Бланк для ответов. Ключ и интерпретация полученных данных
Бланк для ответов
Ключ и интерпретация полученных данных Интернальность-экстернальность испытуемого определяется путем суммирования баллов-ответов в вертикальных столбцах по параметрам: отношение к достижениям (Д); отношение к неудачам (Н); целеустремленности (Ц); отношение к тренеру (Т); межличностных отношений (М); отношения к здоровью и болезни (З), проверить на искренность (И), а также определить по суммарному баллу общий уровень интернальности-эктернальности (ОСБ). Очередность суммирования: 1) первоначально, поочередно, в каждой вертикали находим сумму четных ответов (для колонки д это будут ответы после номеров: 8, 22, 36, 50) и записываем ее справа от суммы 1 (+1); 2) переводим нечетные ответы прямой шкалы (1, 15, 29, 43) в обратную шкалу (значения) и записываем новые значения в колонке со знаком «-» (минус). Находим сумму обратных значений и записываем справа от клетки (+2). Перевод нечетных значений прямой шкалы (нечетные ответы в колонке «+» ) в обратную шкалу: если в прямой шкале у вас был ответ равный 1, то в обратную шкалу (колонка со знаком «-») мы записываем 7; 2 преобразуется в 6; 3 в 5; 4 остается без изменения; Соответственно 5 в 3; 6 в 2; 7 в 1;
3) находим общую сумму (+3) полученную из суммарных значений по прямой (+) и обратной (-) шкалам. Другими словами, необходимо найти общую сумму всех ответов в каждом из вертикальных столбцов при условии, что значения на четные вопросы остаются без изменения, а нечетные переводятся в обратные; 4) общая сумма баллов (ОСБ) получается из сумм +3 по всем параметрам. Оценка полученных данных по отдельным параметрам: 1) в целом, все полученные значения можно отнести или к интернальным (от 33 до 56 баллов), или к экстернальным (от 7 до 32 баллов), как изображено на графике, который необходимо построить по значениям отдельных параметров; 2) более четкое представление о интернальности-экстернальности дает следующее деление: 40 – 56 баллов – интернал; 25 – 39 баллов – ситуационное проявление интернальности-экстернальности; 7 – 24 балла – экстернал. 3) кроме того, в каждом из параметров выделяются общие низкие (от 7 до 12) и высокие значения (от 51 до 56 баллов) интерпретация которых приводится ниже; 4) ОСБ оценивается следующим образом: 56 – 168 баллов – общая экстернальнось; 169 – 279 баллов – ситуационное проявление интернальности-экстернальности; 280 – 392 балла – общая интернальность (содержательная характеристика полярных границ приводится ниже). Интерпретация отдельных параметров
⇐ Предыдущая Стр 28 из 44 Следующая ⇒
ДОСТИЖЕНИЯ. Низкая оценка – свои спортивные достижения и достижения окружающих, связывает с везением, удачным стечением обстоятельств, не настроен на серьезный тренировочный процесс. Высокая оценка – считает, что достижения в спорте связаны с регулярной, напряженной работой на тренировках. Предельные, приближающиеся к 56 баллам отметки, могут говорить о завышенной самооценке, недооценке роли тренера с возможным уходом к другому наставнику. НЕУДАЧИ. Низкая оценка – спортсмен считает, что он не виноват в случающихся с ним неприятностях и неудачах в обыденной жизни и на соревнованиях. Виноваты случай, обстоятельства, другие люди (погода, экипировка, тренер и т. п. ). Не чувствуя вину за собой, не склонен работать над исправлением ошибок, техники и т. д.
Высокая оценка – самокритичен, берет на себя ответственность за неприятности и неудачи случающиеся в тренировочном процессе и на соревнованиях. Слишком высокие отметки, приближающиеся к 56, могут привести к постоянному чувству вины, самобичеванию. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ. Низкая оценка – верит, что все само собой придет в норму, уладится, не прикладывает к достижению цели достаточных усилий. При реализации цели в большей мере надеется на помощь окружающих и близких, а не на собственные силы. Может бросить начатое дело, не достигнув цели. Высокая оценка – самостоятелен и настойчив при достижении цели, планирует свою деятельность. Признает и исправляет ошибки допущенные на пути достижения цели. Рассчитывает на свои силы. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТРЕНЕРОМ. Низкая оценка – думает, что все зависит от тренера, в том числе и случающиеся неудачи. Зачастую не понимает, что хочет от него тренер. Считает, что тренер к нему менее внимателен, чем к окружающим. Возможен уход из спортивной секции. Высокая оценка – осознает и отводит достойную роль тренеру в тренировочном процессе и на соревнованиях. Считает, что тренер поступает правильно, доверяя ему, и полагаясь на самостоятельность. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Низкая оценка – в коллективе чувствует себя неуютно, изолированно, на вторых ролях. Обижается на отдельных членов команды. Ищет (порой тщетно) контактов, понимания и дружбы у некоторых членов коллектива. Чтобы заслужить признание, готов быть «мальчиком на побегушках». При отсутствии взаимопонимания и эмпатии (эмоционального сопереживания) от окружающих, обычно уходит из коллектива. Считает, что не может изменить сложившихся отношений. Высокая оценка – В спортивной команде занимает достойное место, удовлетворен пребыванием в ней. Считает, что к его мнению прислушиваются и он может влиять на взаимоотношения в команде. При разногласиях может принять вину на себя. Очень высокие, приближающиеся к 56 баллам отметки, могут, с одной стороны, говорить о способности выполнять функции лидера, а с другой о переоценке своей роли в коллективе.
ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ И ЗДОРОВЬЮ. Низкая оценка – спортсмен считает, что в болезнях случающихся травмах не виноват. Не считает нужным следить за состоянием своего здоровья. Больше верит во врачей, лекарства, чем в собственные усилия по поддержанию здоровья. Фаталист, больше верит в судьбу, рок и неотвратимость заболеваний. Высокая оценка – считает, что здоровье зависит от него самого, от здорового образа жизни, от соблюдения режима тренировки и отдыха. ИСКРЕННОСТЬ. Низкая оценка – приукрашивает себя и свои заслуги, хочет показаться лучше, чем есть на самом деле. Не искренен, склонен к обману. Высокая оценка – Реально оценивает события и свою значение в них. Самокритичен, искренен и честен. ОБЩАЯ СУММАРНАЯ ОЦЕНКА (БАЛЛ). Низкая оценка – данный спортсмен является экстерналом. Он считает, что не влияет на события происходящие с ним в жизни. Верит в предначертанность судьбы, рок, приметы, гороскопы и т. п. Не стремится к спортивным достижениям (без выработки стремления к достижениям – тренером напрасно тратит усилия и время при работе с этим спортсменом). Не считает себя причиной случающихся поражений на соревнованиях, виноваты все и вся, а только не он сам. Не чувствуя вины за собой, не склонен исправляться, «наступает на одни и те же грабли» бесчисленное количество раз. Не самостоятелен в достижении цели. Большие цели отсутствуют. Межличностные отношения нарушены, не пользуется авторитетом. Не поддерживает свое здоровье, нарушает режим дня. Пытается приукрасить себя, неискренен. Чем больше суммарный балл приближается к 56, тем ярче выражены приведенные характеристики. Высокая оценка – данный спортсмен – интернал, считает, что влияет на события происходящие с ним в жизни. Самостоятелен, целеустремлен, стремится к достижению спортивных результатов, рост которых зависит от него. Признает свои ошибки, нормальные взаимоотношения в спортивном коллективе и с тренером. Берет на себя ответственность за тренировочный процесс и за состояние своего здоровья. Самокритичен, искренен. При приближении отметок к 392 баллам, возможна завышенная оценка (переоценка) приведенных характеристик. Опросник «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ-К)
⇐ Предыдущая Стр 29 из 44 Следующая ⇒
Информация для исследователя. Под безопасностью жизнедеятельности мы понимаем предотвращение возможных жизненных событий, препятствующих проявлению личностной активности в конкретных социальных условиях.
Остановимся на некоторых ключевых понятиях. Обычно под жизнедеятельностью в психологии понимают внутреннюю или внешнюю активность личности в конкретных социальных или социально-психологических условиях (Н. И. Конюхов, 1996) или совокупность видов активности, объединенных понятием жизни и свойственная живым существам (С. Ю. Головин, 2001). Жизнедеятельность характеризуется жизненными событиями, подразумевающими перемены или переходные периоды в разных аспектах человеческой жизни (семья, здоровье, работа), в разные возрастные периоды (школа, … выход на пенсию). Увеличение значимости, важности событий (особенно в чрезвычайных ситуациях) ведет к потрясению, депрессии, стрессу у субъекта и говорит о их критичности. Нельзя недооценивать значимость жизненных событий. Их диапазон лежит между пессимизмом и причинением себе вреда, а именно: депрессия – безнадежность (негативные представления и мысли о будущем) – суицид (Р. Р. Холден, 2003). По своей направленности жизненные события могут быть как астеническими (смерть, болезнь, измена, ссоры и т. п. ) и в меньшей степени стеническими (личное достижение, отпуск, рождество и т. п. ). К жизненным событиям, кроме реально имеющим место, относят ожидаемые и не произошедшие события (отказ от бракосочетания, не поступление в вуз, задержка карьерного роста, не получение вознаграждения, ожидаемого подарка и т. п. ). Рассматривая жизненные события в диапазоне от личностных (развод, долг и т. п. ) до навязанных ходом истории (кризисы, экономические спады, войны и т. д. ) и природных явлений (землетрясения, наводнения и др. стихийные бедствия), необходимо говорить о социальных, психологических и физиологических реакциях на их проявления, несущих вред или угрозу (М. Кордуэлл, 2000, Ф. Дойч, 2003). Целый ряд перечисленных жизненных событий можно смело отнести к чрезвычайным ситуациям. Относительно термина «безопасность». Опасение – неопределенный, смутный страх или тревога относительно возможных будущих событий. Подразумевается, что кто-то «охвачен» ими, находится в напряженном состоянии (А. Ребер, 2000). Очевидно, что безопасность предполагает устранение этих негативных состояний и предотвращение угрозы. Угроза – высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам; демонстрация поведения в конфликте, служащая для устрашения противника; любое действие, жест или реакция, которая отражают намерение напасть, причинить вред или запугать другого. Другими словами, речь идет о предотвращении или разрешении конфликтов, агрессивного поведения. Сведения о психометрических свойствах опросника БЖ Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы теста. Результаты расчетов альфа-коэффициента надежности Кронбаха параметров опросника БЖ приведены в таблице.
Инструкция для исследователя: в задачу данного опросника входило: 1. Выявление отношения испытуемого к основным разновидностям безопасности: 1) глобальной; 2) природной; 3) жизнедеятельности; 4) деятельности; 5) общения; 6) здоровья. 2. Диагностика качеств субъекта, предположительно влияющих на его отношение к безопасности: 1) экстремальность; 2) бесшабашность; 3) нравственность; 4) распущенность; 5) предусмотрительность; 6) мнительность. При этом качество личности – стремление к экстремальным видам деятельности заведомо берется как антипод не только к безопасности, но и к ряду рассматриваемых качеств. 3. Рассмотрение в сопоставлении личностных качеств субъекта и его отношения к безопасности. 4. Проанализировать рассматриваемые параметры в сопоставлении с дополнительными шкалами: нейротизма и контрольной. Инструкция для испытуемого: при ответе на вопросы поставьте соответствующие баллы в протоколе. Шкала оценок: 7 – безусловно да, полностью согласен; 6 – да, согласен; 5 – возможно да, согласен частично; 4 – нечто среднее (не более 3 раз); 3 – возможно нет, не согласен частично; 2 – нет, не согласен; 1 – безусловно нет, полностью не согласен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|