4.3. Этапы социализации в концепции Э. Эриксона
4. 3. Этапы социализации в концепции Э. Эриксона Известный американский психолог Э. Эриксон предложил свою психосоциальную концепцию развития личности по возрастным этапам-стадиям. Он же ввел в научный оборот понятие «групповая идентичность». В представлении Э. Эриксона групповая идентичность формируется с первых дней жизни человека: как только ребенок включается в определенную группу, он начинает понимать мир как эту группу и в последующем ориентируется на нее. Вместе с тем, у ребенка постепенно формируется и его собственная «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности включает ряд этапов, в развитии личности, каждый из которых характеризуется задачами определенного возраста, выдвигаемыми социумом (табл. 3). Таблица 3 Стадии развития личности по Э. Эриксону
Окончание табл. 3
Э. Эриксон описывает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего совершенствования личности.
Период младенчества характеризуется тем, что главную роль в жизни ребенка играет его мать – она кормит ребенка, ухаживает за ним, дает ему ласку, заботу. В результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. От одного года до трех лет – этот период связан с формированием автономии и независимости ребенка. Он начинает ходить, обучается гигиеническому самоконтролю; постепенно встречается с актами одобрения или неодобрения со стороны социума, которые открывают ребенку глаза на самого себя. Впервые формируется одно из важнейших чувств – чувство стыда. В предшкольный период ребенок начинает осознавать себя как личность и еще более активно осваивает мир. У него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в его играх. Он глубже осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности, прежде всего – познавательные. В период среднего детства общения в семье оказывается недостаточно для развития ребенка, к последующему развитию подключаются другие социальные институты, прежде всего – школа. Здесь социум приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности. На этой стадии происходит углубленное психическое развитие ребенка, формируется психический склад его личности. В этот же период приобретаются стойкие невротические реакции, ребенок испытывает чувство тревоги вследствие боязни: какого-либо несчастья с родителями, отсутствия денег в семье, физического насилия, личной несостоятельности, неопределенности в будущем. У тревожного ребенка может быть меньше успехов в школе, ему трудно адаптироваться в обществе, развивать в себе дух здорового конформизма и чувство свободы-ответственности. Период формирования центральной формы эгоидентичности приходится на подростковый и юношеский возраст. Основные психологические проблемы подростков связаны с поиском смысла жизни; определение своего будущего; любовь и разочарования; отношения с родителями; принятие собственного тела, своего характера. Основные психологические реакции подростков: оппозиция, группирование, конфронтация, эмансипация. Созревание познавательных и эмоциональных функций приводит к тому, что подростки используют новые способности в форме критики, сомнений, противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это вызывает конфликт с родителями, особенно если в семье господствует авторитарный и ограничительный стиль воспитания. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями, к замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особое значение для подростка приобретают внешний вид и производимое им впечатление, что также часто приводит к конфликтам с членами семьи. Несмотря на то, что влияние семьи в период взросления уменьшается, она по-прежнему остается дляподростка важной. Относительно стабильными остаются эмоциональные связи, даже при разрыве с семьей они в большинстве случаев поддерживаются, особенно с матерью.
Для молодых людейактуальны поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Индивид в этот период устойчив в ситуации обезличивания, он способен без ущерба для личности смешивать свою идентичность с другими людьми. Развитие идентичности происходит всю жизнь. На человека воздействуют другие люди, особенно его собственные дети. Вкладывая себя в любимый труд, в заботу о детях, человек психологически может быть удовлетворен собой и своей жизнью. В старости эгоидентичность на основе всего жизненного пути личности приобретает завершенную форму. Человек переосмысливает всю жизнь, осознает свое «Я» в размышлениях о прожитых годах. Психологически адекватный человек принимает себя и свою жизнь, осознает необходимость в ее логическом завершении, способен проявлять мудрость. Направленность формирования психики индивида на всех его этапах-стадиях может быть позитивной и негативной. Динамика этой направленности зависит от всех институтов социализации, прежде всего – семьи, особенно на ранних этапах социализации. Достаточно отметить, что сильно выраженный дефицит эмоционального общения матери с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. Переходы от одного периода к другому – это изменение сознания и отношения индивида к окружающей действительности и ведущей деятельности, ломка социальных взаимоотношений человека с другими людьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|