Учебные пособия, антологии, обзоры.
1. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Страда В. Литература и общество: Введение в социологию литературы. М., 1998. С. 57-62. 2. Современные зарубежные литературоведческие концепции (герменевтика, рецептивная эстетика). М., 1983. Периодические издания (журналы и альманахи) «Новое литературное обозрение», «Неприкосновенный запас», «Теория моды», «Логос», «Современность / Post», «Диалог со временем» и др. Электронные ресурсы: http://abimperio.net http://magazines.russ.ru/nz/ http:// www.ruthenia.ru/logos
Материально-техническое обеспечение дисциплины Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска). ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАР 1-2.Социология культуры и изучение современного общества Основная: Дубин Б.В. Другая история: культура как система воспроизводства //Отечественные записки. 2005. №5 См. http://www.strana-oz.ru/?numid=25&article=1093 Гудков Л.Д. Уроки немецкой «понимающей» социологии культуры// Доклад на учебно-научной академия Международного консорциума по изучению европейских культур «Науки о культуре в Европе. Возможности и границы познания», Меласс, Крым, 15—26 февраля 2004 г.) Дополнительная Александер, Дж. С. Аналитические дебаты: Понимание относительной автономии культуры / Пер. с англ. М. Шуровой под ред. Д. Куракина // Социологическое обозрение. 2007, том 6. № 1. С. 17—37. Парсонс Т. Система современных обществ. М.:, 1997 Вопросы к тексту Б.В.Дубина Как в тексте Дубина описывается культура как предмет анализа? Как характеризуются отношения культуры и общества? Что из себя представляет конструкция культуры как антропологической программы общества модерна? Как описывается структура этого общества? Какую роль играет принцип субъективности в характеристике культуры? Каким образом характеризуется значение литературы и устройство института литературы в обществе модерна? Каким образом конструкция модерна используется для интерпретации постсоветской культуры?
Вопросы к тексту Л.Д.Гудкова В чем заключаются, по мнению Гудкова, проблемы российской культурологии? Каким образом и насколько адекватно они описываются? Каким образом познавательная ситуация культуролога соотносится с процессом девальвации культуры, плюрализмом ценностей и позиций? Что позволяет, с одной стороны, избежать релятивизма, характерного для постмодернистских работ в сфере культурологии, а, с другой, субстанционализации культуры как «текста», наследия, набора вечных архетипов и проч.? В чем выражается исследовательская (познавательная) ответственность культуролога? Каковы должны быть средства описания и анализа материала, позволяющие избежать реификации представлений о культуре? Какие возможности открывает и какие ограничения имеет использование подходов и методов социологии культуры?
СЕМИНАР 3-4. Потребление как феномен современной культуры: между повседневностью и искусством Литература Основная: Бурдье П. Различение: социальная критика суждения//Экономическая социология Аронсон О.В. «Искусство без произведения искусства».//Его же. Богема. Опыт сообщества. Наброски философии асоциальности М., 2002, 73-86 http://kogni.narod.ru/aronson.pdf Дополнительная: Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. — Шматко Н.А. Введение в социоанализ Пьера Бурдье// Бурдье П. Социология политики http://bourdieu.narod.ru/ Коркюф Ф. Новые социологии. СПб.: Алетейя, 2002г. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kork/index.php
Вопросы: Как интерпретируется понятия «габитус» и «капитал» в концепции П.Бурдье? Каким образом с этими понятиями связано понятие вкуса? Каким образом стили жизни соотносятся с гастрономическими предпочтениями? Какие телесные и поведенческие практики соответствуют этим стилям жизни? Как описывается отношение искусства к экономике в современном обществе? Какие еще тенденции и явления современного общества определят существование искусства? Каким образом автор текста обнаруживает взаимосвязь между произведением и потреблением? Каков пафос автора в отличие от Маркса, Бодрийара, Ги де Бора? Как он понимает миссию художника в сегодня?
СЕМИНАР 5-6. Анализ формульных повествований: боевик. Город в кинематографе.
Источник Брат (1997, реж. А.Балабанов) Литература Основная Дубин Б.В. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа боевика//Его же. Слово – письмо – литература. Очерки по социологии современной культуры. М., 2001, С.218-242 (См. также НЛО №22) Дополнительная Куренной В. Философия боевика www.ruthenia.ru/logos/number/1999_04/1999_4_07.htm - 31k - Куренной В.Русский экшн: структурно-социальный анализhttp://www.strana-oz.ru/?numid=4&article=221 Романов П. По-братски: мужественность в пост-советском кино http://www.genderstudies.info/sbornik/muzhest/29.htm Вопросы к тексту 1. Какие ценности определяют формулу романа-боевика? Как они воплощаются в конструкции героя? Из чего складывается эта конструкция? Почему речь идет о конструкции, а не об образе героя? Как репрезентируется и наказывается зло? 2. Что такое «судьба» как структура ситуации? В чем отличие «судьбы» в боевике от «судьбы в других формульных жанрах? Что означает «судьба» в плане проявления/обнаружения в романе значимых ценностей? 3. Какие временные планы выделяются в структуре романа? Какова эстетическая функция каждого из них? Какова структура и значение «внутреннего» времени героя и времени действия? 4. Каковы структуры читательского восприятия/идентификации? Какой смысл в этом контексте приобретают эстетические особенности романов-боевиков, проанализированные в первых разделах статьи? Какова эстетика социального взаимодействия в романе-боевике (изображение партнеров, символические посредники, характер коммуникации и т.д.)? Какую роль с точки зрения Б.В.Дубина в романе играют миметические элементы? Как представлена фигура читателя?
5. Какова функция романа боевика в советской и постсоветской культуре? В чем специфика предложенного анализа по отношению к другим методам анализа художественного повествования (традиционное литературоведение, подход Дж. Кавелти и др.)? Какие аспекты устройства и бытования романа-боевика оказываются важными для этого анализа?
Вопросы к фильму 1. Какие жанровые схемы определяют построение и восприятие данного фильма? В чем специфика идеологического наполнения в нем этих схем? С какими фильмами в отечественной и зарубежной кинематографической традиции его можно сравнить (например, «Антикиллер», «Леон», «Рембо» см. также в ст. В.Куренного)? 2. Вокруг каких социально-значимых проблем разыгрывается действие фильма? Город. Что характерно для репрезентации города как сцены и как социальной структуры, приватных и публичных пространств? Какие типы социального взаимодействия представлены, каковы их принципы и используемые в них посредники? Кому принадлежит оценки ситуации? Какие принципы лежат в основании этих оценок и насколько они универсальны? Какие социальные отношения получают позитивную оценку? Какое место в социальных взаимодействиях занимает насилие и как оно оценивается? Чем репрезентируется целостность общества? Какой характер имеет социализация и идентификация героя? Что в фильме изображается как "реальное", "само собой разумеющееся"? Как создается рамка повествования и какую роль она играет? 3. Каким образом социальные проблемы воплощаются в обстоятельствах, окружающих героя? Как строится социальная характеристика героя? Что акцентируется в представлении его идентичности? С какими людьми, ценностями и группами он сталкивается/соотносит себя по ходу развития действия? Какова мотивация героя? Можем ли мы говорить о наличии у него некоей миссии? Насколько спонтанными являются его реакции на ситуации? Как формулируются его цели и чем он мотивирован в их достижении? Как оцениваются средства, используемые им для достижения этих целей? Как вознаграждаются герой и его помощники?
4. Что делает героя героем? Каким образом в фильме показывается появление героя? Как в фильме идентифицируется, персонифицируется и наказывается зло? 5. Какие средства используются для создания напряжения и поддержания зрительского внимания? Какие отсылки к реальности содержит фильм? Носителями каких социальных значений являются те пространства, в которых оказывается герой? Как в фильме соотносятся время реальное ("историческое") и время сюжетное? Является ли язык персонажей выразительным средством? Какие значение для восприятия имеют различные кинематографические средства (звук, саундтрек, способы съемки и монтажа и т.д.)?
СЕМИНАР 7-8. Поле литературы: подходы к анализу
Литература: Основная: Бурдье П. Поле литературы// Социальное пространство: поля и практики М., 2005, С.365-473 http://bourdieu.name/content/pole-literatury Дополнительная Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Страда В. Литература и общество: Введение в социологию литературы. М., 1998. С. 7-35. Вопросы к тексту: Какие задачи ставит Бурдье перед социологией литературы? Как он оценивает ценность различных концепций для понимания поля литературы? Как им образом он характеризует структуру поля литературы? Какую роль в этой характеристике играет проблематика автономии поля? Какую модель объяснения понимания ценности и статуса произведения он предлагает? Как описывается пространство борьбы между участниками поля и стратегии этой борьбы? Какие типы агентов и стратегии их самоопределения описываются в статье?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|