Характеристика и описание правил проведения и обработки модифицированного восьмицветового теста Макса Люшера.
Модифицированный восьмицветовой тест Макса Люшера. Цель: изучение неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля переживания, типа реагирования и степени адаптированности обследуемого, выявление компенсаторных возможностей человека, оценка степени выраженности болезненно заостренных черт характера и клинических проявлений Материал: руководство по применению, бланк, цветовые карточки
Практическое руководство представляет собой описание восьмицветового теста Люшера и его модифицированного, адаптированного на отечественной популяции варианта. Практическое руководство содержит подробную интерпретацию функциональных пар цветового выбора с использованием современного психологического тезауруса. Рекомендуется к использованию практическими психологами, врачами и педагогами в сфере профессионального или кадрового отбора, семейного консультирования, а также для дифференциальной диагностики, индивидуализации мер психологической коррекции и психотерапии.
Описание теста Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера. Разработчик оригинального варианта данного теста Макс Люшер — врач и социолог, доцент кафедры психотерапии швейцарского антропологического института в Базеле. Его восьмицветовой тест — методика чрезвычайно интересная, отличающаяся от большинства психодиагностических методик выбором стимульного материала, который воздействует как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Разработка теста базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека. В основе весьма эклектичной интерпретационной схемы автора лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоаналитического и психосоматического подхода. Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования, намеки на которое появились лишь в поздних работах как самого Люшера, так и его последователей (Г. Клар, Л. Буш, И. Скотт, К. Флиннхауз, У. Гро и др.). Однако попытки описать на основе данных цветовых выборов типы личности представляются неудачными, как это будет видно из последующего анализа накопленного в многолетнем исследовании опыта автора данного руководства. Терминологический подход при трактовке выборов грешит бытовыми сентенциями и не всегда созвучен общепринятому стилю написания психологического заключения.
Вместе с тем опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не столько осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, сколько его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным. Научные разработки проблемы восприятия цвета своими корнями восходят к началу XX века и отражены в теории трех основных цветов Юнга-Гельмгольца, в работах Хартриджа, касающихся многоцветного восприятия. Важная роль изучения цветовой перцепции как сопряженного психологического и физиологического процесса подчеркивалась многими исследователями (Ю. Ф.Поляков, А. М. Иваницкий и др.). Исследования М. Люшера, выявившие диагностическое значение цветовых выборов, привлекли внимание множества отечественных психологов и врачей (А. Аминев, А. М.Эткинд, Е. Ф.Бажин, Н. В. Агазаде, А. И. Юрьев, П. В. Янынин, О. В. Сафуанова, Л. Сивик, Г. Э.Бреслав и многие другие).
Безотносительно к цветовосприятию Л.М.Веккер, касаясь физической основы предметности образа, пишет следующее: «Рефлекторный процесс формирования предметного образа... по необходимости начинается с физического взаимодействия носителя изображения с его объектом... Процесс зрительного восприятия, при всей своей специфичности, продолжает оставаться физическим взаимодействием между глазом и воспринимаемым объектом». Однако Люшер-тест предъявляет испытуемому не какие-либо структурированные образы, а всего лишь цвета. Каков же механизм воздействия разных цветов на человеческую психику? Г.Е.Бреслав, опираясь на мнение многих других авторов, считает, что мы ошибаемся, когда рассматриваем цвет как свойство материала. Он утверждает, что в природе цвета нет, что цвет — «одна из особенностей восприятия человека: наш глаз по-разному ощущает потоки света с разными физическими характеристиками. Большинство наблюдаемых нами предметов сами не испускают световые лучи, а видны потому, что падающий на них свет рассеивается и попадает в наши глаза». «То, что мы видим как свет», — продолжает Г. Э.Бреслав, — «представляет собой комбинированное взаимодействие нескольких составляющих: 1) спектральное излучение цветового потока из источника света; 2) физические или химические свойства всех материалов, пропускающих световой поток... 3) нервные импульсы, возникающие при воздействии преломленного света на зрительный нерв; 4) переработка этих сигналов в сочетании с сигналами других органов восприятия — слуха, вкуса, обоняния, осязания, а также с памятью». «Таким образом, — подытоживает автор, — цвет — это ощущение, возникающее в мозгу человека как реакция на свет определенной длины волны, попавший в сетчатку его глаза». П. В. Яныпин, посвятивший свою работу изучению эмоционального компонента в психологической структуре цвета, не считает данную точку зрения научно установленным фактом. В своей книге «Эмоциональный цвет» он демонстрирует сложность и многомерность феномена цветовосприятия, подчеркивая несводимость его к теории электромагнитных колебаний и подтверждает это собственными экпериментальными исследованиями. В союзники он берет самого Иогана Вольфганга Гете, который в своем «Учении о цветах» пишет о «чувственно-нравственном действии цвета», который воздействует через чувство зрения на душевное настроение человека. П. В. Яныпин утверждает, что цвета взаимодействуют не только со зрением, но и со всем организмом, целостным человеком, что «цвет несет в себе нечто, ставящее его в совершенно особенные отношения с человеческой душевной организацией». Понять это «нечто» невероятно трудно, с чем нельзя не согласиться.
В работах, направленных на исследование семантического поля цветовых предпочтений (Ч. Е. Осгуд, Л. Сивик, О. Н. Сафуанова), изучался в основном вербальный аспект цветовых ассоциаций и транскультуральные особенности цветовосприятия. По мнению автора этой книги, с точки зрения психолога — не столь важно, есть ли цвет или существуют лишь разные проявления света. Важно другое: мы узнаем окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким видим, слышим, ощущаем его. А мы видим его многоцветным, мы по-разному реагируем на те цвета, в которые он разукрашен. Цвета радуют, тревожат, возбуждают, успокаивают или погружают в печаль. В этом, по-видимому, смысл теста Люшера. И мы теперь займемся изучением феномена психологического воздействия цветовых эталонов методики на человеческую психику. Данное руководство представляет собой итог многолетнего труда по изучению восьмицветового теста Люшера в контексте многомерного (полифакторного) изучения индивидуально-личностных свойств человека как в норме (в разные периоды его жизни, в приложении к его профессиональной деятельности, в процессе адаптации к разным жизненным условиям), так и при психической дезадаптации. В авторском понимании цветовое виденье связано в равной степени с восприятием каждого конкретного цвета как через призму опосредующего субъективного опыта, так и через реакции «старого мозга», т. е. диэнцефальной области, которая является дирижером в сложном оркестре автономных систем организма. Особенно показательно в этом плане переплетение психологических аспектов актуального состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками, связанными с функциями гипофиза. Они, как известно, в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Методика выявляет порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, как показывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Опыт применения методики в контексте комплексного исследования с использованием самых различных по стимульному воздействию личностных тестов (СМИЛ — адаптированный тест MMPI, Роршах — тест, мотивационный тест Хекхаузена, метод интерперсональной диагностики Лири, интеллектуальные тесты Айзенка, тест восьми влечений Сонди) достоверно показал феноменологический параллелизм результатов по всем методикам, в том числе и по основным направлениям толкования цветовых выборов. Главное же в том, что данные тестирования с помощью теста Люшера оказались сопоставимыми с разработанным автором настоящего руководства индивидуально-типологическим подходом, который согласуется с концепцией целостного многоуровневого понимания личности в рамках теории ведущих тенденций.
Изучение восьмицветового теста с этих методологических позиций значительно расширило рамки применения методики. Как подтверждает многолетний опыт, тест не просто обрисовывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. В связи с этим методика показала себя как прекрасный инструмент психодиагностического исследования в при решении вопросов профотбора, профориентации, расстановки кадров и психологической совместимости; она нашла широкое применение как дифференциально-диагностический инструмент и в качестве индикатора степени выраженности эмоциональной напряженности, а также при изучении динамики состояния под воздействием психотерапии или медикаментозного лечения. Методика подкупает лаконичностью и простотой, как в предъявлении, так и в интерпретации, способностью выявлять наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств. При этом полученные данные наглядно демонстрирует связь конституционально заложенных свойств с типом реагирования на средовые воздействия, степень зависимости от этих воздействий или, напротив, сопротивления им и овладения ситуацией с помощью свойственных данному индивиду способов защиты. Прежде чем перейти к описанию модифицированного теста МЦВ, следует познакомиться с основными положениями оригинального теста Люшера.
Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом, на наш взгляд, конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается. Процедура исследования Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с любимым цветом одежды, ни с предпочитаемым тоном обивки мебели, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Инструкция: Посмотрите на эти восемь цветов. Какой цвет Вам нравиться больше всего, не пытайтесь связать цвет с чем-нибудь другим, вроде одежды, мебели, цвета автомобиля. Просто выберите цвет, который вам наиболее симпатичен. Возьмите выбранную карточку и положите ее цветовой стороной вниз вверху в левом углу от оставшихся 7ми карточек. Посмотрите на оставшиеся цвета и снова выберите цвет, который Вам нравиться больше, и так со всеми остальными цветами. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам, таковы: Темно-синий -1, сине-зеленый -2, Желтый -4, Фиолетовый -5, Коричневый -6, Черный -7, Серый -0
Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две—пять минут, предварительно перемешав их, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым в другом порядке и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно. Повторная инструкция: Не пытайтесь вспомнить или воспроизвести ваш первый выбор, не делайте сознательного усилия, что бы повторить его, но и не пытайтесь сознательно не повторять его. Просто выбирайте цвета так, если бы вы их видели первый раз. Важно отметить, что М. Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основании однократного выбора. Цвета разделяются на основные (1 — темно-синий, 2 — сине-зеленый, 3 — оранжево-красный и 4 — светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) — ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) — смешанные. Основные цвета символизируют базисные психологические потребности, которые Люшер обозначил как влечение к удовлетворению и привязанности (синий цвет); стремление к самоутверждению (зеленый); стремление «действовать и добиваться успеха» (красный) и стремление «смотреть вперед и надеяться» (желтый). Поэтому они в норме и при полной уравновешенности, по мнению автора, должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению Люшера, они не являются психологическими «первоэлементами» и включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда. Трактовка стимулов у Люшера увязана с символикой каждого цвета и уходит корнями в отдаленные периоды истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет — окраска цветов, плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела — отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремления к обладанию благами окружающей жизни. Зеленый — цвет травы, кустарников и деревьев — мог служить символом зашиты, маскировки, затаенности. Серый — как отсутствие цвета — трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного и отражает стремление к уюту, комфорту, а фиолетовый — смесь красного и синего — символ иррациональных, нереалистичных желаний. Структурное значение темно-синего цвета характеризуется как концентричность (т. е. сосредоточенность на внутренних проблемах), пассивность, глубина переживаний, чувствительность, гетероном-ность (т. е. зависимость от внешних воздействий), его эмоциональный оттенок, по Люшеру, — спокойствие, удовлетворенность, привязанность, нежность, любовь. (По нашим данным, предпочтение синего цвета означает насущную потребность в спокойствии вечно неудовлетворенной, тревожной и ранимой личности, что подтверждается мнением множества других психологов, имеющих большой опыт применения теста на практике.) Зеленый цвет, по Люшеру, символизирует упругость воли, концентричность, пассивность, оборонительные тенденции, автономность (независимость), неизменность, тенденцию к удерживанию, собственничеству. Его аффективные аспекты — настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение. (По нашим данным, зеленый цвет символизирует не эластичность и упругость, а ригидность, тугоподвижность волевых процессов.) Оранжево-красный символизирует силу воли и является эксцентричным (направленным вовне), активным, наступательно-агрессивным, автономным, локомоторным, конкурирующим, оперативным. Его аффективные аспекты — желание, возбудимость, властность, сексуальность. (Структурные значения здесь приводятся буквально, описательная их форма подчеркивает эмпирический характер основ методики и интерпретационных посылок.) В своих более поздних публикациях М. Люшер соотносит предпочтительный цветовой выбор с гиппократовской типологией следующим образом: синий цвет соответствует темпераменту флегматика, зеленый — меланхолика, желтый — сангвиника и красный — холерика, что не только не подтверждается на практике, но и противоречит его собственным характеристикам. Многолетний опыт применения цветового теста в сопоставлении с данными других методик и результатами объективного наблюдения позволяют автору данной книги с убежденностью утверждать, что красный цвет соответствует сангвиническому темпераменту (если уж придерживаться этой классификации), синий — меланхолическому, зеленый — флегматическому, а желтый ближе к холерическому. Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется согласно правилам М. Люшера следующим образом: «явное предпочтение» обозначается знаком «+», который присваивается первым двум предпочитаемым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет «основной способ действия», а тот, что расположился на второй, — «цель», к которой стремится испытуемый. Просто «предпочтение» (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком «X» и указывает на «истинное положение вещей» (ситуацию) и «образ действия», вытекающий из данной ситуации. «Безразличие» (5-я и 6-я позиции) обозначается знаком «=» и указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. «Неприятие» (антипатия) 7-я и 8-я позиции, им присваивается знак «—», их функциональное значение — «подавленные потребности». Таков классический подход к интерпретации цветового ряда по Люшеру. Далее происходит разбиение цветовых выборов на так называемые функциональные пары. Группировка, на основании которой сочетаниям цветов дается определенная интерпретация в зависимости от их позиции, совершенно проста, если выбор один. В этом случае первые две позиции получают обозначение «+», две последующие — «X», две, следующие за ними — «=» и двум последним придается знак «—». Например: выбор 31542607 после группировки выглядит следующим образом: +3+1, Х5Х4, =2=6, -0-7 или 3 1 5 42 6 07 + +Х Х = = - - После проведенной группировки интерпретация проводится согласно трактовке функциональных пар, где различные сочетания цветовых таблиц истолковываются в зависимости от их функционального значения, т. е. присвоенных им в процессе группировки знаков. Интерпретация функциональных пар в данном руководстве в адаптированном виде изложена в «Приложении». Если же испытуемому предлагается сделать два выбора (что чаще всего и делается для получения большей надежности результатов, так как второй выбор является более непосредственным и непринужденным), то опять-таки можно провести группировку только второго выбора и интерпретировать только его. Однако более информативным является сравнение двух выборов и группировка, ориентированная на устойчивые пары. Так, при выборах: 1-й выбор — 31542607 2-й выбор — 35142670 синий и фиолетовый соответствуют понятию пары, хотя их расположение изменилось на противоположное. Так же составляют пару серый и черный. Красный в обоих случаях занимает первую позицию; желтый, зеленый и коричневый при повторном выборе занимают прежние позиции. Поэтому 5, 1 и 7, 0 помечаются как пары, 3 остается изолированным, а 4, 2 и 2, 6 выделяются как две группы. В связи с такой группировкой цветам придаются следующие функциональные значения: 3 (1 5) (4 (2) 6) (0 7) 3 (5 1) (4 (2) 6) (7 0) + X X = = = - - Согласно правилу, первая группа (или одна цифра) помечается знаком «+», 2-я группа (или одна цифра) помечается знаком «X», последняя группа (или одна цифра) помечается знаком «-», все остальное помечается знаком «=». Это может привести к такой группировке, что одни и те же цвета при 1-ми 2-м выборе окажутся снабженными разными знаками. В таком случае каждый выбор следует помечать отдельно: + + Х = = = = - 1-й выбор: (5 1) 3 (4 2) (6 0) 7 2-й выбор: 3 (5 1) (4 2) 7 (6 0) + Х Х = = = - - Так как второй выбор является более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, при интерпретации следует учитывать группировку и обозначения второго выбора. Если после группировки два цвета, составляющие пару при первом выборе, при втором выборе «расщепились», т. е. стоят отдельно, то каждый из них заключается в квадратные скобки: + + Х Х = = - - (3 1) 5 4 (0 6) (7 2) (3 1) [4] (6 0) (2 7) [5] + + Х = = = = - В таких случаях следует рассматривать соответствующие значения как группы, так и отдельно взятые цвета из разъединенной пары; в данном примере: Х4 Х5 и Х4 и -5. Итак, группировка цветовых эталонов при двойном выборе происходит путем сравнения двух выборов, выделения устойчивых пар (даже если цвета поменялись местами) и расщепившихся цветовых пар в виде изолированных цветов. При этом первая пара (или оставшийся изолированным, но находящийся на первом месте цвет во втором выборе) помечается знаком «+», следующая пара получает знак «X», последняя пара (или изолированный цвет) обозначается знаком «—», а остальные — «=», сколько бы их ни оказалось. Для того, чтобы ценная информация не была упущена, цвета, попавшие в разные функциональные группы, должны интерпретироваться двояко X - - + + X = = = = - 5 1 3 4 0 6 2 7 3 1 5 4 0 7 2 6 + + = = = = - - X X В данном случае в таблицах следует искать интерпретацию следующих пар: +3 +1; Х1Х5; =4 =0; =7 =2; -2 -6; (дополнительные группы, вытекающие из приведенного выбора, +3-6 и + 3-2 будут обсуждаться дальше). Распределение функциональных значений начинает подчиняться другим правилам, если любой из основных цветов занимает одну из трех последних позиций ряда и символизируемая этим цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, т. е. является источником стресса; тогда он должен быть помечен знаком «-», так же как и остальные расположенные справа от него цвета, независимо от их структурного значения; кроме того, и он сам, и стоящие справа от него цвета означают неприятие и помечаются дополнительным знаком А — anxiety (тревога):
2 1 4 5 0 3 6 7 - - - А А А
Компенсация тревоги определяется характеристикой цвета, находящегося на первой позиции. Чтобы обратить на это внимание, каждый раз, когда в конце ряда стоит знак «А», цвет, находящийся на первой позиции, помечается знаком «С» — compensation (компенсация). Компенсация с помощью одного из основных цветов считается более успешной, чем с дополнительными цветами, обусловливающими «утрированность» поведения, придающими обсессивный (навязчивый) характер поступкам. Присутствие серого, черного и коричневого цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком «+», а также «С». Если один из этих цветов находится на второй или третьей позиции, он сам и все последующие цвета, расположенные левее его, помечаются знаками «+» и «С»: 3 4 0 2 5 1 6 7 + + + - - - С С С А А А Психологический (частично или полностью осознанный конфликт между желаемым и возможным) или физиологический стресс (чаще — неосознаваемая эмоциональная напряженность, трансформированная в вегетативный и функционально-организменный дисбаланс), считается относительно слабым, когда основной цвет находится на 6-м месте, и более выраженным, если он на 8-м. Интенсивность тревоги при напряженности и в стрессе измеряется количеством знаков «!». Наличие в цветовом ряду 1, 2, 3 или 4 цветов на 6-й позиции оценивается как один знак «!», на 7-й — как два «!!», на 8-й как три «!!!». Интенсивность компенсаторных тенденций оценивается следующим образом: если 6, 7 или 0 цвет находится на 3-м месте — это "!", если на втором — «!!», на первом — «!!!». (5-й цвет не обозначается «!» ни на какой позиции). Таким образом, тревога в целом оценивается суммой знаков «!» каждого ряда в отдельности, числовое выражение баллов — от 0 до 12. Сравнение количества знаков «!» в первом и втором выборе является прогностически важным и показывает тенденцию к нарастанию тревоги, если во втором выборе знаков «!» больше, чем в первом, и, наоборот, свидетельствует о тенденции к уменьшению тревожности, если количество «!» больше в первом выборе. В приведенном ниже примере речь идет о нарастании тревожности, а прогноз состояния должен расцениваться как пессимистический. !!!!!!!! С С А А Тревога = 7! + + Х Х = - - - 0 6 5 1 3 4 2 7 7 0 6 1 5 2 4 3 + + + X X - - - С С С А А А !!!!!!!!!!!! Тревога = 12!
Итак, 8-я позиция ряда всегда означает подавленную потребность и обозначается знаком «-». Если какой-либо из основных цветов (1, 2, 3 или 4) занимает 6, 7 или 8-к позицию, то он вместе с цветами, расположенными вправе от него, означает «тревогу», поэтому все они обозначаются знаком «-» и буквой А и вскрывают основной источник стресса. При этом, по крайней мере, цвет, находящийся на 1-й позиции, следует рассматривать как компенсацию и пометить буквой С. Цвет, занимающий первую позицию, всегда обозначается знаком «+». Если какой-либо из дополнительные цветов (0, 6 или 7 занимает 1-ю, 2-ю или 3-ю позиции, то он и все расположенные слева от него цвета обозначаются знаком «+» и буквой С и выявляют компенсацию. Если имеется цвет, обозначенный С, то, по крайней мере, цвет, занимающий 8-ю позицию, можно рассматривать как «тревогу»; и пометить буквой А. Интенсивность тревоги или компенсации выражается суммой знаков «!». При этом знак «!» соответствует наличию на 3-й позиции одного из дополнительных (0, 6, 7) или на 6-й позиции одного из основных (1, 2, 3, 4 цветов; знак «!!» говорит о том, что на 2-й позиции находится один из ахроматических или на 7-й — один из основные цветов; знак «!!!» признак того, что яркий цвет расположен на 8-й позиции или ахроматический на 1-й. Проблема, с которой связана эмоциональная напряженность, выявляется соотношением цветов со знаком «+» и «-» т. е. тех, которые обозначены как «тревога» и «компенсация» Наиболее значима проблема, представленная сопоставлением цветов 1-й и 8-й позиции, наименее значимой представляется: проблема, выявляемая цветами, отдаленными от крайних позиций, т. е. 3-й и 6-й. Обычно количество рассматриваемых проблем не ограничивается сопоставлением диаметрально противоположных пар, а возрастает за счет перебирания всех возможных сочетаний С и А.
Так, в случае 06513427
помимо +7-3, +0-7, +0-4, +6-2, следует рассматривать значения таких сочетаний как +7-4, +0-3, +7-2, +0-2, +6-3, +6-4, при этом наиболее значимы +7-3, +7-4, +0-3, +0-4, второстепенны +7-2, +0-2, +6-3, наименее значимы +6-4 и +6-2. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении первого и второго выборов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к символизируемой этим цветом потребности. Об этом можно судить, если какой-либо цвет занимает 1ую или 2ую позицию, а при повторном выборе – 8ую или 7ую. Подобный протокол свидетельствует об амбивалентности. В таком случае образуется дополнительная пара. Этот знак выписывается со знаком «+» и со знаком «-». Исходя из нашего примера, амбивалентность наблюдается с черным цветом (7). Значит, дополнительная пара выглядит так: +7 -7.
Наиболее информативными считаются цвета, расположенные на 8-й позиции, или группа «-», которая имеет два аспекта интерпретации: физиологический и психологический. Выбор расценивается как «нормальный», если он не помечен как «тревога» и не выделяется в специальной таблице ранжированных оценок значимости проблемы знаком «х», «хх» или «ххх» (см. табл. 1 И. Скотта). Так, 6, 0, 7 на последних позициях не выявляют стресса. Слабый источник стресса выявляется, когда основной цвет помечен «А» только потому, что один из дополнительных цветов помещен в начале ряда. Серьезным источником стресса являются те сочетания, которые в специальной таблице помечены звездочками (одной или более). Чтобы последовательность группировки была более понятна, целесообразно обратиться к правилам, разработанным известным психологом, кандидатом психологических наук Т. Н. Бояршиновой. Правила следующие: 1. Если цветовой ряд соответствует нормативному выбору, т. е. яркие эталоны 1, 2, 3, 4 находятся на первых трех позициях, а ахроматические и смешанные 6, 7, 0 на последних 3 позициях, то следует переходить ко второму правилу. 2. Следует выявить устойчивые пары, т. е. соседствующие цвета, занимающие одинаковую позицию: ++, XX, = =,. Так, в выборе 14625307 и 16425037 устойчивые пары не вносят каких-либо дополнений в определение позиции по первому правилу. В выборе 12345607 и 13246507 6-й цвет, отнесенный по первому правилу к позиции «+», должен быть по правилу «устойчивой пары» в одной позиции с 4-м цветом. Но 4-й цвет мы должны отнести к следующей позиции «X», так как три цвета могут быть в позиции + лишь тогда, когда на третьем месте находится один из ахроматических цветов. Поэтому 6-й цвет получает второй знак «X». То же самое происходит с 3-м цветом: он получает кроме знака «-» (по первому правилу) знак предыдущей позиции «=». 3. Определение цветов в позиции «X», к которой относятся следующие после «+» позиции один или два цвета для первого примера. В позиции «X» окажутся 2-й и 5-й цвета, образующие устойчивую пару (1-й выбор). Во 2-м выборе в позиции «X» окажутся 6-й и 4-й цвета. Для второго примера в 1-м и 2-м выборах в позиции «X» окажутся 2-й и 3-й цвета, образующие устойчивую пару. 4 Определение цветов в позиции «=», к которой относятся все оставшиеся после определения позиций «+», «-» и «X» позиций: их может быть от пяти до нуля, как это получилось в первом примере в рубрике правила № 2. Если цветовой ряд является нормативным и без устойчивых пар (т. е. применение первых 3 правил невозможно), то применяется обычное правило парности. Выраженность актуальной проблемы подсчитывается по двум выборам с учетом тревоги (А) и компенсации (С) следующим образом: Пример 1. !! С С С А А А + + + Х Х - - - 1 4 6 2 5 3 0 7 Тревожность 2 балла. 1 6 4 2 5 0 3 7 + + + х х - - - С С А А !!!! Тревожность 4 балла.
Пример 2.
+ Х Х = = = - - 1 2 3 4 5 6 0 7 1 3 2 4 6 5 0 7 + х х = = = - -
В первом примере самая актуальная проблема (актуальная пара): +6 -3 Во втором примере актуальная проблема (актуальная пара) отсутствует.
Психологические аспекты интерпретации данных цветового теста Люшера представлены описанием личностных свойств и поведения испытуемого, предполагаемых в связи с предпочтением или неприятием того или иного цвета (или группы цветов).
Контрастность позиций наиболее ярких 3-го и 4-го цветов с группой наиболее темных 1-го и 7-го свидетельствует о неустойчивости саморегуляции: особенно выраженный конфликт между анаболическими и катаболическими тенденциями (т. е. стремлением к накоплению или к затрате энергии) выявляется выбором, в котором 7 1 располагаются в начале ряда, а 3 4 — в конце. Комбинация из 2, 3, 4 цветов (в любом порядке) называется «рабочей группой»; их положение в начале ряда выявляет целенаправленную активность и хорошую работоспособность. Если рабочая группа «разбита», то это отражается на работоспособности негативно. Особенно проявляется истощаемость, когда один или более из выбранных цветов сдвигаются к концу ряда.
Таблица 1 (по данным И. Скотта)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|