Урок 15. Как ухаживать за комнатными растениями
Задачи урока: учить ухаживать за комнатными растениями, прививать стремление практически применять свои умения по уходу за комнатными растениями. Планируемые достижения учащихся: научиться правильно поливать и опрыскивать комнатные растения, рыхлить почву в цветочных горшках. Оборудование урока: магнитофон, кассета с записью «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; леечка для полива комнатных растений, опрыскиватель, грабельки, трезубец, совок. Предварительная работа. Найдите в литературе по комнатному цветоводству сведения об особенностях ухода за растениями, имеющимися в классе. Ход урока Урок следует начать с повторения материала предыдущего урока. Дети отвечают на вопросы: «Откуда родом комнатные растения? Для чего люди их выращивают?», демонстрируют свои рисунки любимых комнатных растений, вспоминают названия тех, которые находятся в классе. Далее можно провести конкурс знатоков комнатных растений по вопросам: 1. Какое растение похоже на ежика? (Кактус.) 2. Какое растение в народе называют «щучий хвост»? (Сансевьера.) 3. Какое растение может цвести круглый год? (Фиалка.) 4. Какое растение похоже на папоротник? (Пальма.) Звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», который является «визитной карточкой» уроков, посвященных растениям. Для перехода к новому материалу можно задать детям вопросы по теме «Неживая и живая природа»: «Мы уже знаем, что природа делится на неживую и живую. Чем отличаются живые существа от неживой природы? Что должно делать живое существо, чтобы не умереть?» (Дышать, питаться.) Затем дети открывают учебник на с. 34 и сравнивают растения на верхних и нижних рисунках. В ходе беседы учитель подводит учащихся к выводу о том, какие условия необходимы комнатным растениям для жизни. С этими условиями связываются правила ухода за растениями (вопрос и задание в нижней части страницы).
Учитель, обобщая ответы детей, подчеркивает, что жизнь растения зависит от нашей заботы и умения ухаживать за ним:
Дополнительно учитель сообщает, что знать нужно не только общие правила, но и особенности ухода за тем или иным растением. Некоторые из них указаны в карточках-паспортах. Например, кактусы не любят, когда их много поливают, глоксинии зимой срезают, а горшки ставят в прохладное место, бальзамин (ванька мокрый) любит обильный полив, традесканция не любит яркого солнца и т. д. Учитель предлагает внимательно рассмотреть фотографию на с. 35 учебника и спрашивает: «Как вы думаете, это старинная фотография или современная? Почему вы считаете, что фотография старинная? (Ответы детей.) Действительно, этой фотографии около ста лет. О чем она рассказывает нам? Хорошо ли ухаживают за растениями, изображенными на этой фотографии? Почему вы так думаете?» Далее дети рассматривают на рисунках средства ухода за комнатными растениями, обсуждают, для чего каждое из них предназначено: из лейки поливают; с помощью совка пересаживают растение в горшок большего размера; с помощью трезубца рыхлят почву в небольших горшках, а с помощью грабелек — в кадках; опрыскиватель служит для опрыскивания растений, чтобы обеспечить их дополнительной влагой. Затем учитель демонстрирует эти приспособления. Далее проводится практическая работа по уходу за комнатными растениями. Освоить правила полива помогает задание в нижней части с. 35 учебника. В конце урока дети говорят, чему они научились. При наличии времени одни демонстрируют освоенные ими приемы ухода за растениями, другие наблюдают и оценивают.
Рекомендации для занятий в семье. Обсудите с ребенком, все ли предметы для ухода за комнатными растениями есть в вашем доме. Если нет, то желательно купить недостающие. Пусть ребенок развивает дома те умения по уходу за комнатными растениями, которые заложены на уроке. Урок 16. ЧТО РАСТЕТ У ШКОЛЫ (урок в классе) Задачи урока: формировать понятия «деревья», «кустарники», «травянистые растения»; учить использовать атлас-определитель как источник информации. Планируемые достижения учащихся: научиться различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение. Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью песни Д. Кабалевского «Наш край» («То березка, то рябина...»). У учащихся — по две фишки любого цвета, атлас-определитель «От земли до неба». Ход урока В начале урока желательно повторить ранее изученный материал по вопросам: «Какие растения растут в нашем классе? Какие условия необходимы им для жизни? Как нужно за ними ухаживать?» Переходом к теме данного урока может послужить мелодия песни Д. Кабалевского «Наш край», которая в сознании детей будет символизировать мир растений парка и леса. Учитель предлагает детям рассмотреть фотографию на с. 36 учебника и рассказать, что они на ней видят. Скорее всего, дети скажут, что это деревья, кусты, трава. Учитель зачитывает текст в верхней части страницы, обращая внимание детей на слова «кустарники», «травянистые растения». Учитель предлагает рассмотреть схему в учебнике и соотнести ее с фотографией. Соотнесение можно сделать более наглядным с помощью двух цветных фишек: пусть дети по команде учителя положат их сначала на изображение дерева на фотографии и схеме, потом на изображение кустарника, затем на изображение травянистых растений. Учитель, проходя по рядам, проверяет правильность выполнения действий. Далее предлагается центральное задание урока: «Подумайте, чем различаются эти растения». Дети высказывают предположения, опираясь на фотографию и схему. Высказывания детей коллективно обсуждаются, выводы сверяются с текстом в Приложении (с. 90), который учитель читает вслух.
Существенные признаки изученных групп растений закрепляются с помощью задания № 1 в рабочей тетради (с. 26). Сначала можно предложить детям нарисовать схему на доске, а затем в тетради. Рисунок на доске при этом по усмотрению учителя стирается или остается для образца. Полученные знания дети применяют при выполнении задания на с. 37 учебника. При этом они должны по существенным признакам различить конкретные растения разных групп. Одновременно происходит накопление фактических знаний о разнообразии растений, развивается умение распознавать их на рисунке. Это задание лучше выполнять в парах. Для самопроверки используется Приложение учебника (с. 90). Затем учащиеся могут самостоятельно выполнить задание № 2 в рабочей тетради (с. 26). Это задание коллективно проверяется, при этом дети объясняют свои решения. Дополнительно учитель может попросить назвать каждое растение. Особое внимание следует обратить на изображение проростка клена в нижнем ряду рисунков. Возможно, не все дети узнают его. В этом случае учитель просит повнимательнее посмотреть на листья растения. Можно продемонстрировать натуральный лист клена, чтобы дети могли сравнить его с изображением. Это задание помогает лучше осознать разницу между существенными и несущественными признаками растений. Ведь проросток клена не выше травянистых растений, но это — маленькое деревце. Далее для работы в парах может быть предложено задание № 3 в рабочей тетради (с. 27). Оно расширяет представление детей о разнообразии травянистых растений, развивает умение работать с атласом-определителем (в данном случае для распознавания растений на рисунках). В заключительной части урока дети находят ключевые слова на голубой плашке и объясняют их. Учитель просит привести примеры растений каждой группы. Несколько растений дети могут назвать по памяти, а названия других приведут с помощью атласа-определителя «От земли до неба». В этом случае атлас используется не просто для определения растений, а как средство организации упражнений, что существенно расширяет его дидактические функции. В конце урока делается общий вывод, который соотносится с выводом учебника (с. 37).
Физкультминутки. Потягивания, покачивания, наклоны, приседания выполняются под музыку «Наш край». ЧТО РАСТЕТ У ШКОЛЫ (экскурсия) Задачи экскурсии: познакомить детей с растениями различных групп (деревьями, кустарниками, травами), растущими возле школы, закрепить знание их существенных признаков, научить распознавать растения в природе с помощью атласа-определителя. Планируемые достижения учащихся: приобрести первоначальный опыт работы с атласом-определителем в природных условиях; узнать названия наиболее распространенных растений своей местности. Предварительная работа. Осмотрите пришкольный участок и ближайшие окрестности школы с целью выработки маршрута экскурсии. Наметьте растения для распознавания с учетом содержания атласа-определителя «От земли до неба»; положите закладки в атласы-определители. Разработайте текст пояснений к экскурсии в соответствии с видовым разнообразием растений. Ход экскурсии Данную экскурсию целесообразно проводить после урока в классе на ту же тему, чтобы выполнить задание учебника на с. 36 (внизу страницы). Обычно у школы из деревьев можно встретить березу, липу, рябину, клен, ясень, изредка ели и сосны; из кустарников — сирень, спирею, акацию, пузыреплодник, изредка снежноягодник. В цветниках в октябре (в зависимости от погоды) цветут астры, хризантемы, флоксы, бархатцы, календула. Цветут и некоторые дикорастущие травянистые растения, например цикорий. Во время экскурсии у детей и учителя должен быть атлас-определитель «От земли до неба». Сначала учитель предлагает найти среди окружающих растений деревья, кустарники, травы; спрашивает, какие признаки указывают на принадлежность растения к той или иной группе. Подведя детей к намеченному для определения растению, учитель говорит: «Итак, к какой группе относится это растение (дерево, кустарник, травянистое растение)? Знаете ли вы его название? Давайте определим название этого растения с помощью атласа-определителя». (Если дети сразу называют растение, атлас-определитель используется для проверки правильности ответа.) После определения растения учитель зачитывает вслух текст о нем, имеющийся в атласе, а затем может по своему усмотрению дополнить его. Следует, однако, помнить, что рассказ учителя на экскурсии должен быть очень кратким и содержать тщательно отобранные сведения. Так, данные о том, до какого возраста доживают растения, какого размера они достигают, скорее всего, будут лишними для первоклассников в начале обучения.
Под непосредственным руководством учителя целесообразно определить одно дерево, один кустарник и одно травянистое растение. Дальнейшую работу желательно организовать в группах. Первой группе можно поручить определить еще 1—2 дерева, второй — 1—2 кустарника, третьей — 1—2 травянистых растения. Результаты самостоятельной работы представители групп сообщают всем учащимся. По возвращении в класс после экскурсии следует обсудить вопрос к заданию № 4 на с. 27 рабочей тетради: «Какое растение возле школы кажется тебе самым красивым?» Нарисовать это растение или наклеить фотографию учитель предлагает детям дома. Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребенку сделать фотографию растения, растущего возле школы, вклеить ее в тетрадь и подписать название растения (задание № 4, с. 27 рабочей тетради).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|