Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Укрепление иммунитета и закаливание




5. Укрепление иммунитета и закаливание

 

Окружив себя температурным комфортом, прибегая к массированной фармакологической помощи, современный человек все в большей степени детренирует свои системы иммунитета и терморегуляции. Положение усугубляется низкой двигательной активностью человека и высоким содержанием вредных примесей в воздухе и пище. Выход находится в приобщении человека к природе, к пребыванию (в пределах возможного) в естественных условиях, в использовании целебных сил природы.  

Закаливание – необходимый компонент подготовки к здоровой, активной жизни. Современный образ жизни сделал человека довольно изнеженным и восприимчивым к переменам погоды, атмосферного давления, температуры воздуха. Если человек болезненно реагирует на перемены погоды, то холодный дождь или снег и ветер могут вызвать у него переохлаждение организма. Охлаждение или простуда как таковые не являются болезнью, но могут способствовать ее возникновению, поскольку ослабляют защитные функции незакаленного организма. Наиболее распространенными заболеваниями, сопутствующими простуде считаются: катар верхних дыхательных путей с насморком или кашлем, грипп и даже воспаление легких. Закаливание повышает устойчивость организма к действию болезнетворных микробов. Если закаленный человек все же заболеет, то болезнь протекает обычно в легкой форме.

Процесс закаливания связан с регулярным воздействием воздушных и водных процедур. Когда говорят о закаливании воздухом, то имеют в виду пребывание и движение на свежем воздухе в любую погоду, летом и зимой. Важно, чтобы желание побывать на свежем воздухе в любую погоду стало серьезной потребностью человека, а удовлетворение этого желания – составной частью его образа жизни.

Закаливание оказывает определенное влияние на темпы старения. Одним из критериев старения является степень расстройств организма и быстрота восстановления функционального состояния после нагрузки до исходного уровня. Опыты на животных показали, что крысы в более холодной среде живут дольше, чем в теплом помещении. Пословица гласит: «Куда заглядывает солнце, туда не заглядывает врач». Медицинские обследования пожилых людей показали, что содержание витамина D в крови прямо пропорционально времени, в течение которого организм человека подвергался воздействию солнечного излучения. Обнаружена определенная зависимость между соотношением количества часов, проведенных летом на воздухе, и концентрацией витамина D в крови.

Если холодный душ или обливание верхней части тела холодной водой не является составной частью образа жизни с детства, начинать привыкать к этой процедуре надо летом. Следует обливаться или умываться сначала прохладной водой, постепенно снижая ее температуру. К закаливанию холодной водой не поздно приступить (если вы здоровы) в любом возрасте. Начав закаливание летом и продолжив обливания по утрам осенью, можно совершенно незаметно для себя перенести эту привычку и на зимние месяцы.     

Действие холодной воды, с одной стороны, мгновенно, с другой – длительно. Сужаются поверхностные сосуды кожи, и одновременно расширяются внутренние сосуды, следовательно, улучшается кровоснабжение внутренних органов и мозга. Благодаря этому человек становится бодрее, ему лучше думается, быстрее проходит психическая и физическая усталость, улучшается настроение, возрастает работоспособность.

Закаливание, кроме того, служит еще и тренировкой адаптационных механизмов. При воздействии холода выделяются гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), которые возбуждают центральную нервную систему, тем самым способствуя лучшему кровоснабжению внутренних органов.

 

 

6. Психофизическая регуляция

 

Психофизическая регуляция понимается как процесс воспитания психических и физических качеств. Это целенаправленная, сознательная, планомерная работа над собой, ориентированная на формирование физической культуры личности. Она включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Воспитание воли может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть.

На II этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе – личный план.

Примерная программа — ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель — формирование физической культуры личности. Задачи деятельности:

1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье.

2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность.

3. Сформировать нравственно-волевые качества личности.

4. Овладеть основами методики физического самовоспитания.

5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.

Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности личности, ее потребности.

III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением и базируется на использовании способов воздействия человека на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся: самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет. Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день. Отчитываясь за свои действия, поступки, студент глубже осознает (а иногда вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения.

Таким образом, способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...