Упражнение «Самое хорошее и самое плохое»
Упражнение «Самое хорошее и самое плохое» На листе бумаги в столбик выпишите пять самых приятных моментов в своей жизни. Против каждого пункта отмечается, благодаря кому произошло это событие. Затем выписываются пять самых неприятных событий в жизни, и вновь против каждого пункта отмечается, из-за кого это событие случилось. Подсчитывается число событий, произошедших «благодаря мне» или «из-за меня» (А событий). Подсчитывается общее число событий (Б событий). Находится отношение (А/Б), умножается на 100%. Полученное число – это степень зависимости жизни человека от него самого. Проведите анализ путем ответов на вопросы: · Какие события вспоминались легче? · Из-за кого произошло больше всего событий)? · Какое значение в вашей жизни имеют каждые из пар: «хочу–могу», · «хочу – не могу», «не хочу – могу» и «не хочу – не могу»? · Какую ответственность человек несет за свою жизнь? Вопросы для самопроверки: 1. Какие факторы влияют на социализацию личности? 2. Что представляют собой институты социализации? 3. Каково содержание понятия «социальные нормы»? 4. Каковы социально-психологические факторы, способствующие усвоению социальной нормы? 5. Каковы социально-психологические факторы, препятствующие усвоению социальной нормы? 6. Расскажите об этапах социализации личности в концепции Э. Эриксона. Проанализируйте в рамках данной концепции особенности Вашей социализации. 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5. 1. Управление как социальный феномен Предметомнауки управления являются управленческие отношения, т. е. отношения между субъектом и объектом управления; между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя их поставленных задач; между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.
Психология управления – отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса. Идея рассмотрения управления как научной дисциплины и профессии возникла в XVIII в. – в позднюю эпоху развития капиталистической формации общества. На этом этапе происходит выделение чисто управленческих функций. С середины XIX в. начала развиваться концепция систематизированного управления. В начале XX в. эта концепция приобрела качественно новое значение – управление стало рассматриваться как самостоятельная область деятельности, способная принести успех организации. К появлению ряда научных подходов привело усложнение науки управления и управленческих знаний. Американская управленческая культура рассматривала управление как специализированный вид деятельности, а сам менеджер представлялся профессионалом, обладающим специальным образованием. В основе американской управленческой культуры – англосаксонский генотип, ядром которого является рационализм (преимущественная опора на собственные силы, расчетливый конкурентный прагматизм). Японская управленческая культура предусматривала подготовку руководителей, прежде всего, посредством опыта. Управленцы различного уровня проводились через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы. При этом происходило также и обучение искусству человеческих отношений. Типовая схема служебной карьеры японской компании: 1. Поступление на работу в 20–25 лет. Оценка и проверка знаний включает: квалификационный экзамен; программу адаптации работника в условиях фирмы и ориентацию его в делах фирмы, дополнительные испытания (анализ результатов, наблюдение за ходом выполнения работ).
2. Зачисление на постоянную работу с 26 до 35 лет. Стажировка у лучших руководителей и специалистов, наставничество через повышение сложности заданий, повышение квалификации на теоретическом уровне, систематическая оценка деятельности. 3. Должностное и профессиональное продвижение с 36 до 65 лет. Анализируется выбор карьеры руководителя или специалиста. Европейская управленческая культура занимает промежуточную позицию между американской и японскими культурами. С одной стороны, европейцы имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как и американцы. С другой стороны, управление как вид деятельности, которому нужно учиться, до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте. Развитие науки управления можно разделить на три этапа: возникновение и развитие «классической теории научного менеджмента» (начало XX в. – конец 20-х годов); возникновение и развитие доктрины «человеческих отношений» (30-е – вторая половина 40-х годов прошлого столетия); возникновение и развитие современных теорий управления (с 50-х годов по настоящее время) (табл. 5). Таблица 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|