Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль мозжечка, таламуса, базальных ганглиев и двигательной коры в осуществлении двигательных рефлексов.




Роль мозжечка, таламуса, базальных ганглиев и двигательной коры в осуществлении двигательных рефлексов.

Двигательные области коры, базальные ганглии и мозжечок играют особую роль в осуществлении целенаправленных движений.

 Двигательная область коры является последним супраспинальным центром, в котором образованный в коре замысел движения превращается в ее программу.

В программировании движений, запускаемых корой, большую роль играют мозжечок и базальные ганглии, которые посылают импульсы в двигательную кору через ядра таламуса. В свою очередь, эти структуры получают импульсы от всех областей коры больших полушарий и, прежде всего, от ассоциативной коры, представляя собой важное связующее звено между ассоциативной и двигательной областями коры головного мозга. Кроме того, эфферентные сигналы мозжечка участвуют в регуляции активности нейронов вестибулярных (ядро Дейтерса), красных и других двигательных ядер ствола мозга, а через них – в регуляции активности мотонейронов спинного мозга и ядер черепных нервов.

Таким образом, через указанные пути и связи эфферентные сигналы, идущие от вышеуказанных образований, участвуют в регуляции тонического напряжения мышц, распределении тонуса в покое и при движениях, силы мышечных сокращений, координации мышечных сокращений при выполнении простых и сложных движений.

Знание функций различных отделов ЦНС – спинного мозга, ствола мозга, мозжечка, промежуточного мозга, подкорковых структур необходимо для понимания деятельности ЦНС в целом и для клинической практики. Врач должен знать ведущую роль различных отделов ЦНС в регуляции таких жизненно важных функций организма, как дыхание и кровообращение, а также их роль в обеспечении позы тела и движений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1- Спинной мозг. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений.

2- Продолговатый мозг и мост. Центры продолговатого мозга и моста. Роль продолговатого мозга и моста в регуляции мышечного тонуса. Рефлексы позы. Проводниковая функция продолговатого мозга и моста.

3- Средний мозг. Роль среднего мозга в процессах саморегуляции функций. Рефлекторная деятельность среднего мозга. Функции среднего мозга. Участие среднего мозга в осуществлении позно-тонической деятельности мышц. Установочные рефлексы: статические и статокинетические (Р. Магнус). Ориентировочные рефлексы. Механизм поддержания равновесия тела. Проводниковая функция среднего мозга. Децеребрационная ригидность, ее механизмы.

4- Мозжечок. Афферентные и эфферентные связи мозжечка. Коррегирующие и стабилизирующие влияния мозжечка на моторную функцию. Участие в регуляции двигательных программ. Роль тормозящих нейронов коры мозжечка. Взаимоотношения между корой мозжечка и его ядрами, а также вестибулярными ядрами.

5- Ретикулярная формация (РФ). Особенности нейронной организации РФ ствола мозга, особенности свойств ее нейронов. Связи РФ с основными проводящими путями головного мозга. Нисходящие влияния РФ (тормозящие и облегчающие) на рефлекторную деятельность спинного мозга. Участие РФ в поддержании и перераспределении мышечного тонуса. Восходящие активирующие влияния РФ.

6- Базальные ядра. Роль в формировании тонуса и сложных двигательных актов, в организации и реализации двигательных программ. Функции полосатого тела, его взаимодействие с черным веществом и другими структурами экстрапирамидной системы. Двухсторонние связи хвостатого ядра с корой больших полушарий, их значение в интегративной деятельности ЦНС.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Темы практических работ:

1. Исследование роли мозжечка в регуляции двигательной активности.

2. Исследование статических рефлексов у морской свинки.

3. Исследование статокинетических рефлексов.

 

Практическая работа №1.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МОЗЖЕЧКА В РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Оснащение занятия: линейка, карандаш.

Ход работы :

1. Определение положения тела в позе Ромберга (оценка координации движения или проба на атаксию).

Испытуемый встает, сдвинув ноги и вытянув руки вперед, сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Определить, сможет ли испытуемый удержать данную позу.

В норме человек сохраняет равновесие в позе Ромберга (поза на атаксию отрицательна).

 

2. Определение походки ( оценка координации движения или проба на атаксию).

Испытуемый проходит по комнате вперед и назад по прямой линии с открытыми глазами. Необходимо оценить походку.

В норме у здорового человека походка обычная, без шатаний в стороны и без широкого расставления ног (поза на атаксию отрицательна).

 

3. Проба на дисметрию.

Испытуемый должен взять со стола и затем поставить на прежднее место какой-либо предмет (книга, стакан и т. п. ). Отметить место, где лежал предмет и куда его вернул испытуемый. При необходимости измерить линейкой разницу в положении предмета.

В норме человек ставит предмет на место с ошибкой не более 2см (проба на дисметрию отрицательна).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...