Тема года: «Открытие мира в кругу верных друзей»
В 1 классе основное внимание необходимо уделять развитию дружеских и добросердечных отношений, ведь дети только начинают входить в новый для них школьный мир с его требованиями и сложными для малышей правилами. Адаптация к школе часто бывает болезненной и ведет к появлению неуверенности в себе, излишней застенчивости. Нервные перегрузки могут стать причиной отклонения в поведении — агрессивности, повышенной возбудимости, озлобленности. Чтобы избежать этих трудностей, необходимо создать в классе такую атмосферу, в которой дети чувствовали бы себя уверенно и защищенно. Поэтому название темы года — «Открытие мира в кругу верных друзей» — представляется достаточно емким. В течение учебного года первоклассники будут не только осваивать азы курса «Окружающий мир», но и учиться азам дружбы. Эта наука не менее сложная, чем любая другая. Она требует отзывчивости, чуткости, ответственного отношения, самоотверженности. Ребятам предстоит узнать, что такое верность, долг, обязательность. Они уже сталкиваются с негативными качествами и поступками своих одноклассников. Но, соприкасаясь со светлыми и темными сторонами характера людей, дети постепенно расширяют свой жизненный опыт и представления о добре и зле. В этом им помогут как реальные примеры из повседневной жизни, так и опыт, полученный из книг и фильмов. Огромное место в воспитании дружбы и чувства долга играет введение кодекса чести класса, который далее будет подробно рассмотрен в данном пособии. Отталкиваясь от житейских проблем, волнующих ребят, необходимо, однако, по возможности переводить разговор на более возвышенные темы: о героях — защитниках Родины, их смелости, стойкости и верности долгу; о том, что воины, которые жили много лет назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но и нашу личную свободу. Былинные богатыри и солдаты Великой Отечественной войны равно достойны уважения и восхищения. Познакомившись с их подвигами, ребята поймут, что этих сказочных и исторических героев можно также включить в круг своих друзей. Их имена и подвиги знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от показной бравады, честность от изворотливости, верность долгу от пустого упрямства. Внимание можно уделить и знакомству детей со святыми, которые являются нашими невидимыми заступниками и помощниками в добрых делах. Детям важно помнить о тех святых, имена которых они носят. Это поможет им задуматься о том, как вести себя, чтобы быть достойными этих имен.
В круг друзей ребята могут включить и литературных героев. Учитель может использовать их «авторитет» для обсуждения каких-либо проблемных ситуаций и объяснения плохого и хорошего в жизни. Наблюдая за отношениями детей в классе, необходимо корректировать их поведение при возникновении конфликтов и личностного неприятия. В этом случае важно давать конфликтующим ученикам общие задания, объединять их в пары в урочной и в неурочной деятельности. Для сплочения класса необходимы коллективные задания. Одновременно ребят нужно знакомить с правилами этикета, прививать им хорошие манеры. С некоторыми важными правилами дети 6—7 лет уже знакомы, однако они еще не научились понимать их важность для жизни в обществе. Среди наиболее значимых для этого возраста можно назвать формы обращения к старшим и сверстникам, правила поведения в школе и классе, дома и в гостях, за столом, на улице, в транспорте, при посещении музеев, театров, заповедников. Таково общее содержание работы за страницами учебника в 1 классе. Однако оно будет конкретизировано в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».
Часть 1 Раздел «Мы и наш мир» Урок 1. МЫ И НАШ МИР Задачи урока: познакомить детей с учебником, его персонажами и волшебным клубочком, рабочей тетрадью; с правилами безопасности по пути из дома в школу и обратно. Планируемые достижения учащихся: знать основные правила безопасности по пути из дома в школу и обратно, домашний адрес и адрес школы. Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка, волшебный клубочек (в дальнейшем в перечне оборудования указываться не будут, так как станут постоянными помощниками учителя); письмо от авторов учебника; непрозрачные мешочки с ватой, камешками, желудями, ракушками и т. д.; колокольчик; светофор (круги из бумаги красного, желтого, зеленого цвета). У учащихся — учебник и рабочая тетрадь с закладками. Предварительная работа. Оформите как письмо к детям текст со с. 3 учебника. Подготовьте указанное оборудование, в том числе закладки, на которых дети в ходе урока нарисуют волшебный клубочек. Ход урока В начале урока учитель спрашивает детей: «Приходилось ли вам путешествовать? Как вы думаете, для чего люди путешествуют?» (Чтобы больше знать, стать смелее, умнее, воспитать характер, найти новых друзей.) Учитель представляет ребятам кукол — Мальчика и Девочку, предлагает дать им имена. От лица новых знакомых приглашает детей в необычное путешествие — по страницам учебника «Окружающий мир». Ребята раскрывают учебник на с. 3 (эта страница в учебниках детей может быть заложена учителем заранее; в дальнейшем, пока дети не освоят учебник и рабочую тетрадь, учитель может до урока передвигать закладки сам или поручить делать это детям, которые знают цифры). Учитель сообщает детям, что авторы учебника прислали письмо. Вскрывает конверт, подписанный: «Ученикам... класса», и читает его. Прикрепляет письмо к стенду. Затем берет в руки клубочек, проходит по рядам, давая возможность ребятам дотронуться до него. При этом задает вопросы, на которые отвечает тот, кому клубочек достается в руки: «Что такое окружающий мир? Где можно встретиться с окружающим миром? Окружающий мир — это только то, что рядом с нами?»
Учитель просит детей закрыть глаза, звенит в колокольчик и спрашивает, что это. Далее дети закрывают ладошками уши и называют хором предметы, на которые укажет учитель. Потом с закрытыми глазами они ощупывают предметы в непрозрачных мешочках, лежащие на парте, определяют их запах и называют эти предметы. Учитель вместе с детьми делает обобщение: «Окружающий мир мы познаем с помощью глаз и ушей, на вкус и на ощупь, по запаху. А в школе нам помогает узнавать окружающий мир учебник». На развороте с. 4—5 учебника ребята рассматривают фотографии, называют все, что на них представлено, находят подтверждение правильности своих рассуждений. Учитель снова берет в руки клубочек и спрашивает у детей, как этот волшебный помощник служит героям сказок. Затем просит нарисовать клубочек на закладке учебника. Физкультминутки. Учитель: «А какие помощники проводят по неизведанным дорогам настоящих путешественников? (Компас, подзорная труба, бинокль, карта.) Вот и мы сейчас проложим на карте наш первый маршрут. В путь!» Ребята встают из-за парт и начинают путешествие понарошку: ходьба на месте — ладони козырьком у глаз; с высоким подниманием колен — «смотрят в бинокль»; с подскоком — «смотрят в подзорную трубу»; затем переходят к ходьбе на цыпочках, бесшумно усаживаются за парты, и урок продолжается. Дети прокладывают маршрут в рабочей тетради, рисуя ниточку от волшебного клубочка. Учитель проходит по рядам и помогает в случае необходимости. Затем он предлагает еще раз повторить, почему ребятам нужно идти именно этой дорогой.
В завершение знакомства с рабочей тетрадью дети рисуют клубочек на закладке. Физкультминутки. После выполнения задания в рабочей тетради можно сделать пальчиковую гимнастику: 1) пальчики — шагающие человечки, кулачки — машины; 2) ноги шагают под партой — «Мы пешеходы!»; ноги опускаются с пятки на носок, а руки словно двигают руль — «Мы водители!». Движения выполняются по «сигналу» светофора — бумажных кругов красного, желтого и зеленого цвета. Национально-региональный компонент. Кукол можно изготовить в традиционном костюме одного из народов своего края; дать им имена, соответствующие этнической традиции. Рекомендации для занятий в семье. Вместе с детьми запишите домашний адрес и адрес школы на с. 3 рабочей тетради. Обсудите дорогу от дома до школы, по желанию нарисуйте маршрут. Обращайте внимание детей на звуки, цвета, запахи окружающего мира. Урок 2. ПРИРОДА Задачи урока: формировать представление о природе как составной части окружающего мира; учить детей классифицировать объекты окружающего мира (относится к природе или создано человеком), приводить примеры тех и других. Планируемые достижения учащихся: научиться различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры. Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью песни «Наш край» («То березка, то рябина...») Д. Кабалевского на стихи А. Пришельца, толковый словарь русского языка. Ход урока В начале урока необходимо проверить, как усвоен материал предыдущего урока, по вопросам: «Что такое окружающий мир? Что относится к окружающему миру?» Перейти к новому материалу можно с помощью музыкального вступления — записи песни Д. Кабалевского «Наш край». Затем объявляется тема урока и выполняются задания на с. 6 учебника (с использованием иллюстраций всего разворота). Поскольку работа на уроке ведется в поисковом режиме, после ответов детей целесообразно обратиться к статье словаря, чтобы подтвердить правильность сделанных детьми предположений. Этот момент важен для всей системы работы по учебникам серии «Академический школьный учебник»: дети убеждаются, что учебник не является единственным средством обучения, при необходимости информацию нужно отыскивать в других источниках. Учитель демонстрирует словарь и зачитывает текст: «Природа — все существующее, не созданное деятельностью человека».
На основании этого вывода можно вновь обратиться к иллюстрациям на с. 6—7 учебника: теперь дети более уверенно будут классифицировать изображенные объекты. Далее выполняется задание, сформулированное на с. 7 учебника. При этом учащиеся применяют полученные знания, классифицируя объекты, непосредственно окружающие их. После этого учитель предлагает детям привести свои примеры того, что относится к природе или создано человеком. Это можно сделать в игровой форме с использованием волшебного клубочка. Тот, к кому клубочек прикоснется один раз, называет природный объект; ученик, к которому клубочек прикоснется два раза, приводит пример объектов окружающего мира, созданных человеком. Воспитанию внимательного, вдумчивого и бережного отношения к природе может помочь стихотворение Н. Рыленкова, которое учитель зачитывает детям:
Затем выполняются задания № 1 и № 2 рабочей тетради (с. 6—7), которые закрепляют полученные знания и умения. Первое задание можно выполнять в парах, а второе — индивидуально. По окончании работы задания коллективно проверяются. При необходимости дети исправляют ошибки. Желательно также начать выполнение задания № 3 в рабочей тетради (с. 7). Учитель просит детей ответить на вопрос: «Что вам особенно нравится в природе?» Пусть выскажется как можно больше детей. Это позволит усилить ценностную окраску приобретаемых знаний. Рисунок можно выполнить дома или в группе продленного дня. В конце урока дети находят в учебнике на голубой плашке ключевое слово («природа») и объясняют его значение. Не следует стремиться к заучиванию определения. Важно, чтобы учащиеся могли своими словами раскрыть смысл этого понятия. Физкультминутки (потягивания, наклоны в сторону, вперед и назад) можно провести под музыку песни «Наш край».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|