4. Влияние социализации личности на формирование способности к самореализации
4. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ 4. 1. Понятие социализации С первых дней своей жизни человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание. Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении. Социальные факторы отражают социально-культурный аспект социализации и затрагивают проблемы ее групповой, культурной и этнической специфики. Выделяют несколько факторов, влияющих на социализацию человека: · макрофакторы – страна, общество, организации, государство и культура; · мезофакторы – этнос, региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; · микрофакторы – семья, микросоциум, институты воспитания, религиозные и иные организации. На глобальном уровне на процесс социализации влияют макрофакторы, обусловленные большими социальными общностями. Например, человек родился и живет в России, является гражданином Российской Федерации, где общество свободное и демократическое, присутствует многонациональная культура. Его процесс социализации будет изначально отличаться от жителя другой страны. При этом он может быть русским, татарином, евреем и другой национальности, проживать в любом регионе России, быть жителем города или села. Такие детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины, относят к мезофакторам. Государство, общество широко используют средства массовой коммуникации в процессе воспитания. К средствам массовой коммуникации относятся печать, радио, кинематограф, телевидение, с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п. ) на большие аудитории. На микроуровне в качестве институтов социализации выступают семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие (например, досуговые) коллективы.
Первичный опыт социализации связан с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения. Далее процесс социализации можно характеризовать как постепенное расширение (по мере приобретения индивидом социального опыта) сферы его общения, деятельности и поведения; развитие саморегуляции и становление самосознания и активной жизненной позиции. В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей. 4. 2. Механизмы и средства социализации личности Каждый человек с момента рождения получает свое общество в «готовом» виде как некую объективную реальность. Вырастая биологически, субъект изменяется и социально, при этом он вольно или невольно сталкивается с определенными условиями, рекомендациями, разрешениями, требованиями, запретами и ограничениями - всем тем, что принято называть социальными нормами. Социальные нормы –это официальные и неофициальные кодексы, предписания, правила и уставы, традиции, стереотипы, стандарты.
Их назначение состоит в том, чтобы регламентировать поведение и действия людей, задавать цели, условия и способы выполнения различных действий, а также быть критерием оценки поведения индивида. Социальные нормы дают человеку представление о том, что считается «правильным», «обязательным», «желаемым», «одобряемым», «ожидаемым», «отклоняемым» в деятельности и поведении индивидов. В зависимости от сфер жизнедеятельности индивида основные социальные нормы бывают следующими. Организационно-административные нормы определяют структуру различных официальных обществ, организаций, учреждений, порядок и регламент их работы, обязанности исполнителей и должностных лиц, правила взаимодействия с внешними организациями. Экономические нормы устанавливают формы собственности и порядок их использования, систему оплаты труда, систему использования финансовых средств при обеспечении производственного процесса. Правовые нормы (внутренние и международные) фиксируют полномочия и ответственность граждан и должностных лиц в качестве субъектов юридических отношений, субъектов права. Технологические нормы определяют порядок организации производства и реализации промышленной продукции, устанавливают требования и правила обращения работников с орудиями труда, различными техническими средствами в целях обеспечения безопасности производителей и потребителей произведенной продукции, а также защиты природы. Моральные нормы выражают общественные и групповые требования и предписания к поведению человека, его взаимоотношениям с другими людьми. Выступают в виде внешнего (обычаи, традиции, кодексы, общественное мнение) и внутреннего (принципы, кредо) регуляторов, когда та или иная норма становится органической принадлежностью нравственного сознания индивида. Кроме основных социальных норм существуют и другие нормы, сложившиеся в определенной общественной группе, которые закрепляются, превращаются в обычай и добровольно принимаются в качестве регуляторов поведения членами соответствующих объединений. В зависимости от степени жесткости предписывающего влияния социальные нормы подразделяются на следующие виды:
· нормы-рамки жестко регламентируют поведение и взаимоотношения субъектов в их настоящем; · нормы-идеалы проектируют наиболее оптимальные модели поведения индивидов на будущее; · нормы-дозволения указывают на нормы, которые желательны для поведения в данной группе; · нормы-запреты указывают на действия, которые запрещены для применения. Социальные нормы нуждаются в психологическом освоении их индивидом, превращении из внешних регуляторов поведения во внутренние. При этом важна направленность мотивации индивида на выполнение социальной нормы – позитивная, нейтральная или негативная. Социализация осуществляется тем успешнее, чем глубже внутренне освоены социальные нормы, и их реализация становится для индивида привычкой. Это может произойти тогда, когда определенная социальная норма стала неотъемлемой частью внутреннего мира личности. В освоении социальной нормы для человека важны социально-психологические факторы, к примеру, такой: насколько данную норму признают и реализуют окружающие его люди, особенно семья, родственники, друзья, товарищи по учебе, работе. Можно выделить следующие социально-психологические факторы, способствующие усвоению социальной нормы: внутреннее убеждение личности в необходимости соблюдения нормы; самоактуализация, личностный рост, самосовершенствование и самостимулирование; осознание общественной значимости соблюдения нормы и сознательное подчинение своих моделей поведения ее требованиям; выработанная привычка, стереотип поведения в силу осознания важности нормы или боязни санкций за ее невыполнение; соблюдение групповых требований и интересов; подражание авторитетам. Некоторые социально-психологические факторы препятствуют усвоению социальной нормы, среди них: негативное отношение индивида к «создателю» нормы; неприязненные межличностные отношения с субъектом, во взаимодействии с которым должна быть реализована норма; противоречия и расхождения в понимании нормы; «двойная мораль», ханжество и лицемерие в моделях поведения людей, провозглашающих нормы; противоречия личных и групповых интересов и др.
Реальное отношение индивида к конкретным социальным нормам зависит от его социального статуса и выполняемых им социальных ролей. Кроме того, восприятие, понимание и мотивация в отношении тех или иных норм в немалой мере предопределяются индивидуальными целями и ценностями, которые человек стремится достигнуть. В этом плане то, что для одного выступает как право-возможность, для другого – это право-обязанность; дозволение для одного может быть запретом для другого. Например, руководитель при принятии решения имеет право-возможность посоветоваться со своими подчиненными, подчиненный, прежде чем принять решение, касающееся производственных вопросов, должен согласовать с руководством. Следовательно, для него это будет право-обязанность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|