Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бланк для ответов




Ф. И. О. Пол Возраст (. . ) Дата №

Опросник Д-К Инструкция: 7 – полностью согласен, безусловно, да 6 – согласен, да 5 – возможно согласен, возможно, да 4 – нечто среднее (не чаще одного ответа на 10 утверждений) 3 – возможно не согласен, возможно, нет 2 – не согласен, нет 1 – безусловно, не согласен, безусловно, нет

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

Σ

 

Интерпретация результатов:

 

1. Шкала практически «врожденная» дисциплина: 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61 – послушание, покладистость, дисциплинированность с раннего детства;

2. Шкала сознательная, внутренняя дисциплина: 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62 – внутренняя сформированная как качество, проявляющаяся постоянно дисциплина; субъект не может поступить недисциплинированно;

3. Шкала подчинения: 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63 - подчинение своих действий и поступков инструкциям, уставам, закону, требованиям начальника (все это делается без напряжения, как само собой разумеющееся);

4. Шкала эргичность: 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64 – активное и дисциплинированное выполнение собственной работы, требований начальства;

5. Шкала оптимистичности: 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65 - преобладание хорошего настроения при выполнении работы, отсутствие комплексов связанных с подчинением начальству, оптимист;

6. Шкала локус контроля интернальность: 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66 - берет на себя ответственность за события, происходящие в деятельности и жизнедеятельности, причину неудач и возможных промахов ищет, прежде всего, в себе - интернал;

7. Шкала конфомность: 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67 - преобладание общественно значимой мотивации, ориентация на интересы всего коллектива;

8. Шкала осознания: 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68 - понимание сути и природы дисциплины, дисциплинированности;

9. Шкала деятельность: 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69 - приоритет в достижении общественно значимого результата, целей и задач организации;

10. Шкала трудности: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70- наличие трудностей связанных с необходимостью соблюдать дисциплину, подчиняться, держать себя в руках и т. п.;

11. Шкала импульсивности: 71, 81, 91, 101, 111, 121, 131 - спонтанность, импульсивность в действиях, поступках, принимаемых решениях, высказываниях;

12. Шкала социальной желательности: 72, 82, 92, 102, 112, 122, 132 - соблюдает дисциплину ради поощрения, для создания имиджа, порой показная или для избежание наказания;

13. Шкала нонкомформность: 73, 83, 93, 103, 113, 123, 133 - выраженный нонконформизм, дух противоречия, противопоставление мнению начальства, окружающим, приоритет поиска промахов и ошибок;

14. Шкала инициативности: 74, 84, 94, 104, 114, 124, 134 - пассивность и медлительность, которая, как правило, не сказывается на качественно и дисциплинированно выполняемой работы; послушание, исполнительность, но только в рамках «от и до», безынициативность.

15. Шкала пессимистичность: 75, 85, 95, 105, 115, 125, 135 - преобладание отрицательных эмоций, неудовлетворенность от соблюдения дисциплины, подчиненности;

16. Шкала локус контроля экстернальность: 76, 86, 96, 106, 116, 126, 136 - полагается на случай или судьбу, не видит собственных промахов – причину ищет в обстоятельствах или винит других людей, начальство - экстернал;

17. Шкала нормативности: 77, 87, 97, 107, 117, 127, 137 - преобладание личных мотивов над социально значимыми, карьеризм в худших его проявлениях, стремление к обогащению;

18. Шкала нравственности: 78, 88, 98, 108, 118, 128, 138 - превратное, искаженное, поверхностное понимание дисциплины и дисциплинированности;

19. Шкала эгоцентризм: 79, 89, 99, 109, 119, 129, 139 - эгоцентризм; первостепенная ориентация на личностно значимый результат, карьеру;

20. Шкала достоверности: 80, 90, 100, 110, 120, 130, 140 - приукрашивание себя, неискренность, при высоких значениях результаты считаются недостоверными.

Методика диагностики волевой активности

 

⇐ Предыдущая Стр 17 из 44 Следующая ⇒

 

Информация для исследователя. Под волей понималось «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодоле­вать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправлен­ных действий и поступков» (Селиванов, 1986, с. 112). Оговоримся, в термине «умение» кроме смысла, заложенного Селивановым – воля, как «приобретенный при жизни своеобразный способ сознательного преодоления трудностей, предполагающий использование имеющихся знаний, частных умений разного рода и навыков для решения акту­альных задач», мы подразумеваем и наличие врожденных, в частнос­ти, типологических компонентов.

В самом общем виде под волевым подразумевалось действие, выполнение которого невозможно без волевого усилия. Волевое усилие – стержневая характеристика любого волевого действия. «… Воле­вое усилие проявляется на любом этапе волевого действия, связан­ного с запуском или остановкой его, с преодолением трудностей объективного и субъективного характера, возникающего в провесе трудовой деятельности человека… Для измерения волевого усилия необходимо «создание чрезвычайных условий, вносящих значительные трудности в осуществление деятельности субъекта» (Ильин, 1983, с. 87). Успешность выполнения действия вообще зависит от многих параметров: степени сформирования навыков, умений, способностей и т. п. Наличие всех этих компонентов будет недостаточным для достижения цели, если человек не сюжет мобилизовать себя на пре­одоление трудностей по ходу выполняемых действий. Волевое усилие – не гарантия успешного выполнения волевого действия, но необхо­димое условие. В то же время существует целый ряд привычных, обы­денных действий, автоматизмов без волевой регуляции. На это ука­зывает, например, Селиванов (1982), отмечающий, что волевая ак­тивность (волевое усилие) имеет место только тогда, когда при вы­полнения привычного действия возникает непредвиденная трудность.

Еще в 80-е годы прошлого века нами были найдены корреляты показателей волевой активности с безусловнорефлекорными ЭЭГ параметрами (силой, инертностью и активированностью нервной системы). В этой связи вызывает недоумение утверждение В. И. Иванникова (1998) о том, что воля не является врожденной или генетически заданной способностью. Было также показано, что навязанные действия, действия по приказу, от которых испытуемые не могли отказаться, действия выполняемые со сверх максимальными усилиями и сверх скоростных режимах работы, не смотря на значительную трудоемкость, не являются волевыми, а произвольными, исполнительскими. Другими словами, величина прикладываемого усилия не является достаточной для характеристики волевого действия. Более того, регулярное и целенаправленное регулирование человеком своего поведения связанного с преодолением трудностей позволяет перевести эти действия из разряда волевых в обыденные, не требующие дополнительных побуждений, волевых усилий. Они становятся привычными и могут приобрести характер потребности. Вновь сформированную потребность следует отличать от «потребности преодоления препятствий» (П. В. Симонов, 1971), которая, на наш взгляд, как самостоятельный феномен может характеризовать достаточно узкий круг людей, на которых препятствие действует как «красная тряпка на быка». Людей, которые ищут трудности и за счет выделяемого в кровь адреналина испытывают несравненное удовольствие в экстремальных режимах работы (боевики-наемники, парашютисты, альпинисты и т. п. ) не так уж и много. Точно так же, как и для определенной части людей воля – это насилие над собой, которое по возможности необходимо избегать. Исходя из того, что любая биологическая система стремится к равновесию, большинство людей предпочтут «гору обойти» чем штурмовать ее, достигая того же самого результата – пункта за «горой». Попытки же штурма, с целью самоутверждения, заканчиваются, как правило, плачевно, если они не подготовлены длительными тренировками. Вслед за В. А. Иванниковым мы относим волю к большому классу произвольных процессов. Вместе с тем, мы считаем, что воля как бы «просыпается» в моменты связанные с необходимостью изменения обыденного поведения, когда «выплескивается» накопленный опыт по преодолению внешних и внутренних препятствий и трудностей, проявляется отношение субъекта к этим трудностям, актуализируются навыки и умения по преодолению трудностей. Безусловно, что лица имеющие соответствующие психофизиологические предпосылки, при прочих равных условиях, проще справятся с ними. Так не вызывает сомнения, что лица с сильной НС потенциально более готовы действовать в экстремальных ситуациях, чем лица со слабой НС.

Цель волевого действия может быть изначально заданной самим субъектом, а может и появиться в процессе простой произвольной деятельности при неожиданно возникших препятствиях и трудностях, когда возникает необходимость по их преодолению. Возникает потребность в дополнительных побуждениях, необходимых для преодоления противоборствующих тенденций, возможной негативной реакции окружающих, собственных сомнений, сопротивления и противодействия окружающей среды и собственной усталости, наконец на преодоление устойчивых физических, анатомо-физиологических и психофизиологических состояний (не секрет, что даже флегматик может заставить себя быть активным). В данном случае речь идет не о кратковременном усилии, единичном волевом акте, а о длительной борьбе с самим собой, насилии над собой, над своими устоявшимися стереотипами. Возникшая проблема требует перехода воли потенциальной в волю актуальную. Естественно, что лица имеющие в жизни навыки проявления настойчивости, решительности, целеустремленности, справятся с возникшими проблемами (отрицательными эмоциями, различными препятствиями и трудностями и т. д. ) проще.

Подросткам свойственно после единичного преодоления себя, своего желания, думать о себе как о волевом человеке. Вместе с тем, практика показывает, что человеку для выработки устойчивых стереотипов приходится неоднократно «наступать на одни и те же грабли» и чужой опыт здесь остается не востребованным. Другими словами, речь идет о выработке навыков по преодолению трудностей с затратой оптимальных усилий, об умении без сверх усилий и дополнительной мобилизации преодолевать типичные внешние и внутренние препятствия и трудности. В этом смысле воля воспитываема. Речь идет о выработке «волевых привычек» (В. С. Юркевич, 1986), о создании у ребенка установки преобладания «надо» над «хочу». Широкий спектр выработанных привычек (на основе преодоленных трудностей) позволит в дальнейшем или минимизировать необходимость актуализации воли, или относительно легче справиться с необходимостью ее проявления. Таким образом, только накопленный опыт по преодолению себя, опыт завершенных волевых актов, может говорить о потенциальной готовности субъекта к проявлению воли. Наиболее наглядным в этом плане, является спорт, спортивная деятельность. Не случайно И. М. Сеченов отмечал, что воля не заставит делать человека то, что он не умеет. Вот в этом плане, в плане выработки волевых привычек мы говорим о воспитании воли. Естественно, что субъектам со слабой НС, импульсивным, не имеющим опыта преодоления себя, справиться с этим будет несравненно сложнее.

Под жизненными проявлениями волевой активности мы понимали проявление воли испытуемыми в поведении, поступках, степени раз­витости у них волевых качеств, в умении самостоятельно поставить цели и бороться за их осуществление, не взирая на препятствия и трудности.

О содержательном аспекте воле­вой активности судили на основании опросника, его название и истинное назначение испытуемым не сообщалось. Предварительный ва­риант опросника включал 196 вопросов и прошел все ступени мате­матической обработки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...