Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Обязанности литературного редактора




В этой главе мы рассмотрим обязанности литературного редактора обычной газеты, насколько важна его работа, как в ней используются новейшие достижения техники и как вносится редакторская правка.

Роль редактора

Цель редактирования заключается в подготовке написанного автором материала к публикации. Верно говорят, что редактор – это последняя преграда между автором и читателем. Идеальный редактор должен быть весьма разносторонним человеком, поскольку ему приходится не только исправлять чисто технические огрехи – опечатки и грамматические неточности, но и определять, верна ли содержащаяся в материале информация

Далеко не каждый может справиться с этими задачами, но с опытом приходит как бы шестое чувство, которое помогает редактору распознать ошибки и неточности. Редактор, естественно, обращает внимание на противоречия в материале и докладывает об этом своему руководителю. В таких случаях статья направляется на доработку, чаще всего пишущему редактору.

В целом же предполагается, что поступающие к редактору материалы содержат точную и проверенную информацию. В идеале для проверки всех данных нужен сотрудник, который самостоятельно собрал бы те же сведения, что и репортер, но это совершенно нереально при издании ежедневной газеты. Журналы и другие периодические издания содержат огромные штаты молодых журналистов, занятых только проверкой и уточнением фактов. Интересно в этой связи отметить, насколько велика вероятность человеческой ошибки, поскольку такие журналы довольно часто вынуждены публиковать поправки к ранее опубликованным материалам.

В газетах довольно часто допускаются фактические ошибки, и серьезные издания оперативно публикуют поправки. При огромном объеме обрабатываемой информации, скорости, с которой она собирается и публикуется, странно не то, что ошибок много, а то, что их не слишком много. Конечно, некоторые газеты обрабатывают материалы более тщательно, чем другие.

Редакторы, репортеры и читатели

Среди студентов факультетов журналистики найдется немного таких, кто мечтал бы стать редактором, все рвутся в творчество. Им кажется, что именно работа репортера захватывает, именно здесь приходят признание, свобода, возможность проявить себя. В действительности же работа редактора тоже открывает широкие возможность для творчества. Правда, она анонимна. Очень часто заголовки, которые пишутся с таким трудом, остаются незамеченными читателем в отличие от хорошо написанного материала.

Один из известнейших американских писателей, непревзойденный мастер стиля Э.Б. Уайт заметил однажды, что читатель постоянно сталкивается с трудностями. Начинающим журналистам и писателям это заявление кажется странным. По их мнению, именно они сталкиваются с наибольшими трудностями. Правильно ли подобрано слово? Достаточно ли ясно выражена мысль? Не стараюсь ли я блеснуть эрудицией в ущерб информации? Такие вопросы неизбежно возникают у начинающего журналиста, и лишь со временем он осознает, что чрезмерное внимание к манере письма может стать преградой на пути свободного потока мысли, сделать материал сухим, безжизненным.

Так как же быть начинающему журналисту? Ведь его учили, что читатель должен постоянно ощущать ход мысли автора, что автор должен смотреть на материал глазами читателя и стараться оценить свою работу насколько возможно объективно. Тут невольно почувствуешь безысходность.

Мысль о том, что автор должен прежде всего думать о читателе, не нова. Много лет назад ее высказал сэр Артур Квеллер - Коч, патриарх Кэмбриджа, в своей статье "Введение: о жаргоне": "Чем более сложно мы пишем, тем менее он (читатель) проявляет внимания к нашему произведению".

Уайт утверждает, что читатель постоянно сталкивается с проблемами и этих проблем еще больше у читателя газеты. Тому есть несколько причин. Одна из важнейших состоит в том, что газета делается в неизбежной спешке, а при написании материала нет ничего хуже спешки. Мало того, что редактор очень часто получает информацию из сообщений репортеров, так у него еще и нет времени, чтобы отложить готовую статью, чтобы позже спокойно ее прочесть еще раз. Опытные репортеры конечно же внимательно читают свои сообщения перед тем как отдать редактору. Но даже лучшие иногда пропускают собственные ошибки.

Редакторы и газета

Структура редакторских отделов зависит от объема газеты. В небольших газетах может вообще не быть специально выделенных литературных редакторов. Редактор местных новостей, который дает задания репортерам, а иногда и сам пишет, вполне может редактировать полученные материалы, писать заголовки и макетировать полосы. Вся работа выполняется очень быстро, и очевидно, что ни одна ее часть не может быть выполнена очень качественно. В совсем небольших газетах каждый выпуск – это настоящий подвиг, совершаемый ежедневно небольшой группой сотрудников. Такие газеты называют иногда "потогонками". Здесь начинающий журналист может накопить бесценный опыт, обладая которым он может смело стучаться в любые двери.

В крупных изданиях новостной редактор не всегда непосредственно контролирует работу редакторов. Он занят преимущественно отбором сообщений для первой полосы и ее макетированием. Заголовки к таким материалам даются, когда сами материалы уже поступили к заведующему редакторским отделом. Именно он несет ответственность за работу редакторов. При такой организации труда очень быстро становится ясно, кто из редакторов способен работать быстро и качественно, а кто выполняет работу кое - как. Эти последние в редакторском отделе долго не задерживаются, поскольку редактор несет всю ответственность за сделанный материал. Зав. отделом проверяет, соответствуют ли заголовки требованиям, и при необходимости возвращает их на доработку. Как уже отмечалось, литературные редакторы стараются выбрать для себя достаточно узкие, наиболее близкие и им интересные темы.

Как научиться редактировать

Начинающие редакторы сталкиваются со множеством трудностей. Прежде всего – втиснуть заголовок в отведенное на полосе место, которого на первый взгляд совершенно недостаточно. Другая проблема – это научиться медленно и тщательно читать текст. Редактор должен быть отменным читателем. Мы все стремимся читать так быстро, как это позволяет сложность текста. Если же читаем для развлечения, то "пробегаем" текст. Серьезные, важные материалы, учебники, например, читаются с большим вниманием. Литературный редактор должен читать еще более внимательно и не упускать ни единой детали текста. Он должен прочесть текст слово за словом в поисках опечаток и ошибок в пунктуации и грамматике, одновременно оценивая текст с точки зрения смысла и четкости изложения.

Дисциплинированность и критический подход, необходимые редактору, весьма ценные качества для журналиста. Начинающие журналисты, стремящиеся к карьере в области паблик рилейшнз или на радио, удивляются, зачем их заставляют заниматься редактированием, которое является одной из основных дисциплин при подготовке журналистов. Ничего странного в этом нет. Ведь работнику паблик рилейшнз приходится писать и редактировать материалы для пресс - релизов или собственных изданий, и здесь редакторский опыт просто необходим. Материалы для радио также редактируются, хотя есть свои особенности, поскольку для эфира фразы строятся иначе, чем для печати. Необходимость постоянно задумываться о том, чтобы читатель понял сообщение правильно, повышает способность к обучению в любой области.

Как правило, карьера журналиста начинается с репортерской работы, но те, кто проявил склонность к редактированию, могут очень быстро оказаться за редакторским столом. В основном же будущий редактор некоторое время работает репортером, чтобы на собственном опыте познакомиться с этой деятельностью и испытать присущие ей трудности. В некоторых газетах начинающие журналисты проходят в течение нескольких месяцев практику в отделах редактирования.

Насколько можно сократить оригинал

От редакторов требуют такого внимания и настолько критического отношения к материалу, что многие заходят слишком далеко. Они вносят правку, в которой нет необходимости, порой даже не понимая, что делают, а вместе с этим вносят и собственные ошибки в текст. Опытный редактор прекрасно знает, что нужно изменить, а что можно оставить нетронутым. В "Нью - Йорк таймс" для таких редакторов изобрели даже почти медицинский термин: "зуд карандаша". Страдающие этим заболеваниям считают, что если не внесли хоть какую - то правку, работа не сделана. На самом деле редактор должен просто решить, пойдет ли материал в таком виде или необходимо что - то подправить.

Репортаж можно написать многими способами. Если послать десяток репортеров на одно задание, они принесут десять разных репортажей, только факты будут одинаковыми. Редактор никогда не должен забывать о том, что об одном и том же можно написать по - разному, и соответственно вносить правку. Редактор должен уважать авторскую манеру выражать свои мысли, если эти мысли выражены ясно и грамматически правильно. Правку следует вносить только в том случае, если редактор уверен, что благодаря ей материал станет лучше.

Сокращать материал для того, чтобы он уместился на отведенное место, следует с большой осторожностью. Это настоящее искусство. Ведь очень легко вычеркнуть какую - то фразу, на которую автор ссылается в другом месте статьи. Кроме того, после сокращения статью необходимо прочесть еще раз, чтобы убедиться, что – целостность материала не нарушена, смысл сохранен, а статья осталась понятной.

Работа редакторов, хорошая ли, плохая, всегда вызывает неприятие авторов. Известный журналист из Ассошиейтед пресс Саул Петт предсказал даже, что следующая война разгорится между авторами и редакторами. В действительности никаких оснований для такой вражды нет, и хорошие редакторы и авторы ведут мирное сосуществование. Хорошие авторы даже благодарны за то, что исправили их грамматические огрехи и проверили – ифры и факты. С другой стороны, хороший редактор уважает автора и не станет вносить правку ради правки. Квалифицированный редактор никогда не сделает правки, обоснованность которой не сможет доказать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...