Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассмотрение опыта судебной защиты прав потребителей




 

Количество потребительских исков в России стремительно увеличивается, а под вывеской общества защиты прав потребителей чаще всего скрывается юридический бизнес. Развернуться до западных масштабов ему мешает судебная практика: взыскать крупные суммы за моральный ущерб пока не удается. И даже если суд выигран, зачастую компаниям удается игнорировать его решение.

Судоперепроизводство Житель Нижнего Новгорода Роман З., выиграв полтора года назад тяжбу с мебельной фирмой из-за дивана, изготовление которого просрочили на полгода, увлекся сутяжничеством не на шутку. Только за прошлый год у него было девять судов с компаниями - в шести он одержал победу. С кем только не судился: с районными службами за открытый во дворе его дома люк, с сервисным центром, где четыре месяца чинили его телевизор, с банком за списанные 100 руб. на услуги, которые он не заказывал. Средняя цена иска - 5-6 тыс. руб., что при его зарплате руководителя отдела в рекламной компании не так уж и много. (Дело не в деньгах, а в принципе,- уверяет Роман.- Каждая победа в суде доставляет радость. Это круче, чем азартные игры).

В судебном департаменте Верховного суда РФ "Деньгам" сообщили, что количество потребительских исков увеличивается с каждым годом примерно на 30%. В 2007 году было около 95 тыс. исков потребителей к компаниям, предлагающим товары и услуги. В 2008-м - уже 124 тыс., из них 68 тыс. - в пользу потребителей. Увеличивается число исков и к финансово-кредитным учреждениям: почти 14 тыс. в 2008 году против 10 тыс. в 2007-м, причем в прошлом году 10 тыс. судебных разбирательств окончились в пользу клиента.

Самые (деньгоемкие), замечает Сергей Беляев, руководитель общественного объединения (Сутяжник),- это иски потребителей к строительным компаниям, а также иски, связанные со страхованием автомобилей при серьезном ущербе. Размер таких исков может достигать нескольких сотен тысяч, а то и миллионов рублей. Совсем мелкие иски связаны обычно с бытовой техникой, а также с ЖКХ: иногда жильцы воюют в суде с управляющими компаниями за то, что те накрутили лишние несколько сотен рублей за электричество. Середина - все остальное (претензии к производителям мебели, моральные компенсации инвалидам, которых не пускают на борт самолета, и т. д.).

"По статистике, примерно 10% пострадавших в России потребителей обращаются в суд,- рассказывает Вера Грехова, юрист-эксперт РОО "Общество защиты прав потребителей (Резонанс).- Бывает и так, что судебные тяжбы затягивают человека. Это ведь заразительно, особенно если твои требования удовлетворены. У меня есть знакомый, у которого однажды колесо его дорогого автомобиля попало в открытый канализационный люк, машина была повреждена. С помощью адвоката он выиграл суд у балансосодержателя канализационных сетей. После этого случая он заключил с адвокатской конторой договор о постоянном обслуживании и стал разрешать конфликты с различными организациями в суде, причем успешно. Адвокаты называют его теперь между собой (золотым люком).

Как утверждает Вера Грехова, закон "О защите прав потребителей" в России лоялен потребителю: (В том виде, в каком он был принят в 1992 году, сегодня его не приняли бы: сильно предпринимательское лобби). Несмотря на рост правовой активности россиян, потребителей-"перехватчиков", занимающихся сутяжничеством чуть ли не профессионально, в России единицы, говорит Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Просто пока суммы компенсации морального вреда не греют.

Малые средства "Не думаю, что у нас можно жить на судах по потребвопросам. Слишком малы компенсации и неустойки,- полагает юрист общества защиты прав потребителей (ОЗПП) (Общественный контроль) Андрей Семенов.- Классический пример с авиаперевозками. На Западе выгодно вкладываться в безопасность полетов, так как в случае чего компенсации исчисляются миллионами долларов, у нас дешевле расплатиться с родственниками погибших (речь о сотнях тысяч рублей), чем серьезно тратиться на соблюдение требований безопасности. У нас компенсация морального вреда по иску о защите прав потребителя, достигающая хотя бы 30-50 тыс. руб.,- вызывающе редкий случай. То же самое с неустойками, сильно урезаемыми судами из соображений (справедливости) и (соразмерности).

"Все громкие дела в России часто заканчиваются невысокими выплатами",- подтверждает Дмитрий Янин. В 2008 году за гибель человека по вине компании выплачивали не более 300 тыс. руб. Если вам оторвало руку, к примеру, то вряд ли вы получите больше 40 тыс. руб. компенсации. Есть, правда, позитивные тенденции: депутаты записали недавно в Воздушном кодексе, что за гибель человека по вине перевозчика родственникам погибшего должны выплатить около 2 млн руб. В Европейском союзе эта сумма на порядок больше.

Проблема отчасти в правовой отсталости России. (Законодательство в сфере защиты прав потребителей по некоторым вопросам у нас на уровне 50-х годов США,- считает Дмитрий Янин.- У нас не регламентируются права заемщиков, деятельность коллекторов. В Великобритании, к примеру, прописаны отдельно права потребителей в сфере телекоммуникаций, в сфере кредитования и т. д. Наши авиаперевозчики работают согласно Варшавской конвенции 1925 года, в то время как цивилизованные страны ориентируются на Монреальскую конвенцию 1999 года. Пассажир зарубежных авиакомпаний стран, ратифицировавших данную конвенцию, может получить за потерянный багаж компенсацию $1,4 тыс. В России эта сумма в разы меньше. За десять часов задержки рейса по вине авиакомпании вам заплатят 250 руб.).

(Сейчас мы снова судимся с авиакомпанией (Сибирь)- на этот раз на борт самолета не пустили слепого человека. Подали иск на 1 млн руб., но, скорее всего, получим в итоге, как и в прошлый раз, 50 тыс. руб., из них 25% по закону достанется государству, 25% - нам, остальное - пострадавшему),- рассказывает Дмитрий Янин.

Исполнение и наказание На интернет-форуме потребителей-сутяжников ozpp.ru за последние полгода - десяток жалоб на невозможность получить деньги уже после победы в суде. (Выиграла суд с (Кухнями России) - ООО (Виртус), но деньги мне возвращать они не собираются. Это мне пристав так говорит,- пишет пользователь Natalialeo.- Говорит, что фирмы ООО (Виртус)больше нет и деньги брать не с кого. Гендиректор закрыл ООО (Виртус), а открыл ООО (Бризкар), тоже (Кухни России). Вообще говоря, (ластическая операция) на юрлице - распространенная уловка компаний, не желающих платить. Иногда фирма ждет, пока накопится десяток-другой исков, прежде чем сменить регистрацию, чтобы не связываться с этим из-за одного дела.

(По официальным данным, исполняется лишь около 50% судебных решений,- говорит Вера Грехова.- По нашему мнению, эта цифра вдвое меньше). (Проблема неисполнения судебных решений достаточно остра,- подтверждает юрист Андрей Семенов.- В частности, из-за практики использования фирм-пустышек (на жаргоне - "мартышек"), существующих только на бумаге, из-за безобразной работы приставов-исполнителей. С другой стороны, в связи со вступлением в силу год назад нового закона об исполнительном производстве, предоставившего право взыскателю обращаться с исполнительным листом непосредственно в банк, где счет организации, процедура несколько упростилась: если фирма "белая", то решение по взысканию исполнить можно. Но адекватно работающие организации чаще всего и не доводят потребительские дела до затратных для них судебных решений".

Дмитрий Янин считает, однако, что 80% невыплат по исполнительному листу - завышенная цифра: "В 2008 году деньги получали точно более половины потребителей, выигравших суд. Серьезные проблемы с получением средств были разве что в 1998 году, после дефолта, и в 1994 году, когда было много финансовых пирамид. Сейчас основные способы компании избежать выплаты - это ликвидация юрлица и затягивание суда при помощи бесконечных переносов. Некоторые компании пытаются заключать с клиентами договоры, ограничивающие подсудность споров. Это не вполне законно, мы доказываем в суде недействительность таких договоров. Сейчас сам истец может прийти с исполнительным листом в банк, в котором находится счет компании, и потребовать списания средств по этому исполнительному листу. Если счет ответчика пуст, судебные приставы могут описать его имущество. В 90% случаев решение будет исполнено".

У пресс-службы Федеральной службы судебных приставов нет точной статистики по количеству неисполненных решений суда по потребительским делам, но и там заметили, что "проблемы с этим бывают достаточно часто". По данным на март 2009 года, в России было более 13 млн неисполненных судебных решений (речь идет не только о компаниях, но и о физических лицах - неплательщиках алиментов и т. д.).

Общества по потребительским интересам Дмитрий Янин, пожалуй, самый известный отечественный борец за права потребителей. Я это поняла, общаясь с ним по телефону: Янин параллельно договаривался о съемках на телевидении, да и в процессе разговора в его офисе, судя по фоновым репликам, проходила какая-то съемка. Однако одними интервью сыт не будешь.

Интернет-журнал о лоббизме Lobbying.ru утверждает, что Янин, возможно, работает в интересах крупных западных табачных компаний, потому что он регулярно выступает в СМИ с идеей повышения акцизов на табачную продукцию, то есть преследует цель "вычистить с прилавков дешевые сигареты". Ресурс пишет со ссылкой на издание "Деловой Петербург" о том, что с 1998-го по 2000 год ряд проектов КонфОП финансировала табачная компания Philip Morris, с ее помощью КонфОП издавала журнал "Впрок".

Однако Дмитрий Янин подобные слухи опровергает: "Телепрограмма "Впрок" на НТВ и одноименный журнал не были нашими проектами. Слухи о том, что мы работаем в интересах зарубежных табачных компаний,- полная ерунда. Мы сейчас судимся с Philip Morris из-за незаконной рекламы в метро, судимся также с Japan Tobacco из-за неправомерного использования термина "легкие сигареты". У нас жесткие отношения с табачниками".

КонфОП, по словам Дмитрия Янина, существует за счет грантов, юридических услуг и членских взносов: "В нашу конфедерацию входят 42 общества защиты прав потребителей, членские взносы составляют 0,5% от дохода каждой организации". Сам Янин, ведущий бурную публичную деятельность, юриспруденцией не занимается.

Дмитрий Янин не отрицает, что нечестные игры в сфере борьбы за права потребителей существуют: "Когда некое общество защиты прав потребителей покупает площадь в одной общефедеральной газете и публикует там материал на правах рекламы, в котором критикует конкретный банк, это вызывает вопросы". В Москве насчитывается несколько десятков обществ по защите прав потребителей. В России их более сотни. Большинство - это просто юридический бизнес с красивой вывеской.

Некоторые общества занимаются "рейдами с проверками". "Они дискредитируют саму идею защиты прав потребителей. Мы считаем, что этим должны заниматься госслужбы,- убежден Дмитрий Янин.- А то получается так: в проверяющих органах недавно была волна сокращений, теперь уволенные специалисты организуют так называемые общества защиты прав потребителей и сдирают с мелкого бизнеса по 3-5 тыс. руб. за решение проблемы в досудебном порядке. Это взяточничество".

В советские времена, вспоминает эксперт, были комитеты народного контроля: "По сути, это была подмена контролирующих органов. И сейчас советский пережиток остался". Зачатки цивилизованной борьбы за права потребителей появились лишь в 1989 году с созданием Федерации обществ потребителей СССР.

"У ОЗПП может быть два источника дохода в России - это либо гранты от государства или от западных благотворительных фондов, либо юридические услуги и членские взносы,- рассказывает Дмитрий Янин.- 40-минутная консультация в обществе "Резонанс" будет стоить 800 руб., подготовка искового заявления - 2,5 тыс. руб. Столько же стоит представление интересов клиента в суде по время судебного слушания. В Обществе прав потребителей Московской области за подготовку искового заявления возьмут 1 тыс. руб. за претензию к товару стоимостью до 10 тыс. руб. За одноразовое представление интересов клиента во время досудебных переговоров или во время проведения экспертизы - 3,5 тыс. руб. Если ОЗПП представляет интересы истца в суде, то в случае победы обществу помимо гонораров достается еще 25% выигранных денег. Мы недавно таким образом заработали 12,5 тыс. руб., выиграв суд с авиакомпанией "Сибирь": мы защищали интересы инвалида, которого не пустили на борт самолета".

"Есть императивная норма закона "О защите прав потребителей", говорящая о том, что если суд выносит решение по потребительскому вопросу в пользу истца, то сверх взысканной суммы взыскивает штраф (за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке) в размере 50% от взысканной в пользу потребителя суммы,- объясняет юридические нюансы Андрей Семенов.- Если в защиту потребителя выступала организация, то половина штрафа полагается ей". Но на практике это работает не всегда. Иногда суды просто забывают назначить штраф, иногда - определить, что часть его идет в пользу организации, а обжаловать решение только из-за штрафа вредно для потребителя, так как оттягивается вступление решения в силу. Такие специфические права имеют только НКО, которые зарегистрированы как общества защиты прав потребителей (то есть это прописано в их уставе).

У России нет государственной консультационной помощи потребителям - в отличие, скажем, от Великобритании. Консультации есть лишь в отдельных муниципалитетах или городах. Например, в Екатеринбурге уже около 20 лет существует комитет по защите прав потребителей при администрации города. Особенно актуально создание подобных служб в маленьких городах, где нет платежеспособного спроса на юридические услуги.

Еще одно отличие России от Запада: там многие общества живут за счет бурной издательской деятельности. В США Consumer Union выпускает журнал о защите прав потребителей, у которого миллионы подписчиков. Годовой бюджет этого общества составляет $300 млн. Эти деньги позволяют обществу покупать автомобили и устраивать crash-тесты, проводить информационные кампании. В России бюджет ОЗПП, по оценке Дмитрия Янина, в лучшем случае 20-30 млн руб. в год, то есть в 300 раз меньше, чем в США. В региональных обществах годовой бюджет может составлять всего 120 тыс. руб. в год.

Впрочем, у нас тоже начинают появляться адвокаты, делающие себе имя на громких потребительских судебных процессах. К ним можно отнести и Андрея Семенова, юриста "Общественного контроля". Он неоднократно судился "за две копейки" с "Российскими железными дорогами". В апреле 2006 года суд по требованию "Общественного контроля" признал противоправным взимание с пассажиров электропоездов суммы в размере 50 руб. за выход на конечной станции. 3 февраля 2009 года решением суда действия ответчика по взиманию в "кассе на выход" с пассажира, не имеющего билета, суммы, большей, чем стоимость проезда по расстоянию, которое он проехал, признаны незаконными.

"В судах я участвую в основном как представитель либо истца-потребителя, либо нашей организации, которая обращается в суд в защиту прав и законных интересов истца-потребителя или неопределенного круга потребителей, как это было в делах с РЖД. Истец же - это непосредственно тот человек, который обращается в суд за защитой своих нарушенных прав. В качестве истца лично я обращался в суд последний раз пару лет назад (судился по мелочи - по поводу обмена мобильника). Работа в Общественном контроле - мое единственное занятие,- говорит Андрей Семенов.

Законом о защите прав потребителей предусмотрен специфический статус организаций, защищающих права потребителя. Такого рода организации вправе обращаться в суд в защиту интересов другого лица (при условии, что вопрос потребительский и есть просьба самого потребителя). Процессуальный статус этих организаций, объясняет Андрей Семенов, похож на статус прокурора в гражданском процессе: "Мы самостоятельный процессуальный участник, мы вправе выступать в суде, заявлять ходатайства, обжаловать решения суда. ОЗПП освобождены от всех судебных расходов".

Американский адвокат Ральф Нейдер после серии выигранных судебных дел написал книгу "The Consumer Revolution" ("Потребительская революция") и трижды выдвигался в президенты США от Партии зеленых. А свое состояние в несколько миллионов долларов Нейдер сколотил в основном благодаря компенсациям, отсуженным у крупных корпораций. По данным Американской ассоциации юристов, адвокаты, занимающиеся подобными делами в США, за часовую консультацию берут $500. В случае победы в суде они получают "гонорар успеха", который обычно равен 33% от суммы иска. В России "гонорар успеха" вообще запрещен. Так что российские адвокаты сколотить миллионные состояния на потребительских делах пока не надеются. Если, конечно, Верховный суд не пересмотрит суммы компенсаций за жизнь, здоровье и психологический комфорт потребителя.

потребитель сервис торговля судебный

 


Заключение

 

По итогам проделанной работы можно отметить что:

С введением в действие в апреле 1992 г. Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон) была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.

За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).

Обеспечение эффективной защиты прав потребителей, наполнение ее качественно новым содержанием требуют разработки стратегической программы, действий всех ветвей системы, защиты прав потребителей с четким определением базовых принципов, приоритетов и механизмов реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав-потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации.

При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

Для реализации потребительской политики государство располагает необходимыми механизмами. В настоящее время в стране, с одной стороны, существует и продолжает развиваться потребительское законодательство, с другой - создана и действует национальная система защиты прав потребителей. Особое внимание должно быть уделено обеспечению комплексности решения задач в области защиты прав потребителей.

Информирование и просвещение населения целесообразно осуществлять в трех плоскостях:

. Широкомасштабная пропаганда правовых знаний в области защиты прав потребителей через средства массовой информации, издание специальной и популярной литературы.

. Для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей необходимо ее обеспечение квалифицированными кадрами, что особенно актуально для муниципальной и общественной ветвей системы.

. Повышение уровня правовой грамотности предпринимателей, работающих на потребительском рынке, в том числе по вопросам защиты прав потребителей.

 


Список используемой литературы

 

1. Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г.

. Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 1 сентября 1995 г.

. Федеральный Закон от 12 февраля 2000 "О Рекламе"

. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"

. Указ Президента РФ 1183 от 10.06.1994 года "О защите потребителей от недобросовестной рекламы"

. Приказ ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей"

. Приказ ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160 О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.)

. Алексеев А.В., Защита прав потребителей в РФ, М. 2009г.

. Государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской

. Федерации в 2002 году", М 2009

. Гарабцов В., Е. Кагалова, Местное самоуправление и защита прав потребителей, Конкуренция и рынок, СПб 2010г.

. Кагалова Е., Кто платит, тот музыку и заказывает, Конкуренция и

рынок, СПб 2009г

. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (И.А. Балушкин, Н.С. Михайлова). Омега-Л, Год издания: М. 2008

. Рой О.М., Система государственного и муниципального 2010

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...