Билет 22.Образ основных концепций праздничной культуры
Начало же теоретического периода связано с выходом в 1837 г. в свет первого исследования, написанного о празднике «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» Ивана Михайловича Снегирёва. Его единомышленниками были Сахаров и Терещенко.
Создаётся описательная концепция праздника. Но автор как бы любуется издали, не вскрывая внутренних механизмов.
Но при этом первым даёт определение праздника. Самоё понятие праздника – есть упразднение от будничных трудов, праздник – это свободное время, соединённое с радостью и весельем. Обряд – есть знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий, где второе определение содержится в первом, а обрядовая и игровая часть взаимодействуют.
Снегирёв первым не столь изучал, сколько практиковал в области данного вопроса. Ставились другие цели.
Но при этом он заставил посмотреть общественное сознание на праздник, как на явление духовной культуры, связал праздник со временем, что он порождает новые качества времени, обновляет время, дал научную типологию праздников по сезону времени.
Александр Николаевич Афанасьев выделил мифологическую или солярную концепцию, связанную с солнцем. Его труд «Поэтические воззрения славян на природу» написан в середине 19 века. Афанасьев попытался объяснить праздник, исходя из остатков др.славянской религии, поклоняющейся солнцу.
Умирание и воскрешение солнца- календарная драма.
Выделил двухцикловой год, в отличии от Снегирёва, на контрасте тёплого и холодного.
Праздник – как переход в переломные моменты. Праздник помогал перейти в другое состояние, пережить эти самые переломные моменты.
Афанасьев и его единомышленники Беляев и Потребня подают праздник как способ поэтизации природы. Ведь ранее человек себя не мыслил отдельно от природы, и праздники выполняли ответственную роль в сохранении гармонии человека с природой и космосом.
Но при этом праздник может быть самостоятельным явлением культуры.
Беда его концепции заключалась в том, что он не учитывал социальные причины.
Его концепция говорила –что сначала появился миф, но критика говорит, что дело первее слова.
Концепция заимствования Аничкова, Веселовского и Миллера и труд «Русская масленица и западноевропейский карнавал» вывела праздник из рамок национально-этнической замкнутости, выдвинула гипотезу о преобразовании раннего религиозного сознания в более позднее – художественно-поэтическое, но главным моментом вообще твердила то, что отечественных праздников нет, что все они заимствованы из других культур, здесь они соотносят, например, русские святки и римские Сатурналии, а также праздник Масленицы и западноевропейский карнавал.
Но эта концепция также столкнулась с обильной критикой, что, чтобы заимствовать культуру, нужно уметь её оценить, что необходима для этого базовая, собственная культура для того, чтобы произошла диффузия и взаимопроникновение культур.
В следующей концепции, называемой эволюционно-психологической и труде «Золотая ветвь» автор Фрейзер Джеймс поставил эволюцию праздника в связь с религией и рассмотрел на примере Др.египетского бога Асириса (растительности). Центральным компонентом здесь выделяется первобытно-общинный строй – ожидание, а как в эпоху земледелия – опоздание или поспешность. Смерть – подготовка нового рождения.
Здесь возникает управление движением природы с помощью обрядов. Природа может опаздывать или спешить, и обряд здесь выступает формой своевременного ухода и возвращения.
Среди концепций возникает и теория социального фактора, автором которой является Адреан Пеотровский. В начале 20-ого века он занимается исследованием карнавальной культуры народов мира и выявил общий признак, что во всех этих народах существует такой компонент праздника, как переряживание в свою противоположность. Здесь можно сделать вывод о том, что существует потребность в социальной целостности. И здесь рождается определённая социальная свобода, хоть эта свобода и иллюзорна, т.к. прячется за маску.
Анатолий Ильич Мазаев рассуждает о праздники в своей концепции свободного времени, что праздник – это коммуникация по поводу свободы, задаваясь целью изобрести компактное определение праздника.
Но эта концепция также сталкивается с большим количеством критики, что праздник – это событие, а не просто свободное время. К критикам присоединяется и Казимир Жигульский, утверждая, что праздник и свободное время – есть противоположные понятия, что праздник накладывает определённые обязанности.
Советский период породил официальную трудовую концепцию праздника. Её основатель – Чичеров Владимир Иванович. В 1959г. он выводит в свет свой труд «Зимний период русского земледельческого календаря»
Его единомышленниками являются Пропп Владимир Яковлевич и Генкин Владимир Михайлович.
Игровое начало – явление культуры, своеобразная форма отдыха, но доминирующей природой праздника они называют человеческий труд, а праздник является своеобразной игрой в труд.
Пологая, что хозяин в человеке родился первее художника, Чичеров анализирует аграрный календарь.
Зимний период аграрного календаря.
Святочный комплекс
Например, посыпание порога, как символ, - есть элемент будущего праздника, символическое посевание в доме, что неким опережающим действием встречают праздник.
Календарный обряд – духовное приготовление будущего трудового процесса.
Пропп развивает это учение: я января по июнь существует компонент моления предкам, и объясняет это тем, что зерно брошено в землю, и предки в земле, что это особая просьба предкам выпустить зерно.
Но не всегда погребальная культура была обращена к земле.
Поэтому трудовая концепция верна только для трудовых праздников, эпизодична и не универсальна.
Бахтин начал свою концепцию идеала с критики трудовой, назвав её вульгарной, что никакая игра в труд, никакая потребность в отдыхе или передышке от трудов сами по себе праздничными стать не могут, а чтобы стать праздничными к ним должно присоединиться что-то не из мира средств и условий, а из высших целей человеческого существования, т.е. из мира идеалов.
В своей концепции он выводит термин:
Праздник – коллективное представление человека об идеальной жизни.
Что в празднике мы можем разыгрывать идеальную жизнь.
И если отождествлять праздник с трудом, то труд производит продукт – праздник не производит.
Если сравнивать с игрой, то в игру можно войти и выйти, а из праздника нельзя.
Если приравнивать к искусству, то оно создаёт художественное произведение, а праздник не создаёт.
И если говорить о празднике, то он находится между игрой и искусством. Праздник – не средство жизни, а сама жизнь, оформленная художественно-игровым способом.
Также Бахтин исследовал средневековый карнавал – анализировал смеховую культуру праздника.
Позднее Соколов, следуя концепции Бахтина выявил, что праздник – это многообразие жанров, вбирает в себя все полюса человеческих эмоций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: