Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 10. Люди — творцы культуры




Задачи урока: продолжить поиск признаков, отличающих человека от других живых существ; учить передавать словами красоту человеческого труда, творчества, которые приносят пользу и радость природе и другим людям, дают почувствовать, что такое правда, добро, красота.

Планируемые достижения учащихся: научиться работать в группе, выполняя доброе дело на общую пользу и радость (вежливо обратиться за советом и помощью, попросить поделиться необходимым материалом, поблагодарить за помощь и предложить свои услуги); определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества.

Оборудование: в зависимости от выбранного варианта работы. К варианту урока с украшением кукол для подарка: у учителя — лоскутки цветных узорных тканей, кусочки тесьмы, бусинки и бисер, небольшие клубочки разноцветных шерстяных ниток, ювелирные изделия; у учащихся — куклы, которых они смастерили на предыдущем уроке «Природа в творчестве человека».

Ход урока

Урок можно провести по-разному. Один из вариантов — экскурсия по школе, знакомящая детей с учителями и сотрудниками, которые в своей работе наиболее ярко могут представить им красоту и радость творческого труда. Другие варианты урока (в зависимости от местных условий):

— посильная работа детей на пришкольном участке;

— изготовление игрушек из природных материалов для подшефной группы детского сада, детского дома и пр.;

— посещение мастерской народного мастера, наблюдение за его работой и выполнение некоторых операций в технологической цепочке.

Эти формы работы могут быть использованы в группе продленного дня, во внеучебной деятельности.

В разработке данного урока авторами предложен вариант с украшением кукол, которых первоклассники изготовили на занятии по теме «Природа в творчестве человека». Эти игрушки могут стать хорошим подарком для детей из подшефной группы детского сада или детского дома.

В начале урока можно предложить детям перелистать учебник от начала до закладки и вспомнить, о каких предметах и произведениях культуры они узнали на предыдущих уроках.

Учитель: «Что люди умеют делать? Как они это делают? Из каких материалов? Для чего предназначены эти предметы культуры?» Суммируя ответы детей, учитель обобщает: «Люди издавна делали и делают очень много, и в конечном счете все друг для друга: летают на космических кораблях, самолетах и вертолетах, водят машины и суда по рекам и морям, строят дома и храмы, освещают города и села, мастерят игрушки, предметы домашнего быта, одежду для повседневной жизни, праздника и сцены, играют на музыкальных инструментах, поют и танцуют, сочиняют литературные произведения, пишут картины, заботятся друг о друге и о природе».

Учащиеся рассматривают фотографии на с. 22—23. Учитель: «Какие из этих дел вы уже знаете? О каких узнали впервые?» Затем учитель показывает изящные ювелирные изделия, чтобы убедить детей в мастерстве ювелира. Поясняет, какая сложная работа — старинное ткачество. (Лишь немногие из современных людей умеют ткать, а когда-то это умела делать каждая женщина.) Учитель кратко и емко рассказывает о важном труде хирургов. От их знаний, ответственности, поистине золотых рук часто зависит жизнь человека. Обращает внимание детей на фотографии танцоров строителей: и те и другие по-своему сильны, энергичны. Все мастера своего дела несут добро людям и природе.

От лица кукол Мальчика и Девочки учитель разбирает в учебнике на с. 22 нижний рисунок: что делают ребята, для чего и в какое время года.

Далее обсуждается смысл пословиц на с. 23 учебника: чтобы чувствовать себя полноценным человеком, надо быть мастером своего дела; для этого необходимо учиться и осваивать мастерство. Всякое дело нужно и важно, если в нем есть правда, добро и красота.

Затем дети выполняют задание № 1 на с. 18—19 рабочей тетради. Учитель: «Что нужно для того, чтобы изобрести нечто новое? (Нужны наблюдательность, знания, смекалка, трудолюбие, желание принести пользу, сделать что-то хорошее.) Попробуйте определить словами, какие чувства испытывает герой сказки, судя по выражению его лица, во время своей работы».

В конце урока дети делают подарки для ребятишек из подшефного детского сада или детского дома. Для этого можно красиво нарядить и украсить кукол, которых ученики смастерили на уроке «Природа в творчестве человека». Дети делятся на группы. При этом используется прием жеребьевки с разноцветными клубочками (как на уроке «Мы — люди»). Каждый клубочек определенного цвета остается для работы на столе группы. Дополнительно каждой группе раздаются материалы определенного вида и цвета. В ходе работы дети должны советоваться со своими товарищами. Если для воплощения творческого замысла потребуется материал, нужный по цвету, форме, фактуре, размеру, которого у группы нет, ребята могут обращаться к одноклассникам из других групп с просьбой поделиться. При этом они должны поблагодарить за помощь и в свою очередь пригласить к своему столу за необходимым материалом. К учителю дети могут обратиться за ножницами, а также за советом.

Учитель: «Какими словами вы могли бы определить свое настроение во время работы? Придумайте вместе, к какому празднику и как именно вы подарите своих кукол малышам. В какие игры с ними поиграете?»

В заключение дети отвечают на вопросы: «Что же такое окружающий мир? Почему человек занимает особое место в природе?» (Окружающий мир — это природа, культура и мы, люди. Человек, в отличие от других живых существ, творит культуру. Своим трудом человек преображает мир вокруг. Он старается сделать жизнь краше, а самого себя лучше, добрее, умнее.)

Национально-региональный компонент. Используйте произведения народного творчества своего края для данного урока (ювелирные и тканые изделия, детали традиционного костюма в качестве образца для украшения кукол, изображения традиционного жилища).

Физкультминутки. Вспомните текст «Куколка, куколка...» и движения к нему. Придумайте продолжение текста по этой модели и новые движения. Дети могут выполнить ритмические движения в сопровождении народной музыки.

Рекомендации для занятий в семье. Выполните задание № 2 на с. 19 рабочей тетради.


 

За страницами учебника (раздел «Мы и наш мир») Организуйте путешествие в ближайший городской парк, за околицу села в мир красок и звуков родной природы. Пусть дети соберут и подарят друг другу, учителю и родителям осенние букеты. Побеседуйте с первоклассниками на темы: 1. Музыка осенней природы. 2. Образы природы в творчестве человека.

 


Раздел «Наш класс»

Урок 11. НАШ КЛАСС В ШКОЛЕ

Задачи урока: показать детям классную комнату как целый мир; познакомить с образами класса в разные исторические эпохи и с тем, как изменялись со временем принадлежности для письма и оборудование классной комнаты.

Планируемые достижения учащихся: уметь определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности.
Оборудование. У учителя — гусиные перья и перочинный ножик, стальные перья для письма, чернильницы с чернилами, пресс-папье.

Предварительная работа. В краеведческом музее посетите экспозицию, в которой представлены старинные письменные принадлежности. Если есть возможность, побывайте в специальном музее-школе (таков, например, музей «Земская школа» на родине С. А. Есенина в селе Константинове Рязанской области).

Ход урока

Начать урок можно с вопроса о том, каковы составные части окружающего мира (природа, культура, люди).

Затем дети делятся на группы по четыре человека, сидящие за соседними партами (столами). Каждый участник группы ответствен за свою сторону классной комнаты: слева, справа, внизу, вверху. Ребята играют в игру: какая группа точнее и полнее перечислит предметы и явления природы и культуры в классной комнате. Для счета используются счетные палочки, окрашенные в разный цвет (или фишки зеленого цвета — для предметов природы, красного — для предметов культуры). Одна из групп (по желанию) рисует на доске цветными мелками (зеленого и красного цвета) портрет классной комнаты. Далее учитель вместе с детьми подводит итог игры, добавив в рисунок-схему на доске то, что еще необходимо для исчерпывающей полноты.

Если ни одна из групп не назвала воздух, природное солнечное освещение днем, воду (в водопроводе) в классе, обратите внимание детей на эти составные части природы, которые настолько нам необходимы и привычны, что мы даже о них забываем. Объясните, почему после каждого урока на перемене надо обязательно проветривать классную комнату; почему столы в классе для учеников стараются всегда ставить так, чтобы свет из окон падал с левой стороны; зачем в каждом классе есть водопроводный кран и раковина. Предложите детям, работавшим у доски, вымыть водой запачканные мелом руки.

Куклы Мальчик и Девочка могут в диалоге рассказать про мел. Это особенный предмет в классе. Без него тоже трудно представить себе школьную жизнь. Что это — предмет природы или культуры? (И то и другое, смотря на что мы обращаем внимание, говоря об этом предмете.) Кратко расскажите «историю» кусочка мела в вашем классе (от живого к неживому; от природы к культуре).

Учитель: «Рассмотрите в учебнике на с. 26—27 современную и старинные классные комнаты. Сравните их. Скажите, что между ними общего и в чем различие. Рассмотрите старинные письменные принадлежности, которые учитель принес на урок. Вспомните, какие старинные принадлежности для письма вы видели в музее. Сравните современные и старинные школьные принадлежности на рисунках в учебнике. Выполните задание № 1 на с. 20 в рабочей тетради».

Далее дети переходят к заданию № 2 на с. 20 в рабочей тетради. Кукла Мальчик может загадать загадку о гусином пере и рассказать о том, почему перочинный ножик так называется. Кукла Девочка спрашивает, не помнят ли самые внимательные дети, какой поэт изображен в учебнике с гусиным пером в руке. Учащиеся уточняют имя, отчество, фамилию поэта, вернувшись к с. 13 учебника, еще раз рассматривают образ А. С. Пушкина на портрете.

Слово «перо» в рабочей тетради дети могут попытаться написать ручкой со стальным пером настоящими чернилами из чернильницы. Обратите внимание детей на то, что свое название стальное перо получило «по наследству» от гусиного пера, так как у них с ним одинаковое предназначение.

Выполните задание № 3 на с. 21 рабочей тетради.

Сделайте вывод: «В классе мы окружены и природой, и культурой. Причем культура школы и письма очень давняя и интересная. Она развивается и сейчас, в наше время».

Национально-региональный компонент: предметы, материалы, способы письма (или шире — передачи информации) в национально-региональной традиции.

Физкультминутки. Игра «Дети бегали по школе». Стоя у парт (столов), дети подскакивают, приговаривая:

Дети бегали по школе И считали этажи: Раз, два, три, четыре, Умножаем на четыре, Делим, делим на четыре, Получается:.... (Ведущий называет любое число.)

После слова «получается» все дети останавливаются, поставив ноги на разное расстояние (кто на ширине плеч, кто шире, кто уже). Затем каждый ставит ноги вместе способом «елочка» или «змейка», стараясь уложиться в то число шагов, которое назвал ведущий.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребенком выполните задание № 4 на с. 21 в рабочей тетради. Расскажите ему о школе, в которой учились вы (где она находилась, какой она была).

Если есть возможность, прочитайте ребенку отрывок из книги «День египетского мальчика» с описанием школы и письменных принадлежностей в Древнем Египте.


Урок 12. МЫ — ДРУЖНЫЙ КЛАСС

Задачи урока: приступить к формированию осознанной сплоченности учащихся как членов единого коллектива — класса, развитию коллективистского самоопределения личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями.

Планируемые достижения учащихся: понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовность к взаимодействию и взаимопониманию; развивать чувство принадлежности к коллективу (классу), поколенческой идентичности (мы — это я и мои сверстники).

Оборудование: без особых рекомендаций.

Предварительная работа. Первый вариант: выполните с детьми посильную сезонную работу на школьном участке, во дворе подшефного детского сада (детского дома, дома ветеранов). Заранее договоритесь о том, чтобы авторитетный для детей человек похвалил и поблагодарил их за дружную коллективную работу. Второй вариант: примите всем классом участие в школьном конкурсе начальных классов на лучшую коллективную работу, например «Рисунок на асфальте» и т. п. (в зависимости от условий и погоды).

Подготовьте стационарный стенд с фотографиями учеников, их именами, фамилиями и датами дней рождения. Вторая часть стенда «Мы — дружный класс» отражает текущую жизнь класса. Начать экспозицию можно с фоторепортажа, посвященного коллективному мероприятию (до этого место на стенде может быть оформлено плакатом ко Дню знаний).

Подготовьте напечатанные или написанные от руки на полосках бумаги тексты пословиц к уроку из учебника.

Ход урока

Открыть урок может диалог кукол Мальчика и Девочки о дружной совместной работе детей накануне. Необходимо подчеркнуть яркие подробности сотрудничества (как обдумывали тему рисунка, намечали композицию, распределяли, кто и что будет рисовать; как обменивались цветными мелками в ходе работы, уточняли детали рисунка и придумали неожиданный выразительный штрих, украсивший всю композицию; кто кому и как помог в трудном случае, какую испытали радость от взаимопонимания и взаимодействия и т. п.).

Диалог сопровождается рассматриванием на стенде фотографий прошедшего мероприятия. Кукла Девочка: «Давай сделаем подписи к фотографиям. Некоторые у меня уже есть». (Это пословицы.) Куклы пробуют подобрать подписи, обращаются за помощью к детям. Учитель вызывает желающих. В случае затруднений с помощью кукол сам распределяет уже готовые подписи, а детей просит подумать еще раз в ходе урока или потом, на перемене.

Затем учитель предлагает детям подняться из-за парт, дает задание встретиться глазами с теми из ребят, чьи имена уже хорошо знакомы, и помахать им рукой. (Правило: нельзя окликать друг друга, игра проводится в тишине.) Затем нужно попробовать, находясь на своих местах, объединиться через рукопожатие (дети берутся за руки змейкой по рядам). Когда все руки соединились, проводится игра «Море волнуется», после чего дети бесшумно садятся за парты. Эта часть занятия выполнит и роль физкультминутки.

Продолжается беседа кукол с детьми. Мальчик: «Ребята, вот у нас написано на стенде и в учебнике: “Мы — дружный класс”. А кто это “мы”? Поднимите, пожалуйста, руку те, кто относит себя к “мы”». (Дети поднимают руки вместе с учителем.) Девочка: «А теперь поднимите руки те, кто может сказать о себе “я”. (Дети снова поднимают руки.) Получается, что “я” и “мы” друг с другом очень связаны. Без “я” не может быть “мы”». Мальчик: «А ты знаешь, что раньше многие правители говорили о себе “мы”: “Мы повелеваем, мы опечалены, мы желаем, мы разгневаны...”» Девочка: «Вот какая сила в слове “мы”. Ребята, попробуйте составить предложение, одинаковое по смыслу с предложением “Мы — дружный класс”, используя слово “я”». (Я учусь в дружном классе.) Учитель: «Ребята, а как можно назвать тех, кто учится в одном классе? (Одноклассники.) А если наш класс дружный, то нас можно назвать... Как называют тех, кто дружит? (Друзья.) Какое еще слово подходит к тем, кто учится в школе?» (Ученик, ученики.) Учитель выписывает слова «ученики», «одноклассники», «друзья» на доску. Если класс читающий, то ученики дополнительно выделяют эти слова в учебнике с помощью счетных палочек. Мальчик: «Ребята, а кого мы еще не назвали? Без кого не может быть класса и учебы в нем?» (Учитель.) Учитель: «Давайте скажем то волшебное слово, которое делает учебу в классе радостной, а каждый урок превращает во встречу друзей». (Дружба.) Затем учитель выразительно читает завершающий абзац урока (в читающем классе дети следят за его чтением с помощью счетной палочки) и спрашивает, согласны ли дети с прочитанным текстом.

При наличии времени детям предлагается заполнить рисунком или принесенными заранее фотографиями одно (по выбору) из отведенных в рабочей тетради мест (с. 22), «поработать фотокорреспондентами», рассказывающими о жизни класса.

Кукла Мальчик: «На прошлом уроке мы по-другому говорили о классе. Ребята называли... не могу вспомнить. Помогите мне, пожалуйста. (Ребята перечисляют слова прошлого урока, описывающие материальный мир класса.) Вот-вот-вот. Вспомнил! Так что же, мы на прошлом уроке ошиблись? Не про то говорили? Оказывается, у слова «класс» разные значения. В одном случае мы говорили о классе как о комнате, которая заполнена частицей природы; в другом мы понимали под словом «класс» содружество людей, у которых есть общие цели, общая работа и общие радости». Учитель спрашивает мнение детей и делает вывод: «Наш класс — это целый мир. В нем есть и природа, и культура, и мы — люди!»

Национально-региональный компонент. Вспомните с детьми те сказки, пословицы культурной традиции народов своего края, в которых говорится о дружбе, взаимопомощи, товариществе.

Физкультминутки. Можно повторить игру «Дети бегали по школе», а также исполнить ритмичные движения под песню «Если с другом вышел в путь».

Рекомендации для занятий в семье. Выполните с ребенком задание № 1 на с. 22 рабочей тетради. Заранее обдумайте задание № 2 на с. 23. Оно предназначено для следующего урока «Учитель — наставник и друг». Обратите внимание, что для нормальной адаптации ребенка к школе, формирования положительного отношения к обучению очень важна эмоциональная позиция близких взрослых. Поэтому необходимо в воспоминаниях о своих школьных годах выдерживать положительный тон, настраивающий ученика на соответствующее отношение к учебе и школе в целом. Кроме того, подобные беседы сближают ребенка с родителями и служат залогом того, что в случае затруднений ребенок обратится за помощью именно к ним, а не замкнется в своих проблемах, т. е. выполнение данного задания не разовое мероприятие, а начало определенных внутрисемейных отношений, имеющих не нравоучительное, а скорее терапевтическое значение для всех последующих лет учебы и взаимоотношений с ребенком.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...