.С.Пушкина, расширены ее полномочия. Она стала координирующим и методическим центром всего библиотечного дела области;

4. Определено, что книжный фонд области является культурным наследием.

В проект закона также были заложены социальные льготы для работников библиотек, почтовые льготы по пересылке литературы по межбиблиотечному абонементу. К сожалению, эти статьи не были поддержаны областной Думой и из закона изъяты.

Принятие Закона повлекло за собой дальнейшую наработку нор­мативной базы. Работники областных библиотек оказались самой низкооплачиваемой категорией работников культуры (а работники культуры и работники образования - самые низкооплачиваемые кате­гории в области). В связи с этим удалось добиться принятия пос­тановления администрации области от 07.07.97г. № 421 "О социаль­ной защите работников областных библиотек управления культуры", которым устанавливается ежемесячная надбавка к должностному ок­ладу за выслугу лет, премирование в размере 25%, материальная помощь.

В соответствии с Законом области и постановлением админист­рации в четырех районах области и городе Тамбове также решен вопрос о доплатах библиотечным работникам.

Постановлением администрации области от 09.02.96г.№ 70 "Об обязательном бесплатном областном экземпляре изданий" опре­делен порядок формирования комплекта местных документов и крае­ведческих фондов, использования их в информационно-библиографи­ческом обслуживании, определен порядок их доставки в областную научную библиотеку.

Областной универсальной научной библиотекой имени А.С.Пуш­кина в соответствии с новым законодательством был наработан па­кет документов и направлен во все централизованные библиотечные системы области. Пакет включает: примерный Устав ЦБС (централь­ной библиотечной системы) района, правила пользования ЦБС, пра­вила внутреннего трудового распорядка, примерную должностную инструкцию директора, номенклатуру дел ЦБС.

Библиотеки области пересматривают свою роль, учатся анали­зировать и прогнозировать ситуацию, ищут нестандартные, творчес­кие и перспективные формы работы, выполняют образовательные, ин­формационные и досуговые функции, проводят адресные мероприятия ко всем знаменательным и памятным датам в общественной жизни страны и области. Проводимая работа способствует повышению роли и авторитета библиотек среди населения, активному использованию библиотечных информационных ресурсов, число читателей в библио­теках области постоянно растет.

В области на государственной охране находится 417 памят­ников истории и и культуры, из которых 22 имеют статус федераль­ного значения. Памятники истории и и культуры в Тамбовской об­ласти представляют собой уникальные, ничем не заменимые и нево­зобновимые свидетельства исторического развития народа, личнос­ти, государства и служат основами духовной, моральной, интеллек­туальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием народов Российской Федерации и мирового сообщества.

На федеральном уровне отношения в связи с охраной государс­твом памятников истории и культуры регулируются Законом РСФСР от 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и куль­туры". Этот Закон морально устарел и не отвечает требованиям се­годняшнего дня. В связи с этим управлением культуры было разра­ботано и внесено на рассмотрение областной Думы "Временное поло­жение "Об охране,реставрации и использовании памятников истории и культуры Тамбовской области". Постановление областной Думой принято 24 июня 1997 года, № 754 и будет действовать до принятия аналогичного федерального закона.

Во Временном положении отмечено, что охрана памятников ис­тории и культуры области находится в совместном ведении Российс­кой Федерации и области. Положением утвержден порядок использо­вания памятников, обязанности арендатора, пользователя и собс­твенника, вопросы государственного учета, управления, реставра­ции, консервации, ремонта памятников, порядок сдачи в аренду, финансирования мероприятий по охране памятников, государственной поддержки деятельности, направленной на сохранение памятников. Для решения этих задач создана Инспекция охраны историко-куль­турного наследия Тамбовской области. В настоящее время инспекци­ей подготовлен проект постановления областной Думы "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры". Пере­чень памятников включает 87 объектов культурного наследия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...