Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.3. Этапы социализации в концепции Э. Эриксона




4. 3. Этапы социализации в концепции Э. Эриксона

Известный американский психолог Э. Эриксон предложил свою психосоциальную концепцию развития личности по возрастным этапам-стадиям. Он же ввел в научный оборот понятие «групповая идентичность».

 В представлении Э. Эриксона групповая идентичность формируется с первых дней жизни человека: как только ребенок включается в определенную группу, он начинает понимать мир как эту группу и в последующем ориентируется на нее. Вместе с тем, у ребенка постепенно формируется и его собственная «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности включает ряд этапов, в развитии личности, каждый из которых характеризуется задачами определенного возраста, выдвигаемыми социумом (табл. 3).

Таблица 3

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия

Линия развития

Нормальная Аномальная
1. Раннее младенчество  (до 1 года) Доверие к людям формируется с удовлетворением основных потребностей ребенка, в общении, любви родителей Подозрительность как результат плохого обращения, отлучение ребенка от груди, эмоциональная изоляция
2. Позднее младенчество (от 1 до 3 лет) Автономияформируется с приобретением ребенком самостоятельных навыков, в том числе контролировать естественные отправления Несамостоятельность, сомнения в себе и гипертрофированное чувствостыда возникают у ребенка, если он ощущает, сомневается в своих способностях
3. Раннее детство (около 3 – 5 лет) Инициативность проявляется в любознательности, активности в изучении окружающего мира, подражание взрослым, включение в половое поведение Покорность формируется при переживании ребенком повторных неудач, гиперопеки со стороны взрослых, подавлении инициативы и т. п.
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие. Ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих усложняющихся задач, при этом развивается вкус к работе Чувство неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревнований с другими детьми развивает чувство неполноценности
5. Подростничест-во и юность (от 11 до 20 лет) Идентификация– усвоение образцов поведения значимых для подростка людей. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения, жизненное самоопределение Спутанность ролей –неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к путанице ролей, которые подросток играет в аффективной, социальной и профессиональной сферах  

Окончание табл. 3

Стадия

Линия развития

Нормальная Аномальная
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) Опыт близких отношений приобретается в поиске близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершить цикл «работа – рождение детей – отдых» Изоляция от людей связана с избеганием интимных близких отношений либо неразборчивые беспорядочные связи, что приводит к его замыканию на самом себе.
7. Средняя взрослость (от 45 до 60 лет) Генеративность характеризуется развитием чувства сохранения рода, интересом к последующему поколению и его воспитанию. Застой – состояние псевдоблизости обрекает супругов на существование для самих себя, приводит к оскуднению межличностных отношений
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Удовлетворенность прожитой жизни Отчаяние

 

Э. Эриксон описывает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего совершенствования личности.

Период младенчества характеризуется тем, что главную роль в жизни ребенка играет его мать – она кормит ребенка, ухаживает за ним, дает ему ласку, заботу. В результате у ребенка формируется базовое доверие к миру.

От одного года до трех лет – этот период связан с формированием автономии и независимости ребенка. Он начинает ходить, обучается гигиеническому самоконтролю; постепенно встречается с актами одобрения или неодобрения со стороны социума, которые открывают ребенку глаза на самого себя. Впервые формируется одно из важнейших чувств – чувство стыда.

В предшкольный период ребенок начинает осознавать себя как личность и еще более активно осваивает мир. У него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в его играх. Он глубже осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности, прежде всего – познавательные.

В период среднего детства общения в семье оказывается недостаточно для развития ребенка, к последующему развитию подключаются другие социальные институты, прежде всего – школа. Здесь социум приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности. На этой стадии происходит углубленное психическое развитие ребенка, формируется психический склад его личности. В этот же период приобретаются стойкие невротические реакции, ребенок испытывает чувство тревоги вследствие боязни: какого-либо несчастья с родителями, отсутствия денег в семье, физического насилия, личной несостоятельности, неопределенности в будущем. У тревожного ребенка может быть меньше успехов в школе, ему трудно адаптироваться в обществе, развивать в себе дух здорового конформизма и чувство свободы-ответственности.

Период формирования центральной формы эгоидентичности приходится на подростковый и юношеский возраст. Основные психологические проблемы подростков связаны с поиском смысла жизни; определение своего будущего; любовь и разочарования; отношения с родителями; принятие собственного тела, своего характера. Основные психологические реакции подростков: оппозиция, группирование, конфронтация, эмансипация. Созревание познавательных и эмоциональных функций приводит к тому, что подростки используют новые способности в форме критики, сомнений, противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это вызывает конфликт с родителями, особенно если в семье господствует авторитарный и ограничительный стиль воспитания. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями, к замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особое значение для подростка приобретают внешний вид и производимое им впечатление, что также часто приводит к конфликтам с членами семьи. Несмотря на то, что влияние семьи в период взросления уменьшается, она по-прежнему остается дляподростка важной. Относительно стабильными остаются эмоциональные связи, даже при разрыве с семьей они в большинстве случаев поддерживаются, особенно с матерью.

Для молодых людейактуальны поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Индивид в этот период устойчив в ситуации обезличивания, он способен без ущерба для личности смешивать свою идентичность с другими людьми. Развитие идентичности происходит всю жизнь. На человека воздействуют другие люди, особенно его собственные дети. Вкладывая себя в любимый труд, в заботу о детях, человек психологически может быть удовлетворен собой и своей жизнью.

В старости эгоидентичность на основе всего жизненного пути личности приобретает завершенную форму. Человек переосмысливает всю жизнь, осознает свое «Я» в размышлениях о прожитых годах. Психологически адекватный человек принимает себя и свою жизнь, осознает необходимость в ее логическом завершении, способен проявлять мудрость.

Направленность формирования психики индивида на всех его этапах-стадиях может быть позитивной и негативной. Динамика этой направленности зависит от всех институтов социализации, прежде всего – семьи, особенно на ранних этапах социализации. Достаточно отметить, что сильно выраженный дефицит эмоционального общения матери с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

Переходы от одного периода к другому – это изменение сознания и отношения индивида к окружающей действительности и ведущей деятельности, ломка социальных взаимоотношений человека с другими людьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...