Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественная интерпретация результатов




ДОМ

Дом грозный, старый, развалившийся - иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе.

Дом вдали - чувство стремления или отвергнутости (отверженности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если нарисованное отношение совершенно противоположно высказанному, может иметь место серьезный дефект оценки реальности.

Дом вблизи - изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта сигнализирует об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности людей, в любви.

Прозрачный стеклянный ящик - символизирует переживания выставления себя при всех на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом

Комната - ассоциации могут возникнуть в связи с:

-человеком, проживающим в комнате;

-интерперсональными отношениями в комнате;

-предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым).

Жилая комната - социальное общение.

Комнаты, не поместившиеся на листе - нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или их жильцами.

Комната - субъект выбирает верхнюю спальную комнату. Незначительная тенденция к отчуждению. Если есть больше признаков отчужденности, изоляции, тенденция более значима.

Ближайшая комната - мнительность.

Камин, непосредственно его акцентировка (виден сквозь стены) - фиксация на непосредственной функции камина (источник тепла) или на его символике (гениталии).

Камин, косвенная акцентация - конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или какой-нибудь эмоционально связанной с ним ситуацией.

Ванна - выполняется санитарная функция. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Спальня - это место интимных отношений личности. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению и потребность в них.

Столовая (гостиная) - функция этой комнаты утоление оральных пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого субъекта, можно подозревать нарушение этих функций.

Крыша - сфера фантазии.

Крыша и труба, сорванные ветром - Символически выражают чувства субъекта, что им повелевают независимые от собственной воли силы.

Крыша, жирный контур, не свойственный рисунку - фиксация на фантазиях как источнике удовольствия, обычно сопровождаемая тревогой.

Вместо дома только крыша и забор - патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную диструкцию ЭГО.

Крыша, тонкий контур края - чрезмерный контроль над фантазией.

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом - плохая личностная организация.

Крыша слишком большая - поиск наслаждения в фантазии.

Крыша, покрывающая подобие стены - предположение, что субъект живет больше в мире фантазии.

Карниз крыши - (ее акцентирование ярким контуром или продлением за стену) усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Труба - фалический символ. Если субъект показывает ценную значимость этого символа. Эмоциональная зрелость и равновесие. Признак теплоты в интимных отношениях.

Отсутствие трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола.

Труба почти невидима (спрятана) нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба, ее акцентированность -сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле.

Труба слишком большая - чрезмерное беспокойство насчет сексуальных проблем и потребность демонстрировать мужскую силу. Эксгибиционистские тенденции.

Видно отверстие трубы - нарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция.

Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Труба прозрачная или без глубины - отрицание фаллос, что может означать импотенцию.

Труба видна через прозрачную крышу - плохо скрываемые эксгибиционистские тенденции, субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны.

Множество труб - стиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом.

Водопроводные трубы (усиленные защитные установки) и обычно повышенная мнительность.

Водосточные трубы - усиленная защита, возможен уротальный эротизм или оральная преокупация.

Дым валит то влево, то вправо - патологический дефект оценки окружающего.

Дым валит влево - пессимистический взгляд в будущее.

Дым очень густой - значительное напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой - уротальный эротизм. Чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Двери, их отсутствие - субъект испытывает патоморфные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери, одни или несколько, задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание.

Двери, одна или несколько, парадные - первый признак откровенности, достижимости.

Дверь, нарисованная последней по очереди деталью - антипатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от реальности.

Дверь открытая - если дом жилой, то сильная потребность в тепле из вне и стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые, одна или несколько - отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие - нежелание впускать в свое "я". Чувство несоответствия, неадекватности, нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Двери с большими шарнирами - тоже.

Стена и крыша вместе - границы ЭГО. Силу ЭГО показывает стиль изображения.

Стена, отсутствие ее основы - слабый контакт с реальностью.

Стены не соединены - подозреваемая органика с вероятной потерей контроля над примитивными инстинктами.

Стены, двумерная перспектива, узкие дальние стены - нормально для детей. По отношению ко взрослым - возможны слабоумие и регрессия, а также органика.

Широкие дальние стены - нормально для детей. Для взрослых возможна шизофрения (особенно если центральная стена - глухая без окон, без дверей).

Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентация во времени (доминирование прошлого над будущим).

Стена и крыша - их границы - границы личности. Их характер покаывает силу и пластичность этих границ.

Стена - контурные линии слишком акцентированы - сознательное стремление сохранять контроль.

Стена - одномерная перспектива - изображена всего одна стена - если это боковая стена - имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции, если передняя:

-нормально для маленьких детей.

-у взрослых - выражена сильная потребность сохранить приятный "фасад" в межперсональных отношениях.

Прозрачные стены - компульсивное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Умственно неполноценный субъект, изображающий больше невидимых внутренних деталей, чем видимых, демонстрирует этим чувством неадекватность в опасных для него ситуациях. В случае нормального интеллекта - серьезный дефект к критическим соображениям и оценке реальности.

Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект получает наслаждение в первую очередь в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, чем желательно.

Контур задней стены толще (ярче) по сравнению с другими деталями - субъект стремиться сохранить (не потерять) контакт с реальностью.

Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычно - выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильная враждебная тенденция.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражают конфликтную ситуацию, нарушающую правильную оценку реальности. Неприступность субъекта (хотя он может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику.

Окно - способы контактировать, признак доступности, открытости.

Отсутствие окон - враждебность, отчужденность.

Окна - нет на нижнем этаже, но имеются на верхнем - пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Окна с занавесками - отчужденность, резервная доступность. Если занавески или ставни не закрыты - имеет место сознательно контролируемое взаимодействие, сопровождающееся тревогой.

Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализации - озабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности - фиксация.

Окна: первый этаж нарисован в конце - отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности.

Окна: закрыты (занавешены) - Озабоченность взаимодействием со средой.

Окна: сильно открытые - субъект ведет себя несколько развязано и прямолинейно.

Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна распахнутые, если в доме кто-нибудь живет - большая доступность или желание ее. Если в доме никто не живет - слабость самозащиты ЭГО. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоморфного уровня.

Окно (а), стекла символизирует одна разделяющая окно вертикаль - можно

ожидать фиксацию на женских половых органах.

Окна без стекол - враждебность, отчужденность, оральный или анальный эротизм.

Окно, положение, трудности согласования стен и этажей - можно подозревать раннюю шизофрению, если подобного рода трудности имеют место при неплохой общей композиции.

Окна, искажение пропорций - излишняя озабоченность женскими органами, если изображение окна значимо.

Окна с замками - враждебность, замкнутость.

Ставни закрыты - субъект не в состоянии субтильно приспособиться в интерперсональных ситуациях.

Помещение рисунка внизу листа - генерализованное чувство неуверенности, не безопасности. Часто сопряжено с временным значением:

правая сторона - будущее, левая сторона - прошлое; связанным с предназначением так помещенной комнаты или с ее жильцом (постоянным); указывающим на специфику переживаний: левая сторона - в эмоциональные, правая - в интеллектуальные.

Помещение в верхней части листа - редко встречается в рисунке дома. Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности.

Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) - чувство отверженности, отстраненности, не признанности дома. Или субъект испытывает потребность к домашнему очагу, который считает недоступным. Склонность к ограниченным контактам с окружающими.

Перспектива "под субъектом (взгляд с птичьего полета) - отрицание, непризнание нарисованного дома. Непризнание свойственного многим людям поклонения домашнему очагу. Субъект чувствует себя поднявшимся над домашними делами, но часто это сопровождается депрессиями.

Перспектива (признаки потери перспективы) - субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом месте рисует вертикальную линию крыши и стены - не умеет изобразить глубину. Страх перед будущим (если искажение - справа, или желание забыть прошлое, если слева).

Перспектива тройная (трехмерная) - субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стороны (стены), из которых даже 2-х нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь ввиду (узнать) все свои связи, даже незначительные, все черты.

Профиль абсолютный - можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или к интимным интерперсональным отношениям).

План дома (проекция сверху) вместо самого дома - серьезный конфликт. Если план хорошо изображен, можно подозревать наличие паронояльных идей. Если план неудачный - возможна органика.

Детали, их искажение - обычно символизируют агрессивную враждебность, иногда частично интернализированную. Враждебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых).

Детали необходимые, существенные - не меньше одной двери, одно окно, стена, крыша, труба или другие посторонние для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным.

Лишние детали - горизонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю корректность с возможной органикой или концентрированием внимания над соматикой. Могут подозреваться психологические заболевания.

Разные пристройки - агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уротального или \и анального интереса.

Цветы (тюльпаны или похожие на ромашки) - обычно рисуют шизоиды или малолетние нормальные дети.

Опора фундамента (колонны) необычно высоки - подозревается органика.

Печь, косвенная акцентуация - приятное или открытая враждебность по отношению к ситуации дома.

Кусты иногда символизируют людей. Если тесно окружают дом - может иметь место сильное стремление оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны или по обе стороны дорожки - указывает на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Деревья - часто символизирует различные лица. Если они как будто "прячут" дом, может иметь место сильная потребность в зависимости или\и доминировании родителей.

Вентиляционная труба над крышей - фаллическая преокупация. Отмечается значимая корреляция между признаком и энурезом и\или уротальный эротизм.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована - показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома - попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Цвет, то есть раскрашенные детали - исследователь должен постараться узнать причину этого.

Цвет, конвенционально, обычное его использование - зеленый для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым изображая ночь или ее приближение, выражение чувств субъекта, что среда ему враждебна или его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов - хорошо адаптированный, не застенчивый субъект обычно использует не менее 2 не более 5 цветов.

Субъект, раскрашивающий дом 7-8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий только один цвет боится эмоционального возбуждения.

ДЕРЕВО

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево - символ стоящего человека).

Корни - коллектив, бессознательное.

Ствол - импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви - пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака "округленная крона", "недостаток энергии", "дремота", "клевание носом" и тут же "дар наблюдательности", "сильное воображение", "частый выдумщик" или: "недостаточная концентрация" - чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например: "пустота", "напыщенность", "высокопарность", "плоский", "пошлый", "мелкий", "недалекий", "жеманство", "притворство", "чопорность", "вычурность", "фальшивость" и тут же - "дар конструктивности", "способности к систематике", "техническая одаренность"; или сочетание "самодисциплина", "самообладание", "воспитанность"-"напыщенность", "чванство", "безучастность", "равнодушие".

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.

Детали

Повреждение дерева - технический или физический опыт, травматичный для субъекта.

Животное, выглядывающее из дупла в дереве - наличие в личности патоморфной, не подчиняющейся контролю части, имеющей разрушительные тенденции, навязчивое чувство вины. Либо животное символизирует человека, нанесшего травму субъекту.

Тень - фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные условия, неудовлетворительные отношения для субъекта в прошлом, которые отражаются в настоящем.

Солнце, его положение - отношение между деревом и источником тепла (или средой). Часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом.

Солнце: туча между ним и деревом - отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом.

Солнце большое - острое переживание отношений с каким-то авторитарным лицом.

Солнце за деревом - иногда субъект может интерпретировать дерево как какого-то человека из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или кого-то охраняющего субъекта от нежелательного лица.

Солнце, его лучи падают на дерево - потребность доминировать или чувство другого.

Солнце заходящее - чувство депрессии.

Солнце: дерево, уклоняющееся от него - склонность избегать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности.

Дерево мертвое - редко встречается в рисунках неплохо приспособленных субъектов. Показатель переживаний физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины.

Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней, бури - субъект считает среду виновной в его трудностях (экстрапунктивность).

Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей, ствола - чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлимости.

Дерево изображено фасадом -(если оно символизирует человека) - взгляд субъекта на позицию подразумеваемого лица.

Дерево, изображенное как два одномерных дерева - серьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта.

Дерево, после его гибели прошло некоторое время - относительная длительность плохого приспособления или беспомощности.

Дерево - замочная скважина - сильная враждебность, частичная ригидность.

Дерево большое, не помещающееся на листе - субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаждение больше в деятельности, чем в воображении.

Дерево, наклоненное влево - отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению к времени - привязанность к прошлому. Страх перед будущим.

Дерево, наклоненное вправо - отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта.

Дерево, предъявленное только как карандаш или кусочек мела - ригидность, конкретность мышления.

Дерево, его размеры - понимание человеком своего положения или представления желаемого положения.

Дерево маленькое - чувство неполноценности, неадекватности. Желание уйти от себя, отрешиться.

Дерево, его твердость - несоответствие комментариев рисунку. Непостоянный взгляд на символизируемое лицо. Патоформная невнимательность.

Яблоня - обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети.

Кора (извилистые вертикальные линии) - возможность шизоидных черт.

Кора - легко нарисована - равновесие во взаимоотношениях.

Кора изображена мелочно, щепетильно - компульсивность и сильная и сильная озабоченность взаимоотношениями со средой.

Ветви - степень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражает взгляд субъекта на приспособление, доступность и способность к получению удовлетворения от среды.

Ветви, абсолютная асимметрия - отражает амбивалентные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия.

Ветви, обломанные, наклоненные или неживые - значимая для субъекта физическая или духовная травма.

Ветви неживые - субъект не чувствует удовлетворения от развлечений.

Ветви изображены штрихованием или закрашиванием - если они нарисованы легко и быстро - тактичное, но скорее всего поверхностное взаимодействие со средой.

Ветви, двумерное изображение с "незакрытыми" кончиками. Субъект мало приспособлен управлять своими впечатлениями.

Ветви: молодой росток из скудного ствола - отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил.

Ветви, обращенные влево - отсутствие личностного равновесия из-за тенденции немедленно получить чувственное наслаждение.

Ветви, обращенные вправо - отсутствие личностного равновесия из-за тенденции отсрочить или избегать чувственных наслаждений, стремясь найти их в умственных усилиях.

Ветви похожи на шипы (колючки) - мазохистские тенденции.

Ветви двумерные, слабо организованные, похожие на пальцы или на палки. Сильно выраженная враждебность.

Ветви двумерные, со сравнительно хорошей системой листвы - означает способность достаточно хорошо справляться с делами, касающимися межперсональных отношений.

Структура веток - степень удовлетворения действительностью. Сферы контакта

субъекта со средой.

Структура веток: узкая и длинная - боязнь в поисках удовлетворения в среде.

Ветви выходят из одного участка на стволе -детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви - хорошее различение действительности.

Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.

Листья -петельки - предпочитает использовать обаяние. Пальма - стремление к перемене мест. Листва-сетка - уход от неприятных ощущений. Листва как узор - женственность, приветливость, обаяние. Плакучая ива - недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка - напряжение, тревожность.

Листья - двумерные, частично большие для веток - Обсессивно-компульсивные черты. Стремление под поверхностной приспособляемостью спрятать глубинные ощущения неадекватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в действительность.

Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Листва-сетка, более или менее густая - большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке - поиски объективности.

Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва - скрытая агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым - малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом.

Земля и корни

Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корней - патоморфная оторванность от реальности (исключение - детские рисунки). Подозревается у взрослых органика - при интеллекте среднем или выше среднего)

Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа - спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

Контур земли в форме горы - так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской опеке. Если дерево небольшое - сильная потребность в доминировании и эксгибиционизме.

Корни меньше ствола - тяга к спрятанному, закрытому. Корни равны стволу - более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола - интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой - детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий - способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Корни мертвые - отсутствие или потеря внутреннего равновесия, что указывает на патоморфные изъяны в восприятии действительности и в потребностях. Обессивные чувства, связанные с ранним опытом.

Корни, уходящие в землю, ярко выражены - сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительности. Незащищенность.

Корни тонкие, слабый контакт с землей - слабый контакт с реальностью.

Ствол - понимание субъектом своих возможностей.

Заштрихованный ствол - внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола - желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.

Ствол тонкими линиями - тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом - решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

"Вермишель" - тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой - высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол ограничен снизу - ощущение несчастья, поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.

Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое "Я" против беспокойного мира.

Общая высота - нижняя четверть листа - зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа - менее выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа - хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком - хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Высота листа (страница делится на восемь частей):

1/8 - недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет,

1/4 - способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,

3/8 - хорошие контроль и рефлексия,

1/2 - интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,

5/8 - интенсивная духовная жизнь,

6/8 - высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов,

7/8 - листва почти на всю страницу - бегство в мечты.

Манера изображения ствола

Острая вершина - защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) - детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Два дерева - могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).

Ствол сломанный - (верхушка касается земли) выражает чувство субъекта, что он был полностью внутренними или внешними неконтролируемыми силами.

Ствол мертвый - чувство травмирующей потери ЭГО-контроля.

Ствол, тонкий контур - чувство неадекватности, нерешительности ЭГО.

Ствол большой - с маленькой листвой - неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворить базовые потребности.

Ствол узкий у основания - сильное стремление (борьба), не соответствующие силам субъекта.

Ствол одномерный с одномерными ветвями (нет системы) - возможна сильно выраженная органика, переживания импотенции.

Ствол необычно большой - чувство стеснения средой с тенденциями агрессивности.

Ствол с акцентированным периферическим контуром - сознательное стремление сохранить контроль. Неустойчивое равновесие из-за чрезмерного стремления к наслаждению.

Ствол мелкий - базовое чувство неадекватности и нелепости.

Перспектива "под субъектом" - позиция сдаться без сопротивления. Тенденция к конкретности, отвержение человека, который для субъекта символизирует дерево.

Перспектива: частично с горки - переживание усилий и борьбы за автономность, независимость. Часто отражает напряжение при стремлении к далекой, возможно недостижимой цели.

ЧЕЛОВЕК

Голова - сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадекватности.

Нечеткая голова - застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце - межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола - мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея - орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея - потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Чрезмерно крупная шея - осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.

Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры - признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие - сильные телесные импульсы.

Туловище - имволизирует мужественность.

Туловище угловатое или квадратное - мужественность.

Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.

Лицо - черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты - возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены - грубость, черствость.

Глаза маленькие - погруженность в себя.

Подведенные глаза - грубость, черствость.

Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины - женственность.

Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый - пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри - примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы - агрессивность.

Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное - незащищенность.

Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.

Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы -тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности - руки - орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Широкие руки (размах рук) - интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые - субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу - неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с ч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...