Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 час
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Н еделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
по неделям семестра
Форма промежуточной аттестации
по семестрам
| Лекции
| Семи
нары коллоквиумы
| Практ.
зан.
| Само-стоятельная
Работа
|
| Тема 1. Социология и изучение культуры в современном гуманитарном знании. Социологическая традиция исследования культуры и социологически-релевантные направления в современном гуманитарном знании.
|
|
1-2
|
|
|
|
| -Устный ответ , обсуждение прочитанного текста
- Реферирование
специализированного текста (2– 5 с.)
|
| Тема 2. Общество и культура модерна: социальные структуры –культурные практики – символические формы.
|
| 3-4
|
|
|
|
| -Устный ответ на семинаре,
- доклад,
- обсуждение прочитанного текста
- Реферирование
специализированного текста (2–5 с.)
|
| Тема 3. Социальная антропология и культура модерна. Город и нация как социокультурные феномены эпохи модерна
|
| 5-6
|
|
|
|
| -Устный ответ на семинаре,
- доклад,
- обсуждение прочитанного текста
- Реферирование
специализированного текста (2–5 с.)
|
| Тема 4. Институциональная организация современной культуры. Культурные институции и интеллектуальные сообщества.
|
| 7-8
|
|
|
|
| -Устный ответ , обсуждение прочитанного текста
- Реферирование
специализированного текста (2– 5 с.)
|
| Тема 5. Литература как социальный институт: структурные и динамические характеристики. Специфика и роль института литературы в сравнении с другими институциями.
|
| 9-10
|
|
|
|
| -Устный ответ на семинаре,
- доклад,
- обсуждение прочитанного текста
- Реферирование
специализированного текста (2–5 с.)
|
| Тема 6. Классика, массовая культура, авангард как культурные поля: специфика устройства и характер взаимодействия
|
| 11-12
|
|
|
|
| -Устный ответ на семинаре,
- доклад,
- обсуждение прочитанного текста
- Реферирование
специализированного текста (2–5 с.)
|
| Тема 7.Культурный институт и механизмы рецепции. Рецептивные исследования как форма институционального подхода к исследованию культуры.
|
| 13-14
|
|
|
|
| -Устный ответ на семинаре,
- доклад,
- обсуждение прочитанного текста
- Реферирование
специализированного текста (2–5 с.)
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| Суммарный контроль по курсу
|
|
|
|
|
|
|
- Письменная работа (10 – 15 с.)
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
| | ВСЕГО
| | |
|
| |
| |
Содержание дисциплины
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
| Тема 1. Социология и изучение культуры в современном гуманитарном знании. Социологическая традиция исследования культуры и социологически-релевантные направления в современном гуманитарном знании.
| Исследование культуры в классической социологической традиции. Понимающая социология М. Вебера. Место культуры в структурном функционализме Т.Парсонса. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология: А.Щюц. Этнометодология. Социология знания: К Манхейм. Социоанализ куоьтуры в работах П.Бурдье. Современная социология культуры: немецкая социология культуры (Ф.Тенбрук, В.Липп, Х.-П.Турн) и американская культурсоциология 2000-х гг.(Дж.Александер, Ф.Смит и др.). Российская традиция в изучении социологии культуры (Л.Гудков, Б.Дубин). Социологически релевантные направления в гуманитарном знании: культурные исследования, городские исследования, рецептивные исследования и др.
|
| Тема 2. Общество и культура модерна: социальные структуры – культурные практики – символические формы.
| Современное общество между модерном и постмодерном: преемственность и прерывность. Общество модерна как достижительское общество. Культура как антропологический проект эпохи модерна. Процесс секуляризации. Институты модерна: общедоступность и автономия. Социокультурные основания труда и потребления в рамках интенсивной экономики. Гигиена, спорт, мода, туризм: социокультурные практики и их институционализация. Значение печатной коммуникации для общества модерна. Реализм как парадигма современной культуры. Символические формы и медиа (роман, фотография и проч.) и их роль в воспроизводстве современного человека.
|
| Тема 3. Социальная антропология и культура модерна. Город и нация как социокультурные феномены эпохи модерна
| Большие города как лаборатории современной культуры. Социологические, урбанистические и культурологические истоки современных городских исследований. Культурные основания рефлексия о городе. Формы социальной связи в современном городе. Новые городские пространства и культурные практики в современных мегаполисах. Образ города в литературе, фотографии кинематографе. Нация как основная политическая форма современности. Нация, этнос и империя в современном гуманитарном знании: проблемы соотношения. Механизмы воспроизводства нации и этноса в современном обществе. Национализм и образ прошлого. Рефлексивное присвоение национальной истории: места памяти П.Нора.
|
| Тема 4. Институциональная организация современной культуры. Культурные институции и интеллектуальные сообщества.
| Культурные институции и группы как предмет социологии культуры. Проблематика интеллигенции в социологии К.Манхейма. К.Шарль о формировании сообщества интеллектуалов. Интеллектуалы и интеллигенция между модерном и постмодерном: М.Фуко, З.Бауман, Л.Гудков и Б.Дубин. Социологические концепции анализа институтов. Базовые понятия для характеристики институтов: ценности, нормы, роли, табу, санкции и т.д. «Искусство», «литература»: проблематика социологического анализа. Значения социологии для саморефлексии культурных институций. Внутренняя дифференциация институтов и социальная динамика. Значение институционального анализа для интерпретации культурных явлений и процессов в культуре.
|
| Тема 5. Литература как социальный институт: структурные и динамические характеристики. Специфика и роль института литературы в сравнении с другими институциями.
| Роль литературы и чтения в культуре модерна: исторический и социологический аспекты. Гражданское общество, буржуазная культура и институт литературы. Антропология чтения, «человек читающий». Социальное значение программы «реализма» (XIX в.). Устройство литературы как социального института: ценности, нормы, роли. Роль автора в современном литературном институте: процесс становления и возможности социологического изучения. Литература в контексте становления национального самосознания и феномен национальных литератур. Исторические процессы спецификации ролей внутри института литературы и современное состояние института в России.
|
| Тема 6. Классика, массовая культура, авангард как культурные поля: специфика устройства и характер взаимодействия
| Споры о соотношении массового и элитарного, классического и авангардного в современном гуманитарном знании. Классика, авангард и массовая культура в контексте дифференциации литературы как социального института: параметры описания. Массовая культура: определения феномена, исторические границы. Высокая и массовая литература: история, функции, основные характеристики, линии различения и взаимосвязи. Авангард, программы, манифесты как инструменты динамики высокой литературы.. Понятие и социальные функции литературной классики. Серия, тираж, формульно-жанровая структура массовой литературы. Классика, авангард и массовая культура в контексте развития современных медиа.
|
| Тема 7.Культурный институт и механизмы рецепции. Рецептивные исследования как форма институционального подхода к исследованию культуры.
| Социологический подход и саморефлексия культурных институтов: проблематика критики институциональной мифологии. Рецептивные исследования как форма введения институциональной перспективы. Фигура читателя и проблематика рецепции в современных гуманитарном знании (Х.Р.Яусс, В.Изер, С.Фиш и др.). Основные положения рецептивной эстетики. Изучения проблематики рецепции в контексте современных медиа.
|
| |
|
Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
|