Современное состояние защиты прав потребителей
Стр 1 из 5Следующая ⇒
С введением в действие в апреле 1992 года Закона Российской Федерации о защите прав потребителей (далее - Закон) была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере. За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг). Развивается законодательство в сфере качества, в том числе безопасности продукции, работ и услуг. При этом решается проблема переориентации системы обязательной сертификации продукции и услуг на более прогрессивные способы подтверждения соответствия, перенесения ответственности изготовителей и органов по сертификации за правильное оформление и наличие документов, подтверждающих соответствие продукции и услуг обязательным требованиям стандартов, на обеспечение их качества и безопасности. Осуществлялась работа по учету законных прав и интересов граждан-потребителей при разработке законопроектов, регулирующих отношения в социальных областях, в том числе и отношения с участием потребителей. В соответствии с Законом создана национальная система защиты прав потребителей, которую образуют федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления; федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей. Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
Для предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей соответствующие органы рассматривают заявления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, консультируют их по вопросам потребительского законодательства, проводят проверки хозяйствующих субъектов, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия на нарушителей законодательства, осуществляют судебную защиту прав потребителей, информируют и обучают население, вырабатывают предложения по совершенствованию защиты прав потребителей. За прошедшие годы решены такие масштабные вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о товарах, в том числе об импортных, на русском языке, формирование правил и обычаев делового оборота на базе освоения предпринимателями потребительского законодательства в торговле и при оказании ряда услуг, приведение договоров, в том числе и гарантийных талонов крупных отечественных и иностранных компаний, в соответствие с требованиями российского потребительского законодательства. В основном решен вопрос с выдачей кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами. Осуществляется экспертиза и сравнительное тестирование важнейших товаров народного потребления. Все более широкий размах приобретает работа по информированию и обучению населения основам потребительской культуры, особенно молодежи. В результате упрощенное понятие защита прав потребителей, отождествляющее ее только с контролем соблюдения законных интересов потребителей, трансформировалось в национальную политику в сфере защиты прав потребителей. Реализация различных ее аспектов все более органично встраивается в деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. От проведения совместных проверок, характерных для этапа становления системы, сделаны шаги к консолидации усилий всех ветвей системы защиты прав потребителей, направленные на обеспечение надежной защиты законных прав и интересов потребителей. Работают координационные советы по защите прав потребителей как на федеральном, так и региональном уровнях, реализуются региональные программы и комплексные планы мероприятий.
Вырабатывается согласованная политика в сфере защиты прав потребителей государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) с учетом интеграционных процессов на потребительском рынке В результате совместной работы МАП России, Международной конфедерации обществ потребителей и Сводного департамента зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ подготовлено и 25 января 2000 года подписано представителями правительств государств - членов СНГ Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участников СНГ в области защиты прав потребителей, разработана программа по его реализации. Вместе с тем, как показывает практика, в сфере защиты прав потребителей остается немалое количество нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Негативно сказываются на положении потребителей наличие множества монопольных рынков, в том числе деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям; ценовая спекуляция, наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами, низкий уровень сознания потребителей, отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей и предпринимателей, на фоне широкой и наступательной рекламы; ограниченные средства и возможности судебных органов; недостаточный авторитет общественных объединений потребителей и т.д.
Ориентация защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного потребителя, оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы. Необходима корректировка национальной политики в сфере защиты прав потребителей, поиск и применение новых подходов к ее формированию и реализации. В основу таких действий должно быть положено нахождение баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке товаров, работ и услуг. В связи с этим обеспечение эффективной защиты прав потребителей, наполнение ее качественно новым содержанием требуют разработки стратегической программы, действий всех ветвей системы защиты прав потребителей с четким определением базовых принципов, приоритетов и механизмов реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей. Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав-потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей. Рынок как таковой не может обеспечить потребителям равных возможностей с другими рыночными контрагентами Развитие мировой экономики привело к возросшей комплексности и крайней дифференциации товаров и услуг, предлагаемых потребителю, программируемому моральному износу промышленных товаров, быстрому развитию средств связи, платежей и обмена, увеличению и диверсификации способов рекламы и продвижения товаров, появлению все новых методов продаж, развитию потребительского кредита, прогрессивной стандартизации потребительских отношений.
Заключение соглашений, которые ограничивают конкуренцию между предприятиями, присутствие в некоторых секторах рынка монополистических или олигополистических структур, наличие административных барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров и услуг, являются факторами ограничения предложения и применения искусственно высоких цен, что в конечном итоге сказывается на социально экономическом положении потребителей. Таким образом, главный вывод состоит в том, что активное вмешательство государства в формирование и реализацию потребительской политики не только оправдано, но и необходимо. Во-первых, в экономической системе, основанной на рыночных механизмах, следует улучшать результат действия последних, предоставив потребителю первую роль и определяющее влияние. Требуется вмешательство государства в целях предупреждения или уменьшения рисков, которые влекут для общества некоторые индивидуальные поступки (предложение опасных товаров, потребление медикаментов, табака и т.п.). Во-вторых, необходима оптимизация удовлетворения потребностей не только в отношении материальных благ, но также в отношении возможностей, знаний, информации, предоставления соответствующих прав различным лицам и их защиты. В-третьих, демократический идеал требует, в свою очередь, чтобы был признан коллективный интерес потребителей, их организация поддержана, а представительство - обеспечено эффективным участием представителей потребителей в различных системах, принимающих решения социального порядка, включая суды. В-четвертых, необходимо принимать во внимание глобализацию экономики, усиление интеграционных процессов, в том числе и интеграцию России в европейское сообщество, тенденции в мировом потребительском движении. Наконец, понятие справедливости требует от государства заботиться о судьбе потребителей, которые являются наиболее слабым звеном экономической и социальной системы. Учитывая изложенное, приоритетными направлениями национальной политики в сфере защиты прав потребителей в России на ближайшие десять лет должны стать: . Информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей. . Организация системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности. . Развитие и укрепление национальной системы защиты прав потребителей, консолидация усилий всех ее ветвей в целях обеспечения эффективной защиты законных интересов потребителей.
. Совершенствование законодательства о защите прав потребителей. . Обеспечение качества и безопасности продукции и услуг. . Построение и развитие общей системы защиты прав потребителей государств - членов СНГ.
1.2 Совершенствование законодательства о защите прав потребителей
С момента принятия Закона Российской Федерации о защите прав потребителей создана правовая база защиты прав потребителей, которая включает не только указанный Закон, но и Гражданский кодекс Российской Федерации, специальные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности, правила продажи отдельных видов товаров, осуществления работ и оказания услуг, утверждаемые Правительством Российской Федерации. Применение законодательства о защите прав потребителей, основанного на международных принципах защиты прав потребителей, устанавливает те же права потребителей, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем становление российского потребительского права происходило в сложных экономических условиях перехода от плановой экономики к рыночной, отягощенного кризисными явлениями, негативными последствиями монополизации, правовым нигилизмом. Этим обусловлен ряд особенностей правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации. В отдельных случаях устанавливаются более жесткие меры (гражданско-правовые, административные), направленные на защиту прав потребителей, чем в зарубежном законодательстве. Однако такое регулирование позволило в сложных экономических условиях Российской федерации обеспечить действенную защиту прав потребителей. В последующее десятилетие совершенствование законодательства о защите прав потребителей должно осуществляться по следующим основным направлениям: . Гармонизация норм законодательства о защите прав потребителей Российской Федерации с международными нормами, и прежде всего внесение изменений в те положения законодательства, которые создают технические барьеры в торговле. . Обеспечение правового баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов-изготовителей, продавцов, исполнителей. С развитием конкуренции в правовом регулировании отношений по защите прав потребителей проявился дисбаланс интересов хозяйствующих субъектов и потребителей. Оправданное на первом этапе развития рыночных отношений установление жестких мер в отношении нарушителей прав потребителей и закрепление детальных правил поведения приводит в современных условиях к ущемлению экономических интересов хозяйствующих субъектов. В связи с этим в некоторых сферах необходимо постепенно перейти от жесткого детального закрепления правил поведения на потребительском рынке к установлению наиболее общих правил поведения, а в отдельных случаях - введению запретительных норм, направленных на защиту прав потребителей. Такой метод правового регулирования в основном применяется в международной практике. При этом необходимо сохранить усиленную защиту прав потребителей в тех сферах, где изготовители, продавцы, исполнители, как правило, являются субъектами естественной монополии, а также в иных сферах, где конкуренция на рынке слабо развита. . Разработка специальных мер защиты прав потребителей при оказании отдельных видов услуг. Ряд услуг, в частности услуги банков, медицинские, туристические и др., обладают значительной спецификой, которая должна быть отражена в специальных законах, регулирующих отношения в отдельных сферах. . Разрешение в законодательстве новых проблем, возникающих в практике защиты прав потребителей. Появление новых форм реализации потребителям товаров (прямые и дистанционные продажи, продажи с подарком, продажи с одновременным обещанием различных призов, с обещанием предоставления в дальнейшем скидок при покупке товаров, проведение распродаж и т.п.) вызвало необходимость законодательного регулирования ряда проблем. Такие формы реализации товаров в европейских странах повлекли развитие специального законодательства, регулирующего прямые и дистанционные продажи, что способствует защите прав потребителей и препятствует недобросовестной конкуренции. . Переход к принципу сочетания законодательного регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей (установление прав и обязанностей, мер ответственности) с элементами саморегулирования в этой области, в частности разработка и принятие ассоциативных кодексов чести и поведения, соглашений о соблюдении прав потребителей, как принято в зарубежной практике. Для реализации потребительской политики государство располагает необходимыми механизмами. В настоящее время в стране, с одной стороны, существует и продолжает развиваться потребительское законодательство, с другой - создана и действует национальная система защиты прав потребителей. Особое внимание должно быть уделено обеспечению комплексности решения задач в области защиты прав потребителей. Первым документом, определившим основные направления потребительской политики на федеральном и региональном уровнях, задачи по их реализации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей, стал Комплекс скоординированных первоочередных мер по защите прав потребителей на 1998-1999 годы, разработанный во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 26 марта 1998 года N 13. Данный документ укрепил организационные и содержательные основы объединения усилий соответствующих органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей в реализации национальной политики в области защиты прав потребителей. На современном этапе также необходима разработка комплексной программы мер по защите прав потребителей, которая закрепила бы приоритетные направления национальной политики в указанной области, задачи соответствующих органов власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, роль и место общественных объединений потребителей в обеспечении законных интересов потребителей, а также определила бы источники финансирования намеченных мер. Координацию деятельности участников программы целесообразно возложить на Межведомственный совет по защите прав потребителей, работа которого направлена на решение межотраслевых проблем защиты прав потребителей, усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей и предпринимателей, различных научных и учебных заведений в сфере потребительской политики. Благодаря широкому представительству в Совете всех ветвей системы защиты прав потребителей, других заинтересованных государственных и негосударственных структур этот орган сможет обеспечить сбалансированный учет интересов сторон, а также комплексное решение стоящих задач.[5] Комплексная программа мер должна являться основанием для разработки региональных программ по защите прав потребителей, конкретизирующих ее положения с учетом социально-экономических особенностей субъектов Российской Федерации. Для эффективной реализации национальной политики в области защиты прав потребителей на местах необходимо информационно-методическое обеспечение органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Этому будет способствовать систематическое проведение конференций, семинаров по актуальным проблемам защиты прав потребителей как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также создание периодических печатных изданий для специалистов, занимающихся этими вопросами. Решение поставленных вопросов позволит на качественно новом уровне обеспечивать защиту прав потребителей, что, в свою очередь, повлечет повышение жизненного уровня населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|