Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии формирования общероссийских ценностей в условиях мультикультурного общества




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Экстремизм в молодежной среде

Сборник научно-методических материалов студентов,

Аспирантов и молодых ученых

Ульяновск

УДК 001+009

ББК 60+70+80

П 78

П 78 Проблемы теории и практики современной науки: Сборник научно-методических материалов студентов, аспирантов и молодых ученых по результатам межвузовской научно-практической конференции: Экстремизм в молодежной среде / Сост. и отв. ред. – Ульяновск: Б.Х.Саттаров, 2012. – с.

ISBN 978-5-88866-440-7

Экстремизм является сложным и неоднородным явлением. Среди причин его распространения как общие, обусловленны социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования и с особенностями отдельных и социальных групп.

Сборник может представлять интерес для социальных работников, психологов, социологов, политологов, а так же аспирантов и студентов других вузов, соответствующих специальностей.

ISBN 978-5-88866-440-7

УДК 001+009

ББК 60+70+80

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Теоретические и методологические проблемы экстремизма в молодежной среде

Саттаров Б.Х, УлГУ Технологии формирования общероссийских ценностей в условиях мультикультурного общества……………………………………………………………………..4

Воронцова В.С., УлГУ Асоциальные неформальные объединения молодежи — один из источников политического и этнического экстремизма………………………………………..7

Изотов И.А, УлГПУ Русский национализм. Причины национального экстремизма…….....10

Шеховцова Е.П., УлГУ Этнополитический экстремизм в России: социально-культурные истоки……………………………………………………………………………………………...12

Спорова М.А., УлГУ Молодежная политика в Ульяновской области…………………….......16

Котова Е.О., УлГУ Роль социальных сетей в распространении молодёжного

экстремизма……………………………………………………………………………………….19

Минсафин А.Ф., УлГУ Религиозный экстремизм как угроза обществу……………………...22

Маткова Л.В., УлГУ профилактика экстремистских проявлений в общеобразовательных учреждениях……………………………………………………………………………………….24

 

 

Раздел 2. Экстремизм в мировой политике, международное сотрудничество в противодействии экстремизму, оценка и использование зарубежного опыта в противодействие экстремизму.

 

Плехова Е.И., УлГУ Экстремизм в странах третьего мира……………………………………26

Кутушева С.И, УлГУ Проблема толерантности во Франции………………………………….30

Вебер И.С, УлГУ Экстремизм в молодёжной среде: теракт на острове Утойя……………….36

Гатаулина Ю., УлГУ Проблема национальной политики в Китае…………………………….38

Савинова Е., Сафронова О., УлГУ Современный расизм как глобальная проблема………...41

Щукарева М.Г., УлГУ Экстремизм в скандинавских странах…………………………………45

Черкасова Е.В., УлГУ «Американизация» России……………………………………………...50

Сизова А., УлГУ Экстремизм среди молодежи вРоссии………………………………………57

РАЗДЕЛ 1. Теоретические и методологические проблемы экстремизма в молодежной среде

Технологии формирования общероссийских ценностей в условиях мультикультурного общества

Саттаров Б.Х.

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. И «зеркалом» всех изменений и перемен являлась молодежь – как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям.

Конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание их культур и традиций, этноцентрических установок. Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы – источник конструктивного межнационального сотрудничества.

Многие ученые подчеркивают, что в основе молодежного экстремизма лежит так называемый этноцентризм - совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний и идеология вражды между своей и другими группами [1]. Субъектами носителями этноцентризма (конфликтного этнического сознания) являются разные молодежные сообщества, которые дифференцируются от других по этническим, религиозным, социальным и другим признакам и могут рассматривать себя как «мы», а других как «они». Позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп и их членов оцениваются по стандартам своей группы (часто не всегда объективно) и при этом могут принижаться. Эта идеология и установка постулирует неизбежность отчужденности, враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между сообществами. Наряду с понятием этноцентризма в литературе, общественно-политической и идеологической практике используется ряд других терминов, которые или синонимичны или очень близки по своему содержанию понятию этноцентризма. Речь идет прежде всего о таких понятиях как национализм и терроризм.

Наряду с различными социальными факторами, имеющими объективный и субъективный характер и порождающими экстремизм, важную роль в его распространении играют те социальные условия, которые благоприятствуют, способствуют формированию экстремистских взглядов и идеологии, созданию экстремистских организаций, осуществлению экстремистских действий. Это, например, распространение в обществе правового нигилизма, недостаточная эффективность правоохранительных органов, значительный уровень социальной напряженности и др.

Основными чертами экстремизма, в которых выражается его социальная сущность, являются: социально-политическая направленность идеологии и практики данного социального явления; использование нелегитимного насилия как основного метода достижения целей субъектов данного явления; агрессивность идейно-политических установок и практических действий последних; повышенная общественная опасность [2].

Агрессивность экстремизма в молодежной среде выражается в бескомпромиссности деятельности его субъектов, порождается нетерпимостью, а нередко и фанатизмом последних, неадекватной оценкой ими собственных и противника потребностей и интересов. Она обусловливает пренебрежение к интересам и правам противостоящей стороны, полное отсутствие или крайне малый диапазон готовности идти на поиск путей разрешения противоречий на основе компромиссов и соглашений.

Повышенная общественная опасность экстремизма в молодежной среде, обусловливаемая, прежде всего, присущим ему нелегитимным насильственным характером разрешения социальных противоречий и конфликтов, выражается в многочисленности и чрезвычайной остроте угроз рассматриваемого явления для жизненно важных интересов личности, общества и государства, для их безопасности.

Таким образом современная мультикультурная ситуация в России – это результат длительного сосуществования и социокультурного сотрудничества этнически различных российских народов, исповедующих православие, ислам, иудаизм, ламаизм, протестантизм, зороастризм. Несмотря на то, что культурные коды российских этносов заметно отличаются, тем не менее их бытие цементируются на основе конституционных норм, общероссийской идентичности, нацеленной на достижение политического, духовно-культурного единства, общей перспективы социокультурного развития.

Принципиально важно в полиэтническом обществе формирование общенациональной политической культуры как наиболее эффективного средства, обеспечивающего консолидацию этносов. В России для этих целей важно выработать концепцию общенациональной мобилизации, консолидации, реанимирующую посредством средств массовой коммуникации отдельные символы и ценности советского и постсоветского периодов [3].

Подводя итог, можно заметить, что культурное взаимодействие в России предполагает непрерывный диалог этносов, широкое использование созидательного и миротворческого потенциала конфессий. Можно отметить, что диалог православия и ислама в России никогда и не прерывался. Принципиально важно иметь непрерывный диалог этнических культур, религиозных верований. Здесь непревзойденную роль играют харизматические патриотически настроенные личности, национальные лидеры, которые прививают этноформациям не только чувство этнической, но и общероссийской, общенациональной общности, идентичности.

 

Библиография:

1. Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5. С. 19.

2. Бааль Н.Б. Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 4. С. 24.

3. Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права. 2007. № 11. С. 26.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...