Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Сознание, культура, технологии




На протяжении двадцатого века постоянно всплывал глобальный политологический вопрос. Является ли Россия частью Европы, или у нее своя самобытная отличная от Европы культура?

Естественно, и в том и в другом варианте ответа есть доля истины. Вопрос в том, что в действительности преобладает. Друзья России склонны считать ее частью Европы, выпадающей из нее временами в результате тех или иных политических катаклизмов.

Ее недруги, напротив, полагают Россию чем-то чужеродным Европе. И основной их аргумент более чем серьезен. Европейская культура выросла из трех фундаментальных исторических процессов, которые России практически не коснулись. Это Возрождение, Реформация, Просвещение. К этому можно еще добавить, что Европа стала наследницей греческой и римской античной культуры, чего опять же нельзя сказать о России.

Какой-то попыткой подражания античности можно считать Петербург, да и то, по мнению маркиза де Кюстина, а он на протяжении последних двух столетий считается непревзойденным знатоком России, попытка эта крайне неудачна.

Казалось бы, все указывает на то, что даже, если сегодня Россия и часть Европы, то по своему первоначальному происхождению она чужеродная, азиатская, которая с заметным отставанием и искажениями усваивает то, что создано в Европе. На протяжении своей тысячелетней истории она пытается интегрироваться в Европу, и все время это происходит со сложностями. Ее самобытность, это ее отсталость.

Поверхностный анализ, основанный на официальной истории, с неизбежностью приводит к таким выводам. На поверку же все обстоит иначе. Киты, на которых покоится европейская культура, оказываются мифами, а Россия – основным источником культуры цивилизации.

Не было «Возрождения», поскольку перед этим не было никакого упадка, а была просто отсталая Европа, постепенно усваивавшая Российскую культуру.

«Реформация» полный вымысел, как и вся официальная средневековая история церкви, придуманная для того, чтобы списать на нее множество социальных процессов, необъяснимых в официальной истории Европы.

«Просвещение» реально существовало лишь в той его части, которая как раз и была в России в первой половине девятнадцатого века. А европейское «Просвещение» вне России – это миф, вымысел, как вся остальная средневековая история Европы.

И три этих фантастических кита выплывают из фантастического океана, называемого античностью, созданного «романтичными» (Рим + античными) фантазиями девятнадцатого века.

Причем даже сам метод искажения истории в интересах политики начал применяться в России в восемнадцатом веке. А потом, уже в девятнадцатом веке, Европа усвоила его, доведя в конечном итоге до абсурда, поставившего все с ног на голову.

Только восстановление истинного соотношения культур России и Европы позволяет нормально понять непостижимую с точки зрения фальшивой официальной истории аномалию, которую из-за этого предпочитали просто не замечать.

По количеству и качеству полотен портретной живописи до восемнадцатого века включительно Россия многократно превосходит весь остальной мир вместе взятый. Первые российские писатели Пушкин, Гоголь, Лермонтов на голову выше своих европейских современников. Европейские писатели следующего поколения выросли по сравнению со своими предшественниками, но российские – Достоевский, Толстой опять же качественно превосходят их. И так почти по всем направлениям искусства и культуры девятнадцатого – двадцатого веков. Вклад России в мировую, причем именно европейскую культуру превосходит вклад любого другого европейского государства.

Человеческая культура в самом широком смысле состоит из двух частей. Первая включает в себя знания, навыки, технологии, традиции, привычки, способы и принципы мышления, в общем, наработанный человечеством опыт. Эта часть культуры создается и воспроизводится в обществе из поколения в поколение естественным образом, и потому содержит в себе настоящую предыдущую историю. Присутствие истории здесь трудно уловимо, но его сложно исказить, поскольку проявляется оно глобально, в способности народа созидать в дальнейшем. Собственная культура, как у России, обеспечивает высокий созидательный потенциал, привнесенная извне – в результате неполного усвоения оставляет меньше возможностей для творчества, что и проявляется в культуре других европейских государствах.

Вторая часть культуры присутствует в праве, литературе, живописи, иных направлениях искусства. Она постоянно апеллирует к конкретной событийной истории, опирается на нее в самых разных проявлениях.

Эту часть истории вполне можно исказить, что и приобрело массовый характер, начиная с конца восемнадцатого века. Историю корректировали сначала для того, чтобы изменить, опирающееся на нее право, потом в погоне за приоритетами и древностью, как формой обоснования своих прав на что-то. Позже история стала важной составляющей идеологической борьбы. Интересы ведущих мировых держав «надиктовали официальную историю», которая в результате оказалась бесконечно далека от настоящей истории цивилизации. А вместе с ней мы получили и вывернутое культурное пространство, в котором фантастические события и образы подменили собой реальные.

На литературных же произведениях Дюма, Скотта, Алексея Толстого и других авторов исторических романов, составляющих значительную часть этого культурного пространства, основано «знание» тех или иных этапов истории нашими современниками. Из художественной литературы зачастую мы черпаем знания по событийной истории, но главное, что художественное изложение через множество бытовых деталей и мелочей создает ощущение эпохи, которое воспринимается нами на подсознательном уровне. Новая концепция, идущая в разрез с ТИ и, соответственно, с художественной литературой психологически будет восприниматься с определенными сложностями.

Для оказания помощи читателю в преодолении этого психологического барьера и написана эта часть. Такого сорта работа, по большому счету, необходима по каждому фальшивому историческому этапу ТИ: истории Древнего Египта, Древнего Рима, Средневековой Европы. Но предыдущее изложение показало, что все это в большинстве случаев окраины цивилизации. Древняя история творилась в России и вблизи от нее. Восстановление истории цивилизации, это в первую очередь, восстановление истории России. Поэтому эта часть, в основном, и будет посвящена восстановлению русской истории.

Данные для восстановления истории мы берем из ТИ. Причем история других регионов нам почти ничего не может дать, ключи к восстановлению мировой истории в официальной истории России. Насколько же мы можем доверять нашим знаниям русской истории, основанным на ТИ?

Исходя из ТИ, мы привыкли, что о времени Ивана IV мы кое-что, хотя и очень мало, знаем. Потом следует длительный период, о котором не знаем фактически ничего. О времени Петра I знаем, если не все, то очень многое. Это знание как бы бросает свет и на близлежащие времена. Однако, как это ни странно, о времени Анны Иоанновны или Елизаветы Петровны мы опять же практически ничего не знаем. Время Екатерины II кажется совсем близким. Об этом времени уже есть произведения ее современников или тех, кто с современниками мог общаться, Радищева, Пушкина, Гоголя…

На самом же деле оказывается, что мы не знали самых элементарных, ключевых вещей не только о «темных» временах, но и тех, что казались нам относительно знакомыми, Петра I и Екатерины II. Мы не знали даже ориентировочно истинного размера их государства и вероисповедания, не знали их летоисчисления, не знали государственного и общественного устройства, не знали уровня развития техники, не знали языка, не знали настоящих имен. Вот это в какой-то степени и предстоит разобрать в данной части.

V.1 Корабельное дело

Появляются суда в глубокой древности, вслед за металлическими орудиями, дающими возможность обрабатывать дерево. Первые суда гребные. Чуть позже появляется парус, однако от гребного привода судов не отказываются, поскольку весла необходимы для маневрирования и движения против ветра. Так продолжается несколько столетий. За это время постепенно происходит улучшение многих элементов в судостроении и судовождении, однако особенных качественных изменений не происходит, поскольку суда выходят на свой предельный размер и мощность парусного вооружения.

Чем определяется предельный размер судов? Ширина и высота судна ограничены мощностью весельного привода. Судно не может быть очень широким, поскольку это увеличивает сопротивление воды и встречного ветра. Судно не может быть и высоким, во-первых, потому, что это также приводит к повышению сопротивления воды и ветра, а во-вторых, при определенной ширине снижает устойчивость судна. Наращивать длину судна это ограничение не мешает, но узкое и непропорционально длинное судно теряет прочность, маневренность и в какой-то степени устойчивость. Так что предельные размеры судов этого периода ограничиваются возможностями весельного привода, работающего на мускульной силе человека.

Качественный прорыв в корабельных технологиях происходит с появлением возможности двигаться с парусом против ветра. Первое необходимое условие для этого – появление у судна фальшкиля, т.е. такого приспособления, которое, не меняя сопротивления воды продольному движению судна, многократно увеличивает сопротивление поперечному движению. За счет выбора направления корпуса судна и ориентации парусов по отношению к ветру это позволяет судну двигаться под углом к встречному ветру. Всерьез к хождению судов против ветра это не приводит, поскольку эффективность такого плавания остается относительно низкой и крайне трудоемкой, а потому используется редко в вынужденной ситуации, но зато дает возможность судну маневрировать, используя паруса. Это позволяет полностью отказаться от весельного привода. Использование парусов для маневрирования, в том числе и для хождения против ветра во время выполнения маневров, требует применения легко перестраиваемых парусов, в частности таких, которые можно быстро разворачивать почти на триста шестьдесят градусов для движения переменным галсом (зигзагом). Для этого появляются косые паруса (треугольные по форме), которые позволяют легко и быстро менять направление их ориентации.

Отказ от весельного привода позволяет начать наращивание размеров судов. Рост ширины судна приводит к увеличению сопротивления движению, но при этом растет устойчивость судна, что позволяет увеличить ширину и высоту парусов. В результате рост мощности парусного привода обгоняет рост сопротивления движению. Корабль, увеличиваясь в размерах, становится более быстроходным. В результате этого технического прорыва начинается новый этап развития корабельных технологий, который приводит к росту размера судов. Теперь характерные размеры судов определяются конструктивными технологиями и предельными прочностными свойствами используемых материалов, древесины, канатов, парусной ткани. Исходя из предельных свойств материалов, оптимизируется множество конструкционных элементов судов, доводя их все постепенно до некоего уровня совершенства. В результате суда качественно меняются, что приводит к изменению всего судоходства. Каковы эти изменения? Во-первых, происходит повышение скорости судов. Во-вторых, увеличение размера – это многократное повышение грузоподъемности (кубическая зависимость от линейного размера). В результате происходит значительное снижение себестоимости перевозки грузов. В-третьих, если речь идет о военных кораблях, то размер судна – это мощность артиллерийского вооружения, численность абордажной команды, прочность судна. Но происходит еще один качественный переход, который надо рассмотреть чуть подробнее.

Рост размера судов, повышение их высоты приводит к появлению палубы, трюма, разных отсеков. Теперь неповрежденное судно с задраенными люками становится непотопляемым в любой шторм, при любой волне. Именно это позволяет изменить характер плавания. До этого суда вынуждены были прятаться от шторма. Теперь с приближением шторма судно могло наоборот уйти подальше в открытое море, чтобы его не повредило о камни или не выбросило на мель. Поэтому суда первого типа могли осуществлять только каботажное плавание. Максимум, что они могли позволить себе – это плавание в течение двух–трех дней во время хорошей погоды от острова к острову. Более долгосрочный прогноз в море, как правило, невозможен. Только достигнув определенного уровня защищенности, когда судно перестало бояться любого шторма в открытом море, появилась возможность уйти от каботажного плавания и выйти в открытый океан. Первые корабли такого класса – каравеллы.

Появление каравелл относят в ТИ к 1420 году. Великие Географические открытия, совершенные на кораблях этого типа, начинаются только семьдесят лет спустя, что уже странно, – построить океанские корабли и начать их использовать по прямому назначению только после смены трех поколений.

Следующий факт еще показательнее. Согласно ТИ, Петр I некоторые свои морские сражения вел на галерах, а некоторые на парусных судах. Где-нибудь в коммерческих перевозках могут одновременно уживаться разные по уровню культуры, если и более старая оказывается еще неубыточной, а в военном деле такое практически невозможно. Более отсталая военная техника лишает возможности побеждать.

Не могут на равных воевать галеры и парусный корабль с сотней орудий. По уровню развития это разные эпохи, разнесенные во времени на многие десятилетия. Мало того, что нужно время на постройку новых кораблей, переобучение команды, переоборудование верфей. Это просто разные культуры. Нужно время в десятилетия, чтобы новая культура сложилась, выросла из предыдущей. Гребные галеры никогда принципиально не годились для плавания в океане. Более того, их характерный размер и, как следствие, уровень вооружения и численность абордажной команды принципиально не позволял им на равных воевать с судами, способными совершать плавание в открытом океане. Т.е. суда шведов, которые побеждал Петр I на галерах, тоже еще не были приспособлены к плаванию в океане. Каков же был уровень флота в начале восемнадцатого века в Швеции?

Традиционные историки объясняют сражения на галерах спецификой территории, узкими шхерами и т.д. Но какое имеет значение для исхода войны мелкое сражение, в котором стороны повоевали на шлюпках, если основные флоты в это время оказались не задействованы, потерь судов не было, территориальных потерь тоже. Это типичная для ТИ попытка спасти явно нелогичную, бессмысленную историческую картину

В предлагаемой концепции все естественнее.

Первое серьезное плавание в цивилизации начинается во время Великого переселения в 16 веке. По приказу властей суда впервые выходят в океан, развозя людей по всему миру. В режиме каботажного плавания, вдоль побережий, и совершая небольшие «прыжки» через проливы, суда достигают всех континентов, включая Америку (через Берингов пролив) и Австралию.

Приобретя необходимый опыт, и, в общем-то, серьезно рискуя на судах того типа, капитаны пробуют и более далекие прыжки от острова к острову. Так со стороны Северной Европы удается достигнуть Исландии, Гренландии, Северной Америки. Самые длинные прыжки такого сорта составляют на этом маршруте не более пятисот километров, что при хорошем попутном ветре позволяет на судах того типа преодолеть эти расстояния за сутки. Проблема была в том, что капитаны судов отправлялись в неизведанном направлении, имея хороший попутный ветер, рисковали не вернуться, поскольку против ветра ходить еще не умели. Исландские саги шестого века (по шкале Ивана IV) о путешествии к Америке, вероятно, описывают эти события.

Гангутское сражение Ивана V (в ТИ Петра I) – 1714 г. Это были парусно-гребные суда и с той и с другой стороны.

Русско-шведская война 1741 – 1743 годов. И в этой войне обе стороны воевали на галерах.

В принципе в условиях войны, когда вся жизнь сопряжена с повышенным риском, могли возникать ситуации, вынуждавшие капитанов отправляться в неизвестном направлении. Соответственно Скандинавские саги о путешествии к Америке, датируемые двенадцатым веком (по хиджре), вполне могут иметь под собой реальные события.

Появление первых каравелл ~ 1755 (1420) год.

Плавание византийцев (турок) к Америке через Атлантический океан ~ 1760 (1492) года. Вероятно, в это же время ~ 1761 (1498) года они обогнули Африку. Остальные Великие географические открытия – сказка середины девятнадцатого века.

Первая в мире кругосветная исследовательская экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского 1803 – 1806 годов. У России первой появилась потребность исследовать свои отдаленные территории, Дальний Восток и Америку. Ни у одного другого государства в то время просто не могло возникнуть такой задачи. В Европе в это время еще не было отдельных государств. Римская империя решала внутренние проблемы. У Англии еще в принципе не было своего флота и подобных задач под него, как впрочем, еще не было и самой Англии, как суверенного государства.

В 1819 – 1821 годах экспедиции М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена к Южному полюсу

После Крымской войны военно-морская история Англии и Франции удлиняется. Появляются экспедиции Кука и Лаперуза. Создаются предшествующие им истории Испании и Португалии. Возникают «Великие географические открытия», а заодно и победы Англии над испанским флотом. Изготовляются эти фальшивки гораздо грубее, чем работали их предшественники по фальсификации. В основе их, фактически, даже не было серьезных прототипов, и об аккуратной работе с датами речь не шла. Поэтому сегодня Английские архивы чрезвычайно засекречены.

И вообще два величайших морских сражения мировой истории, в которых более слабый флот (пиратский) громит гораздо более мощный флот (карательную экспедицию), Гравелинское 1588 года между Англией и Испанией и Саламинское 480 года до н.э. между греками и персами – легенды, возникшие на основе «пиратского эпоса» без исторических прототипов.

Изменение истории мореходства после Крымской войны вынудило и Россию кое-что подгонять под нее. Петр I стал не только реформатором и полководцем, но начал создавать современный флот. Для этого пришлось ездить учиться в великие морские державы Англию и Голландию. Швеция тоже превратилась в великую морскую державу, чтобы морские победы над ней стали значимыми. Между прочим, сами шведы своей истории этого периода не знают. Не было у них ни в 1700, ни в 1770 (1700) году военного флота, состоящего из 42 линейных кораблей и двенадцати фрегатов (таков по ТИ уровень флота Швеции в начале восемнадцатого века). Иначе нечто подобное оказалось бы в руках Наполеона после 1810 года, когда он стал Римским императором, и королем в Швеции был посажен его генерал Бернадот. Да и истории о скандинавских мореходах, раньше других научившихся ходить против ветра и наводивших ужас на всю Европу, тоже из области сказок. Оказывается в Скандинавии не растет лен, а стало быть, нет внутренних ресурсов для возникновения мореходства. Скандинавские историки до сих пор не могут внятно объяснить, из чего их предки делали паруса до начала торговли с Московией.

V.2 Числа

Научные знания древности и средневековья это одно из тех направлений, где концепция ТИ начинает трещать по всем швам. Если в технологиях еще как-то с огромной натяжкой проходит тезис о возможной утрате технологий, которыми люди прежде, в древности, владели, то в математике это, как правило, невозможно. Для наглядности разберем только один частный математический вопрос, об арабских цифрах. Согласно ТИ, они появляются после 7 века. А до того пользовались римскими или какими-то иными. Но все они не имели нуля. А это значит, что невозможна аналогия между числом и отрезком оси, невозможны действия умножения и деления, еще нет простых дробей, не говоря уж о десятичных, и т.д. Подавляющее большинство математических и физических научных знаний, которые в ТИ относят в глубокую древность (закон Архимеда, теорема Пифагора и т.д.), не может быть даже корректно сформулировано при отсутствии арабских цифр.

Столь же нелогичная картина и с эпохой Петра I. Судя по его монетам, на Руси еще не знают арабских цифр. Но одновременно с этим математике учатся за границей, знают корабельное строительство и навигацию, пользуются приборами, авторы которых владели высшей математикой за много десятилетий до того. В итоге полный абсурд, причем ничем не прикрытый. Что же историки? – Ничего вразумительного. Концептуальные вопросы обходятся стороной, а на прикладном уровне по этому поводу просто нечего сказать.

Развитие математики вообще становится возможным только с появлением арабских цифр. Обобщение любого числа как бесконечной десятичной дроби, с позиционной формой записи с десятичной точкой, делает возможной введение числовой оси с сопоставлением длины отрезка этой оси с числом.

Арабские числа создавались не на бытовом уровне. Во всем, начиная с формы начертания арабских цифр, чувствуется культура тех, кто их создавал. Каждая цифра первоначально имела определенное количество углов, равное самой этой цифре. И это однозначно показывает, что эти цифры создавались не постепенно в течение многих поколений, по мере появления потребности в новых цифрах, а сразу, одним автором, который думал, как сделать систему удобнее для массового пользования и проще для обучения.

Позиционная форма записи числа, когда положение цифры относительно десятичной точки представляет собой степень числа десять, предполагает знакомство с отрицательными числами и степенями числа, включая отрицательные. Концепция десятичных дробей развивается из простых дробей, которые могут быть представлены в виде бесконечной периодической десятичной дроби. Такой переход, в частности, требует знания теории прогрессий. Все вместе это уже достаточно серьезный уровень развития математики в сочетании с явно выраженным профессиональным подходом к обобщению и оптимизации.

Однако создатели арабских чисел совсем не обязаны были владеть перечисленными знаниями. Арабские цифры в сочетании с позиционной формой записи числа оказались удобны для такого обобщения, когда возникла потребность в работе с дробями, но произошло это далеко не сразу. И разрыв здесь мог составлять не одно поколение.

Как вообще происходило развитие математики и распространение соответствующих знаний на начальном этапе? – Представим гипотетически, что кто-то очень талантливый додумался до чего-то в этой области интересного, что серьезно обогнало знания своего времени. Эти новые знания, скорее всего, никого бы не заинтересовали. Обучаться в учебных заведениях им бы не стали, поскольку изменение программы обучения это вопрос очень непростой, завязанный на множество лиц, которые тоже, скорее всего, это новое знание сразу не восприняли. Научных публикаций первоначально не было, пока не возникла соответствующая культурная среда. Таким образом, даже если бы «научный прорыв» случайно и произошел, то он все равно остался бы незамеченным и в результате стерся бы в истории. Что-то новое могло возникать только лишь не случайно, а в результате потребности, понятной на уровне руководителей государства, способных административными методами заставить систему быстро это новое усваивать.

В эпоху Екатерины II началось много новых процессов. Первый из них это военная реформа. Была создана регулярная армия. А в этой связи изменился один существенный для рассматриваемой темы компонент ее устройства. Снабжение стало централизованным. Система начала требовать учета и распределения вооружения, боеприпасов, обмундирования, продуктов питания, начиная с потребностей одного солдата и заканчивая многотысячными армиями.

Вероятно в это время у интендантов, а вместе с ними и у командиров, контролирующих, работу снабженцев, возникла острая потребность к двум действиям арифметики, сложению и вычитанию, добавить умножение и деление. А это выявило неприспособленность прежних систем счета к этим действиям. По всей видимости, практически одновременно опробовались разные варианты. Вероятно, в Римской империи, если верить их названию, были изобретены римские цифры, а в Московии была предложена «арабская» позиционная форма записи числа, оптимальная для действия умножения (и деления). И форму начертания цифр предложили такой, чтобы военным было проще ее сходу запомнить.

Установить, кто изобрел «арабские» цифры, сегодня едва ли удастся. Никто об интеллектуальных приоритетах в то время не заботился. А внедрил новую систему счета в русской армии, как несложно догадаться, величайший административный реформатор всех времен и народов, Г.А. Потемкин. Прижилась новая система счета, естественно, сразу и навсегда.

Однако, хотя действие «деление» возникло практически одновременно с появлением арабских чисел, расчет снабжения армии вполне можно было делать, обходясь без дробей. Все сводилось к целочисленному счету.

Календарные манипуляции 1784 года уже планировались с перерасчетом предыдущей истории с лунного календаря на солнечный. Эти перерасчеты требовали умения умножать и делить. Однако речь опять же шла только лишь о целочисленных операциях. Знания дробей не требовалось, и судя по всему их еще не знали. Новый календарь был введен без високосных годов.

Государственное делопроизводство еще в период пользования лунным календарем усложнилось и стало каждодневным. Это позволяло при желании и умении обсчитать длительность лунного цикла за несколько последних лет, так чтобы стало возможно предсказывать новолуния. Однако, судя по всему, этого еще не умели. Техническое препятствие в данном случае могло быть всего одно – неумение пользоваться дробями, находить среднее и т.д. Соответствующая математика еще не была создана.

После 1773 года начала возникать феодальная собственность, а вместе с этим создавалась и соответствующая новой форме собственности система налогообложения. Первоначальный дележ феодальной собственности проходил грубо. Однако постепенно налаживался более точный учет земель, и система налогообложения тоже требовала более аккуратных расчетов с точностью до долей.

Так постепенно начали возникать первые дроби. Арифметика овладела этими операциями где-то к началу девятнадцатого века. Так что в 1814 году система високосных годов была отстроена без проблем. Все заинтересованные стороны соответствующим математическим аппаратом уже владели.

Из измерения земель, как несложно понять из ее названия, выросла наука геометрия. Создана она в десятые – двадцатые годы девятнадцатого века. Ее создание диктовалось потребностью лучше и точнее рассчитывать земельные наделы.

В практическом землемерии площадь земельного надела четырехугольной формы с равными противоположными сторонами (параллелограмм) до сих пор – произведение сторон. Величину углов между смежными сторонами не учитывают. Это осталось еще с тех пор, но задача – рассчитывать земли точнее, поставлена была. Практическая реализация ее оказалась слишком сложной для деревенских землемеров. Тригонометрии тогда еще не знали.

Первые выступления Лобачевского по неевклидовой геометрии относятся к 1826 году. Это время формализации евклидовой геометрии. Он пытался доказать один из ее постулатов от противного. Если учесть, что на построение элементов нелинейной геометрии ему нужно было определенное время, то, стало быть, начались работы по написанию «евклидовой геометрии» за десять – пятнадцать лет до того.

Первый в мире Петербургский университет основан в 1819 году. Полтора – два десятилетия спустя начался процесс создания других российских университетов. Этот период условно и можно считать временем возникновения современной «европейской», а точнее русской, науки. Именно в это время появился термин «Просвещение». Естественно, Россия первоначально обгоняла всех остальных на несколько десятилетий, что продолжалось еще до середины века.

История писалась в несколько этапов. Первой создавала свою историю Россия, чуть позже немецкие государства, Австрия и Пруссия. В это время история науки еще не требовалось. Не было науки как таковой. В сороковые – шестидесятые годы девятнадцатого века свою и сопутствующую мировую историю писала Франция. Здесь и создавалась история науки. Делались дубли с научных работ этого и предшествующего (русского) периода и переносились в древность. Естественно, что многие научные приоритеты оказались во Франции и у ее ближайших соседей.

Эта история прижилась, стала привычной для своего поколения. А в шестидесятые – семидесятые годы свою историю создавала Англия. В уже созданную Францией историю мировой науки были вставлены новые персонажи. Так были созданы Коперник, Кеплер, и конечно самый великий физик всех времен и народов – англичанин Ньютон, владевшей физикой и математикой лучше «ученых», «живших сто пятьдесят лет спустя».

Возникнуть на пустом месте все они не могли. Поэтому появилось множество европейских научных персонажей предшествующего периода вроде Леонардо Пизанского (Фибоначчи) вплоть до отца астрономии Птолемея. Соответственно астрономические и физические знания второй половины девятнадцатого века оказались в работах античных и средневековых ученых.

Данные теоретических астрономических расчетов второй половины девятнадцатого века стали выдавать за экспериментальные данные древности. А сегодня расчетчики из НАСА (американская компания, якобы осуществившая серию успешных полетов человека на Луну в двадцатом веке) пытаются эти «экспериментальные» данные обрабатывать и искать им объяснения, поскольку на современном уровне точности они, мягко говоря, непонятны.

Да и сочетание истории науки и техники оставляет непонятные фрагменты. К примеру, вычислять теоретически до спуска на воду, где у корабля будет ватерлиния, чтобы правильно расположить палубы и артиллерию, научились только в тридцатые годы девятнадцатого века. Это значительно снизило себестоимость судов. Для этого надо всего то было знать закон Архимеда (якобы, античная наука) и уметь интегрировать по Ньютону (семнадцатый век). Правильно вычислять вращающие моменты, чтобы оценивать устойчивость судна, что особенно актуально для парусников, тоже начали только в это время.

Вся эта прикладная наука первоначально развивалась в России. Европейские страны на том этапе отставали. Выравнивание уровней произошло только где-то к середине века Соответственно биографии европейских ученых первой половины девятнадцатого века в основном фальшивы. Полностью вымышлена биография А-М. Ампера (1775-1836). Биография же М. Фарадея (1791-1867) более или менее правдива только в заключительной части.

V.3 Стекло

Согласно ТИ, стекло делали в Вавилоне в середине второго тысячелетия до н.э. Когда оно стало производиться в Европе, не очень ясно. Достоверными считают данные о «производстве зеркал в Венеции», начиная с пятнадцатого века. Причем Венеция более ста пятидесяти лет сохраняла монополию на это производство. В конце шестнадцатого – начале семнадцатого века начинается изготовление первых оптических приборов, микроскопа, подзорной трубы.

Уже в том, что изложено, странностей хоть отбавляй. Во-первых, по ТИ получается, что стекло изобрели раньше «пушечного чугуна» (бронзы), хотя технологически это сложнее и потребность в стекле значительно меньше. Стопятидесятилетняя монополия Венеции тоже абсурд. Такое время засекречивать технологические тонкости невозможно. Если конкуренты их не своруют, то додумаются сами. Наконец, производство оптических приборов. Твердость стекла по сравнению с драгоценными камнями невелика, поэтому изготовить линзу совсем несложно. Подзорная труба – стратегический инструмент на море. Только с ее помощью можно принимать команды, а это управление флотом в бою. Так что в ТИ подзорная труба «обязана» была появиться еще во времена Пунических войн.

Наконец, в ТИ есть вообще из ряда вон выходящий факт. По приказу Екатерины II в Коломенском был снесен деревянный дворец, построенный в правление Алексея Михайловича, по причине его ветхости. Перед этим он был детально описан, поскольку к нему уже относились как к памятнику старины. Окна в этом дворце были слюдяными! Это в главной загородной резиденции русских царей до Петра I включительно, при том, что Россия вела торговлю с Европой, уже была Немецкая слобода, Петр I не жалел денег на всякие диковинки…

С учетом концептуальных календарных поправок и восстановления здравого смысла вырисовывается приблизительно следующая картина.

Судя по названию «стекло», а в русском языке это глагол пошедшего времени совершенной формы, оно на Руси действительно известно давно. Возникло оно как отход литейного производства. С помощью различных флюсов удаляли окислы и прочие шлаки, мешающие литейному производству. Они «стекали» в расплавленном состоянии. Однако применения этому отходу литейного производства не было, поскольку получавшееся стекло было окрашенным, в основном окислом железа, и непрозрачным. К тому же и потребности особой в нем не было. На верность такой технологической версии возникновения термина указывает и то, что бывает природное стекло вулканического происхождения. Оно было известно, и, естественно, как-то называлось. Но в результате к стеклу «прилипло» не то название, не тот или иной иностранный термин, а русское технологическое.

Стекло используется в корабельных иллюминаторах, оптических приборах, зеркалах, в окнах, посуде, декоративных изделиях. Появление каравелл и потребность в иллюминаторах, вероятно, дало производству стекла начальный толчок. Надо было найти технологии достижения прозрачности. Практически сразу же вслед за этим началось производство зеркал.

Исходя из восстановленной истории, это производство могло начаться только в Петербурге. В принципе на это косвенно указывает и ТИ. Что такое «Венеция»? – Столица, венценосная, где находится ставка венценосца – императора.

Так оно, вероятно, и было. Первое производство иллюминаторов и зеркал ~ 1762 г. (начало 15 в.). Естественно на стекло и зеркала была монополия. Во-первых, товар был очень дорогой, во-вторых, стратегический. В 1773 году столица Римской империи из Петербурга переезжает южнее. В течение одного – двух лет туда же перемещаются и технологии. Монополия Венеции, продолжавшаяся около двенадцати – тринадцати солнечных или 150 лунных годов, прекращается. Само название «Венеция» после начала переписывания истории уходит на Апеннинский полуостров.

Возникает второй центр, владеющий этими новыми технологиями, но он никогда не был в итальянской Венеции. Реально зеркала делали во Флоренции. Первое руководство по стеклоделию, в котором описаны многие добавки для придания стеклу прозрачности и окрашивания с сохранением прозрачности, относят во Флоренцию в 1770 (1612) год. Автор его Антонио Нери.

Честно говоря, это странно. Никто не стал бы тогда публиковать технологические секреты. Это могли быть записки для внутреннего пользования, которые передавались по наследству, к примеру, от отца к сыну. Если верить этим датам, то составлены они были еще в Петербурге, а позже переехали во Флоренцию. Имен в то время тоже еще не было, о научных приоритетах не заботились, так что вся эта история, скорее всего, уже создана в середине девятнадцатого века, и были ли у нее реальные прототипы, не очень ясно.

Около 1775 (конец 17 в.) года, согласно ТИ, выходит учебник немецкого алхимика И. Кункеля «Экспериментальное искусство стеклоделия». Вероятно, здесь та же ситуация. За изданный учебник выдается опять же внутренний документ ремесленной мастерской. А по-немецки он написан по очень простой причине. Элита Петербурга в это время говорила по-немецки. Хозяин мастерской, заказчиком которой был царский двор, естественно, говорил по-немецки.

Первые в мире мозаичные картины из цветного стекла заказаны М.В. Ломоносову Екатериной II. Это «Полтавская баталия», произошедшая в 1778 (1709) году и портрет Петра I. Даны эти заказы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...