Мизансцена – язык режиссёра
Мизансцена – расположение действующих на сцене по отношению друг к другу и декорациям в каждый данный момент спектакля.
Мизансцена является категорией времени. Останавливается, дабы продолжить движение.
Означает не только расположение, но и перемещение действующих лиц в пространстве сцены, развивается во времени, имеет определённую протяженность.
Хорошая верная образная мизансцена никогда не возникает сама по себе, она всегда является следствием комплексного решения задач. Сюда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность актёрских образов, и физическое самочувствие действующих лиц, и атмосфера, и музыка, и декорации, и темпо-ритм – все известные выразительные средства.
Перечислим виды мизансцен и их визуального восприятия:
1. Круговая – по часовой стрелке динамика движения. Против часовой – антидинамика движения.
2. Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство.
3. Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем.
4. Фронтальная – необходима для укрупнения плана – подавляющее на первом плане, уравновешенная на втором плане, теневое на третьем плане.
5. Вертикальная – высота площадки работает на увеличение пространства.
6. Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста.
7. Спиральная – от авансцены в глубь сцены, вертикальная – бесконечность. Горизонтальная – эмоциональная насыщенность.
8. Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте.
9. Ассиметричная – (флюсовая) – перевес.
10. Шахматная – зрительное увеличение количества актеров.
11. Мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал».
12. Пунктир – движение – остановка – движение – остановка. Это связанно с поиском решения.
13. Барельефно-монументальная – зафиксированная неподвижность действующих лиц для выявления внутренней напряженности. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены – в анфас. Относится к массовым мизансценам в глубине сцены либо прямо на авансцене. Стоп кадр – момент фиксации.
Принцип глубинного построения мизансцен заимствован из кино. Крупный план, средний – связан с группой или небольшим объектом и общий план, который связан с делением сцены в глубину на 3 части: 1-й, 2-й и 3-й планы.
Первый план (крупный) – линия авансцены до занавеса (просценизм). Здесь можно выстраивать мизансцены для одного 2-х человек. Можно воспринимать по частям, эскиз какого то образа.
2-й план – от линии занавеса до 1-й 2-й кулисы. Хорош для групповых мизансцен. Все виды мизансцен кроме барельефном возможно выстраивать на 2-м плане.
3-й план – от третьей линии кулис к заднику. Общий план, рапиды, стоп-кадры хороши на 3-м плане.
Ракурсное построение мизансцены:
1. Фас – анфас. Лицом к залу раскрывает всю фигуру человека. Его глаза, лицо. 4 случая:
- вынужденность, предполагаемый объект внимания находится в зале. --- когда артист хочет, чтобы партнеры не видели его глаза, физическое действие, разворачивающее актера на зал, на свет и т.д. и здесь спрятать глаза от собеседника.
- невыгодность. Он однозначен. В нем нет красочности позы.
- прямолинейность.
2. Полуфас – для прямого общения с партнерами, графическое движение по диагонали.
3. Чистый профиль – не видно глаз и реакции актеров, окаменелость, статика (невыгодная мизансцена).
4. Полуспинной ракурс – полностью сосредоточить зрительское внимание на главный объект, например на экран. Необходимость подчеркнуть нечто значимое (таинственное, зловещее либо фееричное). Недосказанность, интрига, определенная скромность и простота.
5. Спинной ракурс – спина – занавес, точка, завершение, молчание. Спина и гордо поднятая голова, либо спина и опущенные руки и плечи – разочарование. Спинной ракурс лучше всего доносит преодоление усталости, боли, страха. Считается, что это эпическая точка эпизода или сцены, человек будто сливается с пространством.
Свои особенности мизансценирования в массовом ТП на открытом воздухе. На открытых площадках существует знаковый принцип мизансценирования. Он связан с символами, метафорами. Существует мизансцена положения (рисунок, знак) и мизансцена движения (переход от знака к знаку).
Принцип мизансценирования – это некоторая мизансцена, призванная
16.Основные элементы системы Станиславского
Константин Сергеевич Станиславский. Имя его известно всему миру, как имя великого реформатора театрального искусства. Еще в начале XX столетия оно далеко перешагнуло все рубежи и границы, стало достоянием мировой культуры, программой передовой художественной интеллигенции в борьбе за искусство близкое и понятное народу, против рутины, штампов, дилетантизма и ремесленничества, а его «система» реалистического творчества — основой всех актерских и режиссерских школ.
Система С. представляет собой научно-обоснованную теорию сценического искусства метода актёрской техники. Актёр должен не представлять образ, а быть образом.
Принципами системы являются:
- принцип жизненной правды, являющийся основным принципом реалистичного искусства.
- принцип сверхзадачи – то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге.
- принцип активного действия. Не изображать образы и страсти, а действовать в образах и страстях. Все методологические и технологические указания имеют одну цель – разбудить естественную человеческую природу актёра для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.
- принцип органичности (естественности). В творчестве не может быть ничего искусственного и механического. Всё должно подчиняться требованиям органичности.
- принцип перевоплощения – конечный этап творческого процесса – создание сценического образа через органичное творческое перевоплощение.
Система состоит из двух разделов:
1 раздел посвящён проблеме работы актёра над собой
2 раздел – работе актёра над ролью, завершающийся органическим слиянием актёра с ролью, перевоплощением в образ.
Творческое состояние актёра складывается из взаимосвязанных элементов:
- активная сосредоточенность или сценическое внимание. С.считал, что внимание – это проводник чувства и, что оно является основой внутренней техники актёра. Виды внимания: внешнее (вне человека) и внутреннее (мысли, ощущения). Задача актёров – активная сосредоточенность на произвольном объекте в пределах сценической среды.
- сценическая свобода. Подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это состояние организма, при котором на каждое движение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько требует это движение. Знание даёт уверенность, порождает свободу. Внешняя свобода – результат свободы внутренней.
- сценическая вера. Рождается через убедительное объяснение и мотивировку происходящего, т.е. через оправдание
-сценическое действие. Действие — волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели — классическое определение действия. Актерское действие — единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-то образом во времени и пространстве. В действии наиболее наглядно появляется весь человек, то есть единство физического и психического. Актер создает образ при помощи своего поведения и действий. Воспроизведение этого (поведения и действий) и составляет сущность игры.
Станиславский пришел к выводу, что только физическая реакция актера, цепь его физических действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль, и волевой посыл, и в конечном итоге нужную эмоцию, чувство. Система ведет актера от сознательного к подсознательному. Строится по законам самой жизни, где существует нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий.
17. Празднично- обрядовая культура древней Руси.
Народный календарь на Руси складывался из взаимодействия, слияния двух обрядово-праздничных систем - языческой и христианской. Иногда это слияние было поверхностным (Святки, Масленица); иногда - сущностным (Троица). Но в любом случае народная языческая вера, несмотря на тщательные попытки её искоренения, продолжила жить и живёт по сей день в народных праздниках и обрядах, так, любимые народом зимние праздники - Святки и Масленица -представляют собой странную смесь стихий: суеверные языческие обычаи и христианские воспоминания о рождестве Спасителя Мира, к первым относятся гадания, ряженье, игры, ко вторым - славление (хождение детей по домам с вертепом, звездою), сжигание смоляного чучела (олицетворение Масленицы). Один из самых любимых праздников лета - Иванов день (Купала), впадающий в христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи. Главные обряды здесь - Крещение водное и огненное, песни и пляски, гадания. То же сочетание христианских и языческих элементов наблюдается и в других народных праздниках (Троица, Пасха, Юрьев день и др.). Интерес к изучению празднично- обрядовой культуры Руси возникает в 30-е годы 19 в., о чем свидетельствует ряд мелких публикаций того времени. Первый большой труд, посвященный этому вопросу, «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», принадлежит московскому профессору И.М. Снегиреву. Он рисует картину празднеств, любуется ими как остатками глубокой русской старины. К этому же направлению принадлежал и И.П. Сахаров. Его труды чрезвычайно многочисленны: «Песни Русского народа», «Сказания русского народа», «Русская народная годовщина». Третий крупный труд, посвященный народным праздникам «Быт русского народа» А.А. Терещенко. Попытка научно объяснить происхождение праздников содержится в работах ученых, представляемых так ' называемым мифологическим направлением в изучении фольклора, крупнейшими представителями которого в России были Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня., которые видят в праздниках отражение солнечной религии. Во второй половине 19 в. господство мифологической школы постепенно сменилось господством так называемой школой заимствования (А.Н. Веселовский «Румынские, славянские и греческие колядки», Е.В. Аничков). В.И. Чичеров (1937 г.) впервые стал на пути изучения обрядов в связи с трудом крестьянина- земледельца. В. Пропп выделял в русских праздниках аграрное происхождение. Приступая к изучению русских праздников, мы наблюдаем, что некоторые из них из года в год совершались в одни и те же сроки, другие же праздновались в разные дни. Первые определялись поворотными днями солнечного календаря. Сроки других праздников также определялись астрономически, но они связаны не с днями солнцеворота и равноденствий, а с вычислением дня пасхи. У древних славян год имел начало- с момента возрождения природы- 1 марта. С воцарением христианства все сдвинули на полгода, и год стан начинаться 1 сентября. Главным у наших предков было лето. Весна же была преддверием лета. Осень, в свою очередь, был первой порой зимы. Календарь был лунным. Поэтому месяцем называли Луну. Повторение фаз Луны и легло в основу деления года на отдельные отрезки- месяцы. Названия времен года и месяцев происходили от характерных признаков. Эти признаки были прежде всего связаны с изменениями погоды и с ее влиянием на возрождение и увядание природы, плодородием земли и трудом человека. Наши предки, называя отдельные месяцы, не делили их строго по времени. Так одно и тоже имя прилагалось к двум и даже трем соседним месяцам. Собственные названия имели не только месяцы, но и отдельные дни. Эти названия давались потому, что они были определяющими, резервными. Эти определенные дни были связаны с признаками обновляющейся и замирающей природы, а также с приуроченными к ним крестьянскими работами. Так, на Сретенье (2 февраля) зима встречается с летом. Эта и другие знаменательные даты представляют собой синтез язычества и христианства. Наши предки наблюдали за природой не из любопытства. От нее полностью зависела их жизнь. Холода или сиверы заканчиваются Днем заканчиваются Днем святого Сидора (14 мая), которого поэтому называют Сивирян. Нади предки праздновали начало посевов, а также пору жатвы. Эти праздники были полностью и всецело посвящены Перуну, который отвечал за главное- за урожай. 10 мая на Симона Зилота собирают травы- зелья. В это время лечебным травам сообщается особенная целебная сила. Это день был известен и соблюдался за тысячи лет до христианства на Руси. 11 мая- день Маккия мокрого. 14 сентября- праздник Воздвижения. 11 ноября- день Федора Студита. Наш предок воспринимал все по- детски правильно. Он видел во всем проявление незыблемого закона природы, закона Бога, который воплощают в жизнь различные боги. Времена года представлялись воплощением богов и богинь, которые поочередно нисходят с неба и руководят всем происходящим. Месяцы так же, как и сезоны года, были для наших предков практически живыми, одухотворенными. Это двенадцать братьев, которые восседают вокруг пылающего костра- Солнца. В летнюю пору этот костер горит сильнее, а зимой- слабее. Это зависит от того, какой из месяцев берет в свои руки правительственный жезл. Весенние месяцы- это полные сил, цветущие юноши, летние- мужи, которые достигли полного развития, расцвета своих сил. Осенние месяцы- это пожилые, уже стареющие братья. Зимние месяцы- седовласые старцы. Первым из цикла народных праздников, как отмечает В. Пропп, были святки или «коляда». Длились они от сочельника, т.е. вечера 24 декабря до Крещения Христа, т.е. 6 января. Следующий за святками праздник- масленица. «Широкая масленица» слывет за самый веселый, самый разгульный праздник в году, посвященный проводам Зимы и Лета. На Руси возили во время Масленицы дерево, украшенное бубенчиками и разноцветными лоскутьями, или деревянную куклу, строили снежные городки, что символизировало царство зимы. Под ударами Перуна это царство должно было пасть. В последний день Масленицы в поле ее чучело сжигали. Части сожженного чучела разбрасывали по полям, чтобы обеспечить озимым удачный рост. Костер символизировал весеннее солнце, яркие лучи которого распиливают снежные покровы зимы. Праздник весны был одновременно праздником всех усопших. Следующий крупный праздник- Троица. В это время плели венки из березы и пускали их на воду. Как пишет А.Б, Зернов, что это якобы обеспечивает на все лето достаточное количество влаги. Неделя, предшествующая Троице, называлась русальной неделей. Русалки- это души людей, живущие в реках и озерах, в водах, которые нужны земледельцу. Основной русальный обряд состоит в проводах русалок. Русалку выпроваживают из деревни в поле, что должно было способствовать плодородию. В первую неделю после пасхи, во вторник была Радуница, которая являлась всенародным праздником, когда вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Праздник Купалы - один из самых торжественных праздников у славян, праздник света и огня. Его празднуют в день летнего солнцестояния. Купало- бог плодов земных. Ему приносили жертву купаньем. В этот день обливали друг друга водой. Накануне праздновали Ивановскую ночь. Зажигали огни и плясали вокруг них. Пели и воздавали поклонение богам. Купальские огни зажигали не от любого источника. Добывали огонь трением дерева о дерево. Только такой огонь считался божественным. В этот день разводили костры, а юноши и девушки, увенчанные цветами, плясали около огня при радостном пении. Отличительными обычаями празднества были песни, игры, перепрыгивание через костры и крапивные кусты, купание ночью в реке. Как объяснить обряд перепрыгивание через огонь? Наиболее распространенная теория- очистительная. Другая теория- теория солнечная. Возжигание огней должно было поддержать убывающую энергию солнца. Наконец, обряд зажигания огней и перепрыгивание через них объясняли также, как обряд отпугивания злых сил. Некоторые исследователь допускают возможность сложных, комплексных представлений одновременно. На Купалу отыскивают и собирают лечебные травы. До сих пор жива легенда о цветущем папоротнике, нашедшего который в тот день, а точнее ночь ждет огромное счастье. В День Ивана Купалы солнце набирало особую силу и в э.. и в это время особыми обрядами чествовали солнце- древнего Ярило. Иван Купала- один из самых спорных праздников. Много разногласий относительно того, откуда пошло его название. Одни считают, что оно происходит от слова купать, купанье, так как в этот день солнце в воде купается и вода приобретает целебные свойства. Другие полагают, что название праздника произошло от слова копать, так как в этот день славяне заготавливали целебные коренья. Еще одни специалисты выводят слово «купало» от купы. Имеется в виду Купало и Купальница. Некоторые исследователи не без основания связывают нашего славянского Купалу с индийским Купалом-покаянником. На самом деле здесь действуют три главных фактора: летнее солнцестояние, вода и огонь. Вода и огонь- это начало мира. Омовения были священными практически у всех народов мира. Таким образом, вся трудовая деятельность славянского народа, его мировосприятие, образ жизни, ценности, особенно ярко проявили себя в праздниках, которые выступали как способ духовного единения, самовыражения, снятие груза будничных дней, тревоги и забот. Праздники и обряды сопутствовали каждому шагу человека: от рождения и до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всех, они духовно сплачивали народ.
18. Теоретические основы драматургии театрал. пред. и праздников
Драматургию всегда воспринимают как часть литературы, однако это совершенно не так. К литературе относятся произведения, написанные для восприятия их читателем, а драматургическое произведение предназначено для восприятия зрителем, то есть пьесу нельзя просто читать, она служит другой цели: ее можно и нужно смотреть на сцене. Отсюда и принципиально другой метод изучения драматургии. В ней бессмысленно искать пейзаж, характеристики героев, лирические отступления. Всего этого просто нет. Характер персонажа таков, каков характер актера, его исполняющего.
Драматургия массовых театрализованных представлений имеет общие черты с драматургией тех типов представлений, которые организуются на сценических подмостках в современных клубах.
Думается, что и сценарную драматургию представлений на современном этапе целесообразно называть широким и достаточно точным в искусствоведческом плане термином драматургии театрализованных представлений.
Рассматривая возникновение и развитие театрализованных представлений в рамках больших исторических эпох, нельзя не увидеть прежде всего той социально – нравственной функции, которую выполняют массовые празднества и театрализованные представления.
С древнейших времен в народных обрядах, представлениях и празднествах имели место две стороны – элементы культовые и элементы фольклорные.
Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших событий в жизни человека занимают все большее место в нашей действительности.
Основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий, по единодушному признанию теоретиков.
Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы. Массовый праздник – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.
Искусство массового праздника, представления, зрелища – это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того чтобы лучше организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течении тысячелетий создавалась и развивалась народная театральная культура.
Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Постижение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других видов театрализованных представлений.
Известно, что основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио. Главным объединяющим моментом выступает здесь драматический конфликт, ибо конфликт является основой драмы как рода искусства.
Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии агитационно-художественного представления, литературно – музыкальной композиции, тематического концерта или массового театрализованного празднества, так же как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу, и даже в конечном счете форму произведения.
Художественное воплощение определенных мыслей, чувств, фактов и обстоятельств текущей и противоречивой действительности осуществляется в сценарии театрализован
противоречивой действительности осуществляется в сценарии театрализованного представления главным образом с помощью не сюжета, а ряда других средств.
Если в драме композиция является моментом, определяющим структуру событий действенно развивающегося сюжета, моментом чрезвычайно важным, но обусловленным другими существенными элементами формы то в сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно – документального материала, ее функция становится определяющей. Общеизвестно, что создание художественного образа любого произведения искусства зависит, прежде всего, от темы и идеи произведения, от главной мысли художника.
Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действований. Это определяется обрядово – зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа.
В результате эволюции, видового становления современное театрализованное празднество представляет собой комплекс культурных и художественных мероприятий.
Оно, как правило, рассредоточивается на обширной территории, и присутствующие на нем выступают и как зрители, и как участники действований одновременно.
И.М.Туманов делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: непосредственные, активные участники – исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники – зрители. Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течении праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие.
Режиссура театрализованных массовых праздников и представлений вбирает в себя все, что характерно для режиссуры вообще, но еще она имеет и свои специфические особенности.
Массовые театрализованные представления, спектакли под открытым небом, театрализованные концерты, спортивно-художественные представления и другие зрелища прочно вошли в наш быт, стали неотъемлемой частью каждого советского праздника, всегда предусматривающего разнообразный комплекс политических, культурных и художественных действий. Принимая все это во внимание, режиссер должен четко представлять разницу между понятиями «праздник» и «массовое театрализованное представление». Последнее является неотъемлемой и наиболее значительной частью праздника и занимает в его структуре важное место.
Объединить, организовать массу зрителей, заинтересовать ее праздником можно только с помощью активного действия, т. е. сконцентрировать ее внимание на основном действии праздника.
А. В. Луначарский говорил, что сама по себе праздничная масса не способна создать праздничное действие, ее нужно организовать, а такая организация представляет собой «не действие отдельных актеров, не специально разученную пантомиму, не формальное перемещение разноцветно одетой массы людей, а именно массовое действие, сценарно выстроенное и художественно оформленное»
Действие массы всегда зависит от драматургического действия, заложенного в сценарий праздника, потому, создавая сценарий праздника, его драматургию, необходимо помнить, что
зритель, который пришел на праздник, ждет действия — театрализованного представления, где раскрываются основная тема и идея праздника.
Драматургия массового театрализованного действия в празднике должна строиться так, чтобы любое действие создавало образное представление о внутренней идейно-тематической сущности праздника и подводило к его главной части — театрализованному представлению.
Особыми формами современного массового искусства являются современные художественно-спортивные театрализованные представления и театрализованные тематические концерты. И там основным выразительным средством остается действие.
19. Праздничная культура древней Греции и древнего Рима.
Почву для греческих праздников представляла мифология. Одним из общегосударственных праздников были Великие Дионисии, проходимые в Афинах с 7 в. до н.э. в конце декабря -начале декабря. Культ Диониса с этого времени стал в Греции праздником крестьян виноделов. Различными обрядами стремились ускорить появление бога и заставить его увеличить урожай. За несколько дней до праздника народ устремлялся на прогон-первый акт дионисийских торжеств, пролог драматических представлений. Каждый поэт представлял своих актеров и хор, называл темы своих трагедий. В первый день праздника процессия проносила по улицам города деревянную статую Диониса. Весь город принимал участие в процессии. Воздух оглашался пронзительным шумом, сливающимся с ревом жертвенных животных. Медленно продвигаясь, процессия пребывала к алтарю 12 богов, где торжественно совершается жертвоприношение, несутся хороводы девушек, поются веселые песни. Два следующих дня посвящались дифирамбическим хорам, исполняющие гимны в честь Диониса. Последние три дня представляли собой соревнования театров. вечером последнего дня судьи оглашали результат и шло награждение победителей. Сразу после Великих Дионисий наступали Пандии, которые были как бы заключением. В театре происходило народное собрание, обсуждавшее организационную деятельность архонта. Тут же решался вопрос о присуждении венков и почетных статуй должностным лицам, которые своим усердием способствовали блеску состязания. Суть Дионисий заключался в выходе за пределы рационального 'существования, ограниченного рамками обыденности, в область божественного безумия, стремление приобщиться к опьяняющей божественной свободе, не подчиненной никаким человеческим законам. Причудливо и тесно переплетавшие мифологию и реальную жизнь, проходившие три раза в год, Дионисии представляли собой сочетание шествий, обрядовых церемоний с состязаниями и хороводными играми. В Дионисии можно выделить три основные части: ритуальную- с жертвоприношениями и процессией в честь Диониса; гражданскую с общегородскими состязаниями в беге, борьбе, песнях, плясках; зрелищную- с выступлениями профессиональных актеров. Еще одни крупные аграрные празднества Элевсинские мистерии Деметры и Персефоны, центром которых был город Элевсин, близ Афин, были связаны с посвящением и различными таинственными обрядами. Произрастание плодов казалось великой тайной, которую Деметра открывает лишь избранным (основа элевсинскик мистерий). В древнейшее время Элевсинские мистерии, вероятно, состояли из сельских празднеств, связанных с земледелием. Позднее, когда с представлением об умирании и воскрешении зерна (миф о Персефоне) возникло понятие бессмертия, они приняли мистический характер. Считалось, что учредила их Деметра, когда разыскивала Персефону. Позднее на элевсинские мистерии оказал влияние культ Диониса. Элевсинские мистерии распадались на празднества осенние (похищение Персефоны и ее брак и Аидом) и весенние (возвращение Персефоны на землю и ее брак с Дионисом). К участию в праздновании допускались только посвященные после ряда испытаний и очищений. Посвящаться могли все эллины без различия положения (кроме рабов), пола, племени или государства. Желающий посвятиться избирал себе руководителя из числа афинских граждан и допускался к малым элевсинским мистериям, происходившим весною (феврале- марте). Посвященный очищался водой Илисса, затем ночью вступал в Храм Деметры, где переходил из одной комнаты в другую: полная тьма сменялась ярким светом, могильная тишина раскатами грома. Раскопки показали, что в храме имелись приспособления для сложных театральных эффектов. Участники мистерий клялись ничего не разглашать об увиденном и услышанном, и поэтому эти сведения весьма неточны. Не ранее чем через год посвященный допускался к Великим Элевсинским мистериям, которые проходили между временем жатвы и посева (в сентябре- октябре) и длились 9 дней, сопровождаясь жертвоприношениями, омовениями, шествиями к морю и т.д. На шестой день большая процессия посвященных в венках, с факелами, с сельскохозяйственными
.с сельскохозяйственными орудиями труда, двигалась в храм, и несколько ночей на берегу Элевсинского залива устраивались различные празднества. По- видимому, показывали драматизированные сцены из мифа о похищении Персефоны и поисках ее Деметрой. проходившие раз в четыре года. Поскольку почти каждый город Греции имел свой календарь и месяцы не совпадали, за несколько недель до начала праздника из города Элиды отправлялись три вестника. Согласно «священному перемирию», которое устанавливали т-та время игр, войны прекращались, а область Элиды вообще была объявлена неприкосновенной. На короткое время праздник в Олимпии объединял всех греков. Временем высшего расцвета Олимпийских игр были 6- 5 вв. до н.э. В эпоху римской империи Олимпийские игры окончательно превратились в зрелища. К участию в Олимпийских играх допускали только свободных граждан, но присутствовать на играх в качестве зрителей разрешалось рабам и чужеземцамварварам. Для руководства играми из граждан Элиды по жребию избирали 10 элленодиков «греческих судей». Первый день был посвящен подготовительным церемониям и жертвоприношениям. Следующие дни были заняты состязаниями, проходившими на ипподроме и стадионе. Состязания начинались рано утром и проходили весь день. Порядок состязаний время от времени менялся. В 5 в. до н.э. программа олимпийских игр выглядела так: второй день- бег колесниц и скачки; пятиборье; вторая половина третьего дня- состязания мальчиков, четвертый день- двойной и шестерной бег мужчин; кулачный бой, панкратий, бег в вооружении. Второе место по блеску и значительности после олимпийского занимал пифийский праздник. Он происходил в долине близ Дельф, у подножия Парнаса. По преданию, его учредил Аполлон в честь победы над драконом Пифоном. Сначала тут происходили только состязания музыкантов. В 590 и г. до н.э. к состязаниям кифадеров были присоединены выступления певцов, флейтистов и, наконец, соревнования атлетов и наездников. Этот год считается официальной датой рождения пифийских игр. Миф о спасении дельфином мальчика перерос в истмийские игры, который установил Сизиф. Впоследствии они посвящались Посейдону, в честь которого проводились конные ристалища. Выступали тут и атлеты, и музыканты, и поэты. Проходили истмийские игры раз в два года. Датой рождения игр считается 583 год до н.э. Раз в два года устаивались Немейские игры, которые проводились в Немейской долине в Арголиде. В первый год каждой олимпиады они проводились зимой, а в третий- лето. Геракл учредил их в память победы над немейским львом. Состязались в эти дни в беге, борьбе, конном спорте. Посвящены игры были Зевсу. Греки также устраивали тесейи (игры в честь героя Тесея), и гереи, и ликейские игры, и панафинеи и многие другие. Малые Панафенеи проводились ежегодно. Великие- раз в четыре года. В четырехлетний интервал олимпиады устраивались игры в честь Геры- гереи. Эти игры не были так разнообразны, как олимпийские. Главным и, вероятно, единственным было состязание девушек в беге. Символично, что олимпийские игры и гереи объединял не только общий стадион, но и единая идея заключения перемирия. На праздниках в честь Аполлона девушки и юноши, пляшущие в центре хороводов, окружены жертвенной, трагической атмосферой. Их символическая гибель в день празднества- путь к очищению его участников. В Риме во времена Республики устраивались ежегодно семь народных праздников, которые в эпоху Августа занимали в общей сложности 66 дней: Игры Римские 16 дней (4- 19 сентября). Игры Плебейские 14 дней (4-7 ноября). Игры Цереры 8 дней (12- 19 апреля). Игры Аполлона 8 дней (6-13 июля). Игры Кибелы 7 дней (410 апреля). Игры Флоры б дней (28 апреля- 3 мая). Игры Триумфа Суллы 7 дней (26 октября- 1 ноября). 14 дней из этого числа предназначено было для игр на ипподроме, 2 для конского бега, 2 для народных обедов и 41 для сценических представлений. Все эти праздники, за исключение последнего просуществовали до 4 века. Во времена Империи число праздничных дней постоянно увеличивалось. В конце концов их стало 175, из них 10 предназначалось для боя гладиаторов, 64 для игр в цирке и 101 для театральных..представлений. К этому следует еще прибавить чрезвычайные празднества, которые происходили по тому или иному исключительному случаю. Такие празднества иногда продолжались целые месяцы. Когда Тит освящал Колизей, был устроен стодневный народный праздник. Все большие народные увеселения начинались на заре и оканчивались большей частью лишь с заходом солнца. Они проходили в цирке, амфитеатре или на стадионе. Среди цирковых увеселений во все времена преобладал бег на колесницах. Здесь были также и бега лошадей. На арене выступали, кроме того, кулачные бойцы, скороходы и борцы. Во времена Республики молодые граждане устраивали здесь примерные сражения и военные парады. Перед началом игр всегда проходила религиозная церемония. Длинная процессия спускалась с Капитолия, пересекала форум и входила в цирк. Процессия продвигалась под звуки флейт и труб; изображения богов несли на носилках или на тронах; их сопровождали коллегии жрецов. Толпа продвигалась, рукоплескала, кричала, поручая себя благосклонности богов, которые проходили перед ней. После этого начинались бега. В цирке устраивали также театральные представления, в особенности пантомимы, в которых все актеры были осужденными на смерть преступниками. Из Самым большим из италийских амфитеатров был Колизей, одно из самых замечательных зданий во всем мире. Еще в эпоху Республики во время игр в Риме стали устраивать звериные бои и травли. Чтобы увеличить привлекательность всех этих зрелищ, старались как можно роскошнее обставить их. Декоративная часть достигла довольно большого развития. Борьба атлетов появилась в Риме в 186 г. Борьба атлетов проходила в 28 г. в честь освящения храма Аполлона Палатинского, в 38 г. при Калигуле, в 44 при Клавдии. Нерон устроил в 60 г. праздник на греческий лад с состязаниями в гимнастических упражнениях, песни, музыке, поэзии, красноречии. «Хлеба и зрелищ»- вот чего в конечно счете требовала римская чернь в эпоху Империи.
20. Художественное и педагогическое в режиссуре театрализованного представления и массового праздника
Режиссура театрализованного представления— завершающий этап в организации художественно-педагогического воздействия на аудиторию, а успех воздействия находится в прямой зависимости от художественного построения. Так как фактор эффективности воздействия во многом зависит о
Воспользуйтесь поиском по сайту: