Лекция №2. Здоровый образ жизни студентов. Физическая культура. В обеспечении здоровья. Содержание. 1. Понятие «образ жизни», взаимосвязь образа жизни со здоровьем
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ №2 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
Содержание 1. Понятие «образ жизни», взаимосвязь образа жизни со здоровьем 2. Оптимальный двигательный режим 3. Рациональное питание 4. Рациональный режим жизни 5. Укрепление иммунитета и закаливание 6. Психофизическая регуляция 7. Психосексуальная и половая культура 8. Отсутствие вредных привычек
1. Понятие «образ жизни», взаимосвязь образа жизни со здоровьем
Под образом жизни большинство людей понимает устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности, проявляющийся в манере общения, поведения, складе мышления. Важнейшее значение в формировании образа жизни играет личностный фактор, который предполагает установление образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей человека, наследственно обусловленных или приобретенных заболеваний либо нарушений состояния его регуляторно-адаптивных систем или иммунитета, уровня валеологического воспитания, жизненных целевых установок, имеющихся доступных социально-экономических условий. Следовательно, образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной перегруженностью, психоэмоциональным напряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т. д., что приводит в конечном счете к развитию так называемых болезней цивилизации.
XIX и XX века дали людям электричество, радио, телевидение, Интернет, развитую сеть транспортных и бытовых услуг, систему питания и обслуживания. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, открыла различные способы и средства лечения болезней. Однако, в XX и XXI веках уменьшился объем двигательной активности человека, увеличились нервно-психический и другие виды стресса, химическое загрязнение внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно-техническим прогрессом. Тысячи поколений наших предков жили и работали в тесном контакте с природой, синхронно с природными биологическими ритмами. Вставали с утренней зарей и засыпали с вечерней. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Теперь люди стали жить в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года и суток. Современный образ жизни людей породил и ряд болезней. Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85 процентов связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения. В нашей же стране 65 процентов людей ведут нездоровый образ жизни. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, принятому в 1948 г. здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки: • Индивидуальное здоровье человека – естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций. • Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность. • Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни. В. И. Ильинич и М. Я. Виленский дали следующее определение понятия «здоровье»: здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полноценное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма и внешние причины, на него воздействующие. Следовательно, для предупреждения болезней – повышения жизнеустойчивости организма существует два способа: удаление внешних причин или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Первый способ малонадежен, поскольку человеку, живущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни. Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Поэтому способность к адаптации – один из важнейших критериев здоровья. В литературе, в рекламе, на уровне бытового общения и через другие каналы информации достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, чистка организма и т. д. ), количество таких средств неисчислимо. Гиппократ специфическим элементом здорового образа жизни считал здоровье человека, а Демокрит – духовное начало. Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает всего многообразия взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой – всего того, что в конечном счете определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровья. Исходя из указанных предпосылок структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:
- оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; - рациональный режим дня; - психофизиологическую регуляцию; - психосексуальную и половую культуру; - тренировку иммунитета и закаливание; - отсутствие вредных привычек. Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что степень влияния этих факторов на состояние здоровья различна: - наследственность – 20 %; - окружающая среда – 20 %; - уровень медицинской помощи – 10 %; - образ жизни – 50 % Наследственность – объективный фактор воздействия на здоровье. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей. Немаловажное влияние оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда дает желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит, в силу существующих между ними взаимосвязей, к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей. Эффект «озоновых дыр» влияет на образование злокачественных опухолей; загрязнение атмосферы – на состояние дыхательных путей; загрязнение вод – на пищеварение. Всё это резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни.
Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые, престарелые и больные люди. При систематическом или даже периодическом поступлении в организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление. Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды. XX и XXI века отмечены огромными достижениями ученых в области медицины и фармакологии. Медики просто творят чудеса: пересаживают внутренние органы, меняют пол человека, пришивают утерянные части тела, восстанавливают зрение и многое другое. Тем не менее не стоит рассчитывать на врачей и бездумно растрачивать свое здоровье. Ведь известно, что все медицинские услуги достаточно дороги и, к сожалению, не всегда имеют положительные последствия. Любое искусственное вмешательство в организм человека не является для этого организма желательным и приятным, и никогда искусственный орган, зуб или часть тела полноценно не заменят собственный, родной. Таким образом, с детских лет стоит усвоить всем, что здоровье – это дар, данный природой, и его надо беречь и поддерживать. В течение всей жизни человеку приходится приспосабливаться к неблагоприятным экологическим условиям. При этом организм человека испытывает состояния напряжения, утомления. Напряжение – мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность человеческого организма. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, т. е. наступает утомление. Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды, зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетающее воздействие на самочувствие человека и протекание жизненноважных процессов в его организме. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.
Сложившаяся система образования не содействуют формированию здорового образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительных реакций. А взрослые, в том числе учителя, редко придерживаются указанных правил. Старшеклассники и студенты занимаются не укреплением своего здоровья, так как это требует волевых усилий, а в основном предупреждением нарушения здоровья и реабилитацией утраченного. В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10-15 % опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности. Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, совершенствования резервных возможностей организма, обеспечения успешного выполнения социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|