Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Менталитет и идея архетипа коллективного бессознательного К.Г.Юнга




Проблема природы психических процессов, которые переживаются активно и в тоже время не доходят до сознания переживающего их лица имеет значительную научную предысторию в отечественной и европейской рациональной науке. Долгое время бессознательное сводилось к физиологическому. Глубинно-психическое понималось как особая разновидность физиологического процесса деятельности мозга. Здесь отрицалась какая бы то ни было самостоятельность и автономность бессознательного от нижележащих структур.

В свою очередь сторонники психологического понимания природы бессознательного выделяют бессознательное в фундаментальную и во многом самостоятельную сферу психической жизни человека и общества.

Бессознательно-психические процессы не существуют, конечно, вне субъекта. Но «принадлежность субъекту» не равнозначно «быть субъективной реальностью» в указанном выше смысле. Поэтому бессознательно-психическое есть объективная реальность и не может быть обозначена как идеальное.

Одним из виднейших исследователей коллективного бессознательного был К. Г. Юнг, без изучения взглядов которого нельзя представить полную картину изучения менталитета как коллективного бессознательного. К. Юнг предлагал возвести под индивидуальное бессознательное фундамент коллективного бессознательного. Он задался целью преодолеть абсолютное противопоставление сознательного и бессознательного найти их внутреннее единство. К. Юнг, в противовес господствующему в его время мнению, выводившему коллективное из индивидуального (так считал и его учитель З. Фрейд) предполагал, что - более общее, универсальное, лежащее в основе мировых процессов, приводит к возникновению менее общего специфического. И, соответственно, индивидуальное бессознательное выводится из универсального бессознательного. Таким образом универсальные слои психики имеют своим основанием психологическую структуру человека. Эти универсальные слои психики К.Юнг называл коллективными. «Мы должны признать, что бессознательное содержит в себе не только личностное, но и не личностное, коллективное в форме наследственных категорий или архетипов. Поэтому я выдвинул гипотезу о том, что бессознательное в своих самых глубоких слоях некоторым образом имеет частично ожившие коллективные содержания. Вот почему я говорю о коллективном бессознательном!». «Таким образом, - продолжает Юнг, - психика человека есть и коллективный феномен, ибо каждому с рождения дан высокоразвитый мозг, обеспечивающий ему возможность богатой духовной деятельности, возможность, которую он ни приобрел, ни развил онтогонистически. В той мере, в какой мозг у отдельных людей получил сходное развитие, в той же мере духовная функция, возможная благодаря этому сходству, является коллективной и универсальной». Бессознательное действует внутри психики как некая энергия, имеющая символические формы выражения. При этом действует не хаотически, а в некотором смысле упорядоченно. И К. Юнг задается вопросами: «Какого рода этот порядок? Возможно ли постижение «внутренней логики» этого порядка?». И здесь он выдвигает идею архетипа коллективного бессознательного.

Итак, К. Юнг, придавая решающее значение в регуляции поведения бессознательному, выделил два слоя: индивидуальный (личностный) и коллективный. Личностный слой по Юнгу оканчивается самыми ранними детскими воспоминаниями. Коллективное бессознательное, напротив, охватывает период, предшествующий детству, т.е. то, что сталось от жизни предков. Таким образом, индивидуальное, оказалось, базируется на более глубоком и фундаментальном - «коллективном бессознательном», имеющим уже всеобщую, универсальную природу, так как коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни индивида коллектива и общества.

Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования - архетипы (общечеловеческие прообразы) лежат в основе символики творчества, ритуалов, фольклора. Архетип представляет собой способ организации психики посредством форм, переходящих о поколения к поколению. Архетипы - это структурные компоненты (элементы) человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строения тела. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет в себе архетипический отпечаток. Это «психический конденсат» неотъемлемое наследство, которое с каждым новым поколением нуждалось только в пробуждении, не в приобретении. В продолжение К.Юнг пишет, что «нет ни одной сколько нибудь существенной идеи или воззрения, которые не содержали бы в себе их исторических прообразов. Все они восходят, в конечном счете, к лежащим в основании архетипическим праформам, образы которых возникли в то время, когда сознание еще не думало а воспринимало». Однажды возникнув, архетипы передаются из поколения в поколение, тем самым стремясь приобрести свойство субстанционального - это и есть менталитет как коллективное бессознательное. Архетипы необходимо различать, во-первых, на представленные широко в культурах, в объективированных формах, например в текстах, мифологемах, сказках, картинах мира. На этом уровне архетипы суть социокультурные инварианты, универсалии; во-вторых, и на проявляющиеся на уровне индивида.

Как же передается это бессознательное, архетипическое от поколения к поколению? Посредствам какого механизма? Возможно частично ответ на это вопрос дают авторы коллективного труда. Следуя генетическому принципу, вслед за С.А. Рубинштейном, они полагают, бессознательное является первичным уровнем, который наследуется и проявляется сразу при рождении. Наследование осуществляется по двум направлениям: Во-первых от предыдущего поколения в целом; во-вторых непосредственно от родителей. В момент рождения человек обладает особенностями, которые К. Юнг назвал коллективными бессознательными. «Коллективное бессознательное», будучи одним из важных структурных компонентов менталитета, обуславливает соответственно и сущностную характеристику менталитета - быть феноменом прежде всего коллективным, но не индивидуальным.

менталитет коллективный бессознательный архетип

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...