Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ххх — выраженная степень конфликта, хх— средняя степень конфликта,




Х —минимальная степень конфликта.

 

Анализ результатов

«Уход» собранной рабочей группы в индифферентную зону в этом отношении прогностически более благополучен, так как может быть отнесен за счет временно существующей не­благоприятной ситуации.

Значения восьми цветов описаны Люшером в достаточно своеобразной манере и звучат следующим образом.

СЕРЫЙ (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождаю­щий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное пове­дение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цве­тами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обес­цененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 3, 4, 0 (говорит Люшер), то «произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсатор­ным. Испытуемый чувствует себя потерянным, и ничто для него уже не имеет значения». Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако, перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

СИНИЙ (1). Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, не подтверждается на практике), выявляет чувствительность и ранимость (что со­ответствует действительности, но противоречит вышесказан­ному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношения­ми. Отвергаемый первый (-1) означает «разрывание пут» или желание их разорвать. Сочетание +3-1 означает способ дей­ствия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски вы­хода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напря­женность выявляется перемещением цвета 1 на иную (помимо первых трех) позицию.

ЗЕЛЕНЫЙ (2). По Люшеру — это цвет эластичной (уп­ругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремлен­ность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. (Здесь с автором можно поспорить, потому что как раз гиб­кости, эластичности лицам, у которых зеленый цвет является значимым, не хватает.) Они ригидны, упорны и настойчивы. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения. «Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение». Предпо­чтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т. е. «все, что приводит к абстрактному формализму», а также потреб­ность производить впечатление, сохранять свою позицию. От­вержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ог­раничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуж­дения. Компенсация за счет +4 ("бегство к свободе") пред­ставляется более продуктивной, канализирующей возбужде­ние в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях, кроме 2-й, 3-й и 4-й.

КРАСНЫЙ (3). Символизирует физиологическое состоя­ние, связанное с расходом энергии. Красный — выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стрем­ления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли». Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, ак­тивную деятельность. Отвержение красного выявляет физио­логическое и нервное истощение, снижение сексуального вле­чения и свидетельствует о перевозбуждении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройст­вам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напря­женность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

ЖЕЛТЫЙ (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд измен­чивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании боль­шого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новым, еще неясным перспективам. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7-е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, «попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований». Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет «мазохистическое прилипание» к объекту привязанности. Компенсация +2-4 обрисовывает вариант по­ведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3—4 — поиск приключений, акти­вация сексуальности. Желтый свидетельствует о напряжен­ности во всех позициях, кроме 2, 3, 4 и 5.

ФИОЛЕТОВЫЙ (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет «победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т. е. нечто вроде мистичес­кого союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность». Предпочтение фиолетового свой­ственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмо­ционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено так­же, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно, как считает Люшер, в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобраз­ной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин — на 1-й и 2-й позициях.

КОРИЧНЕВЫЙ (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется переме­щением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физио­логических потребностей. Шестой цвет настораживает, когда он не занимает 5—7-е места.

ЧЕРНЫЙ (7-й). Это «нет» в противоположность «да» бело­го, это «конец, за которым больше ничего нет». Сочетание 74 в одной группе указывает на ту или иную форму экстремаль­ного поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремаль­ного типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрас­судно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. Седьмой цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположен­ными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.

Т. Н Бояршинова предлагает такую схему анализа основных признаков эмоционального состояния:

1. Если начало и конец ряда занимают цветовые пары 1, 0 и 3, 4, то саморегуляция ослаблена. Если эти пары не занимают ни начало, ни конец ряда, то саморегуляция сохранненна. Расположение 3. 4, 5-го цветов в первой половине ряда свидетельствует о преобладании симпатического тонуса и процесса возбуждения; 7, 0, 6, 1 и 2-й цвета в начале ряда говорят о преобладании парасимпатического тонуса, т. е. торможения.

2. Наличие и интенсивность эмоциональной напряженности тем сильнее, чем выше балл тревожности «!».

3. Эмоциональная устойчивость от лабильности до ригидности определяется значительным отличием 1-го и 2-го выбора, малым числом устойчивых пар (1—2), расположением 4-го и 5-го цвета в «+» позиции, уменьшением количества цветов в позиции «=» до 1— 0.

4. Регистр эмоциональных переживаний, эмоциональная включенность определяется увеличением количества цветов в позиции «=» в первом по сравнению со вторым выбором и уменьшение позиций «-».

5. Расположение на позициях «+» 4, 3, 5, 7-го цветов указывает на слабость контроля.

6. Реакция на эмоциональную нагрузку в сторону дезорганизации — при выраженном рассогласовании первого и второго выбора.

7. Основная гамма переживаний при предпочтении 3, 4, 5-го цветов соответствует преобладанию положительных эмоций, а 7, 0, 6, 2-го — отрицательных.

8. Экстравертированность определяется предпочтением 3, 4, 5-го цветов, интровертированность — 1, 2, 0-го.

9. Способность к восприятию нюансов эмоциональных отношений — предпочтение 1, 5, 4, и 6-го цветов.

10 Особенности мыслительных процессов: предпочтение 2-го цвета — логичность, четкость, 4-го — поверхностность, 5-го — эффективность мышления.

11. Работоспособность определяется собранностью «рабочей группы», т. е. расположением в начале ряда 2, 3, 4-го цветов, что означает устойчивость саморегуляции, отсутствие эмоци­ональной напряженности.

Согласно данным Г. Клара и Л. Буша «предпочтение тем­ных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром». На основании аналогичного взгляда на принцип разделения функционального значения цветовых эта­лонов, К. Шипош вывел коэффициент вегетативного тонуса. В нем используется баланс суммы рангов основных четырех цветов, характеризующих вегетативно-эмоциональное состоя­ние обследуемого.

Коэффициент вегетативного баланса (КВБ) вычисляется следующим образом: 18 - (3+4) 18 -(1+2)

На место цифр, обозначающих номера цветовых эталонов, ставятся порядковые номера позиций, занимаемых указанным цветом. Результат дроби, превышающий единицу, интерпретируется как преобладание эрготропного тонуса, значение меньше единицы — доминирование трофотропных тенденций. Речь идет о готовности к затрате энергии, когда яркие цвета находятся на первых позициях, о перевозбуждении и потребности в покое, когда яркие цвета передвигаются в конец ряда (особенно это касается красного цвета).

Дальнейшая углубленная интерпретация цветового ряда, а именно интерпретация пар цветов, актуальных пар и отдельных цветов в развернутом виде можно найти (например) в практическом руководстве по тесту Люшера В.В. Джоса.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...