Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная тематика рефератов и курсовых работ (письменных работ)





1. Социальные процессы и культурные институты

2. Социальная память в современном обществе: подходы к изучению

3. Миры литературы: типы читательского опыта в контексте дифференциации литературных институтов

4. Теории взгляда: особенности современной организации визуального опыта

5. Восприятие и потребление культуры в современном обществе

6. Феномен экранизации в контексте современной массовой культуры

7. Интерпретативные сообщества и их влияние на культурную динамику

8. Авангардные и канонические прочтения текста

9. Сообщества фанатов и культовое восприятие: как феномен современной культуры

10.Читательский/зрительский вкус и его воспитание

Контрольные вопросы

1. Традиция понимающей социологии. Изучение социального мира в концепция М.Вебера. Ценности исследователя в веберовской концепции идеального типа.

2. Социология культуры Т.Парсонса. Исследовательская программа американской культурсоциологиив работах Дж. Александера.

3. Качественные исследования в социологии. Символический интеракционизм Дж.Г.Мида и феноменологическая социология А.Щюца. Этнометодология.

4. Субъективное и объективное в социальных науках: проблематика конструктивизма. Социологические концепции П.Бергера и Т.Лукманна.

5. Социология знания М.Шелера и К.Манхейма. Феномен иентеллигенции в работах К.Манхейма.

6. Социология П.Бурдье: понятия поля, габитус, капитал, практика. Рынок символической продукции в анализе П.Бурдье.

7. Стратегия критической саморефлексии социолога в работах П.Бурдье.

8. Социальная и культурная память в работах М.Хальбвакса и Я.Ассмана. Историческая память в постсоветской России в трактовке Б.Дубина.

9. Социальность культуры в работах представителей традиции Cultural studies. Схема круговорота культуры Р.Джонсона.

10. Антропологическая характеристика социальных групп. Крестьянин, буржуа и джентльмен как социально-антропологические типы.

11. Общество модерна/постмодерна: социологическая и антропологическая характеристика. Субъективность как проблема социологии культуры.



12. Социальные и культурные предпосылки становления европейских наций (по Э.Геллнеру и Б.Андерсону).

13. «Процесс цивилизации» в концепции Н.Элиаса. Современный массовый женский журнал как агент цивилизационного процесса.

14. Осмысление «капитализма» в работах М.Вебера.

15. Потребление как феномен (пост)современной культуры в работах К.Маркса и Ж.Бодрийара. «Сообщества потребления» (Д.Бурстин). Потребление и стиль жизни в работе П.Бурдье «Различения».

16. Институциализация спорта в современном обществе: антропология спортсмена, социальная регламентация спортивной жизни.

17. Институт туризма и антропология туриста в работах Дж.Урри и З.Баумана

18. Социальная антропология города в работах Г.Зиммеля и В.Беньямина. Кинематографическая репрезентация города в фильме «Человек с киноаппаратом» Д.Вертова.

19. Формы и жанры реализма в культуре второй половине 19-ого века. Реализм в литературе: социологическая и семиотическая интерпретация. Культурные функции реализма.

20. Биография как феномен современной культуры. Биографический метод в социологии и проблемы конструирования биографии в культуре.

21. Эволюция социологических подходов к изучению литературы. Количественные и качественные методы в изучении литературы.

22. Институциализация литературы в современном обществе. Авторство как социологическая и литературоведческая проблема.

23. «Классика» как социокультурный феномен. Функции классики в системе литературы. Культура авангарда как социологическая проблема.

24. Читатель и чтение как социологическая проблема. Фигура читателя в трудах представителей рецептивной эстетики в работах Х.-Р.Яусса и В.Изера.

25. Рефлексия о массовой культуре в гуманитарном знании 20 в. Структурные и эстетические особенности массовой литературы.

26. Изучение формульных повествований в концепции Д.Кавелти и Б.Дубина. Боевик, детектив, женский роман как образцы формульных повествований.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основные источники

1. Ассман Я.Культурная идентичность и политическое воображение//Его же. Культурная память М., 2004, С.139-153

2. Бурдьё П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии № 1/2, 1993 ч.1 до раздела «Поле институций воспроизводства и признания» http://bourdieu.name/content/chast-pervaja

3. Бурдьё П. Поле литературы// Новое литературное обозрение. 2000. № 45. С. 22-87.

4. Гройс Б. Борьба против музея или демонстрация искусства в тоталитарном пространстве//Советское богатство М., 2002, С.37-51

5. Дубин Б.В. Другая история: культура как система воспроизводства//Отечественные записки. 2005. №5 См. http://www.strana-oz.ru/?numid=25&article=1093

6. Дубин Б. Память, война, память о войне: Конструирование прошлого в социальной практике последних десятилетий [Электронный ресурс] // Отеч. записки: сетевой журн. 2008. URL: http://www.strana-oz.ru/numid458/article/1701 (дата обращения: 12.01.2009).

7. Дубин Б. Словесность классическая и массовая: литература как идеология и литература как цивилизация// Дубин Б. Слово – письмо – литература (очерки по социологии культуры). М., 2001. С. 306-323

8. Дубин Б. Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы// Новое литературное обозрение. 2002. № 5(57).

9. Кавелти Д. Изучение литературных формул// Новое литературное обозрение, 1996, № 22, 33 - 64 См. http://literra.websib.ru/volsky/text.htm?240

10. Каспэ И. Классика как коллективный опыт: литература и телесериалы//Классика и классики в социальном и гуманитарном знании М., 2009, С.452- 490

11. Романенко А. Слово о фильме. – М.: Знание, 1981. – 48 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство»

12. Соколов А. Секреты Шахразады // Лит. Обозрение. – 1981. - № 3. с. 82-83

13. Туровская М. Пейзаж души после исповеди // Киноведческие записки. – Вып. 3. – с. 153-162 (см. также Туровская М. 7 с 1/2 и Фильмы Андрея Тарковского. М., 1989, С.125-141)

14. Сальвестрони С. Фильмы Андрея Тарковского и русская духовная культура. М., 2007.

Дополнительные источники

1. Аронсон О. Произведение искусства в эпоху тотального потребления//Критическая масса 2003 №3 http://magazines.russ.ru/km/2003/3/aron.html

2. Венедиктова Т.Д. Актуальная метафорика чтения (попытка описания) // Новое литературное обозрение. 2007. № 87. http://magazines.russ.ru/nlo/2007/87/ve47-pr.html

3. Горных А., Усманова А. Интернет и визуальное потребеление: к вопросу о специфике Ру-нета// http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/ru/control_shift/Gornykh_Ousmanova.pdf

4. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Страда В. Cоциальный институт литературы: структурные характеристики // Они же. Литература и общество: Введение в социологию литературы. М., 1998. С. 57-62.

5. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Библиотека как социальный институт // Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М., 1988. С. 287-300

6. Дубин Б.В. Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы. // Новое литературное обозрение. 2002. № 57. С.6-23.

7. Дубин Б., Зоркая Н. Книги в сегодняшней России: выпуск, чтение распространение//http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/11/02/0000293637/05_dubin_39-57.pdf

8. Зоркая Н.А. Чтение в контексте массовых коммуникаций // Мониторинг общественного мнения: 2003. № 2.

9. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М.1976.

10. Зоркая Н.М. Фольклор. Лубок. Экран. М.1994

11. Изер В. Вымыслообразующие акты // Новое литературное обозрение. 1997. № 27. С.23-40

12. Каспэ И.М. Рукописи хранятся вечно: телесериалы и литература // Новое литературное обозрение. 2006 №78 http://magazines.russ.ru/nlo/2006/78/ka18.html

13. Компаньон А. Автор. Читатель. // Он же. Демон теории: литература и здравый смысл. М., 2001. С. 55-112, 163-192.

14. Добренко Е. Формовка советского читателя: социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. СПб.: Академический проект, 1997

15. Козлова Н.Н. Соцреализм: производители и потребители//
Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 143-153. http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/162496.html

16. Малви Лаура. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. с. 280-297. Рэдуэй Дженис А.. Читая любовные романы: женщины, патриархат и популярное чтение — М.: Прогресс—Традиция, 2004

17. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991.Самутина Н. В. За процветание Шведии! Культовое кино и его нестандартный зритель // «Неприкосновенный запас». 2008. № 6 (62). http://magazines.russ.ru/nz/2008/6/sa10.html

18. Самутина Н. В. Культовое кино: даже зритель имеет право на свободу // Логос. — 2003. — № 56. http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/13.pdf

19. Цивьян Ю. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896-1930. Рига, 1991.

20. Чтение: проблемы и разработки М., 1985

21. Шартье Р. Читательские сообщества // Письменная культура и общество. М., 2006. C. 125-144.

22. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. С.Д. Серебряного. СПб.: Симпозиум, 2005.

23. Яусс Г.Р. История литературы как провокация литературоведения// Новое литературное обозрение. — М., 1995. —№ 12. — С.57- 78





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.