Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы межнациональной толерантности во Франции




Кутушева С.И.

Преступления против порядка, в основе которых - конфликт между коренным населением и этническими мигрантами, стали случаться в Европе все чаще. Все это внятные сигналы о кризисе политики мультикультурализма, которую на протяжении нескольких десятилетий вели страны Европы, в том числе Франция – одна из самых «цветных» государств Европы.

Титульная нация, французы, представлена в стране пока что подавляющим большинством — около 90 %, но доля ее постоянно снижается.

После централизации Франции, наметилась тенденция к унификации национального самоопределения её жителей под общим названием французы. Ассимиляция в значительной степени затронула и нероманские народы Франции, к которым относятся: баски, германские эльзасцы и лотарингцы, кельтские бретонцы, фламандцы и др.

На протяжении ХХ в. изменился и этнический, и религиозный состав населения страны. На сегодняшний день население Франции представляет собой сплав различных этнических групп, прибывавших сюда на протяжении многих десятилетий в рамках нескольких миграционных потоков, и их культур. Иммигранты – выходцы из других стран Европы (итальянцы, испанцы, поляки, русские) – ассимилировались в стране довольно быстро. Безусловно, в процессе их ассимиляции также возникали свои трудности, однако в культуре этих народов было много черт, объединявших их с французами, и в первую очередь христианская религия, что облегчало взаимопонимание между французами и
иммигрантами-европейцами и последующую ассимиляцию последних.

Сегодняшнее французское общество невозможно представить без выходцев из стран Северной и Черной Африки, как нельзя упускать из виду и роль ислама, считающегося второй религией страны. Первые магрибинцы стали оседать на французской земле в начале 90-х гг. ХIХ в. Но именно резкое увеличение иммиграции в 1950–1960-х гг. можно обозначить как новый этап в организации самого французского общества. Поскольку иммигранты чувствовали себя чужаками в нем, не могли полностью вписаться в политическое, социальное и культурное пространство принявшей их страны, они породили особый культурный и социальный феномен.

Иммигранты мусульмане, как правило, быстро переходят на французский язык, сохраняя при этом приверженность национальной религии, культуре и традициям. Формируется своего рода субкультура, которая представляет собой синтез традиций Востока, истинных мусульманских законов, а также французской культуры, влияющей извне и корректирующей их собственную субкультуру.

В начале 1980-х гг. во Франции сформировалась особая этнокультурная группа – дети иммигрантов из стран Магриба, фактически являющиеся частью французского общества, но вместе с тем ни в социальном, ни в культурном смысле не ставшие его равноправными членами. Признавая их существование как членов своего общества, предоставляя с 1979 г. гражданство рожденным на ее земле детям иммигрантов, Франция всячески старается подчеркнуть их особость и практически не дает им возможности избавиться от клейма чужеземца. Франция как бы возвращает детям статус их родителей, отводит им те же социальные роли, что и предыдущему поколению, и закрепляет за собой право предъявлять особые экономические и социальные требования. При этом зачастую не учитывается тот факт, что бёры не знают другой родины. Для них родина их предков – лишь миф, история, которую они слышали от своих родителей. Им уже чужды старые восточные традиции, их сознание европеизировано, они свободно говорят по-французски, часто с трудом – по-арабски. Эти молодые люди в строгом смысле не являются иммигрантами, но, родившись в соответствующей среде, несут на себе печать изгойства. Отправленные вместе с родителями жить на периферию, они не избавились от ощущения второсортности. Их попытки стать полноправными членами общества наталкиваются на агрессию со стороны властей, да и простых граждан, в сознании которых сложился определенный стереотип «арабов» как чернорабочих, людей, временно пребывающих в стране.

За прошедшие с начала 1980-х гг. более чем 20 лет этот феномен превратился в один из ключевых вопросов, обсуждаемых не только на локальном, но и на государственном уровне. Дети иммигрантов, формально ставшие полноправными членами французского общества, имеющие такое же гражданство и, казалось бы, обладающие одинаковыми правами с остальными французами, постоянно сталкиваются с проблемами, имеющими непосредственное отношение к их происхождению.

В соответствии с демократическими традициями Франции государственные органы не должны проводить различия по национальному признаку в осуществляемой ими политике. Однако, как нередко бывает, политика государства – это одно, а реальная жизнь – другое. На практике в целом ряде областей французская модель «пробуксовывает», даже с учетом того, что трудности иммигрантов, в том числе породившие массовые волнения и акты насилия начиная с 2005 г. и по сей день, имеют не только «этническую», но и социально-экономическую природу (происхождение из низов, низкие образовательный уровень и профессиональная квалификация), о чем говорят массовые беспорядки в неблагополучных районах французских городов (Париж, Амьен, Марсель, Леон, 2012 г.).

Школы в «цветных пригородах» отличаются низким качеством образования, молодёжь из этих пригородов сталкивается с серьезными проблемами при устройстве на работу только из-за одного места своего проживания. Социологические исследования показали также, что французу афро-арабского происхождения в 15 раз сложнее устроиться на работу, чем французу европейского происхождения. Это говорит о том, что во Франции среди работодателей распространён скрытый расизм.

Во время беспорядков в пригородах Парижа (2005) Саркози назвал их участников хулиганами и отбросами (voyous et racailles). Франция не может принимать у себя всех, кто хочет к нам приехать. Мы не в состоянии обеспечить их ни работой, ни жильем". Именно так Николя Саркози, тогда министр внутренних дел, объяснил, почему его страна больше не будет распахивать объятия навстречу "инородцам".

Массовые беспорядки во Франции начались как реакция на гибель двух подростков североафриканского происхождения, пытавшихся скрыться от полиции. Продолжались с 28 октября по 15 ноября 2005 г.

Новая волна беспорядков вспыхнула в северном пригороде Парижа в ночь на 26 ноября 2007 года после того, как двое подростков погибли в результате столкновения их мотоцикла с полицейской машиной, а полицейские покинули место аварии, не оказав пострадавшим первую помощь. Беспорядки продолжались два дня.

После погромов в парижских предместьях во Франции был принят новый закон об иммиграции. Закон жесткий. На въезд в страну введены квоты. Чтобы получить вид на жительство сроком на 10 лет, иностранцам следует взять на себя определенные обязательства, за соблюдением которых установлен строгий контроль. Овладеть основами французского языка и французской цивилизации - главное условие интеграционного контракта. Автоматическое получение вида на жительство для нелегалов, проживших во Франции более 10 лет, упразднено.

Всякий закон, регулирующий миграцию, по природе своей репрессивен, и французский - не исключение.

Реформы, проводимые Саркози, вызвали неоднозначную реакцию. Либеральная общественность обвиняла его в посягательстве на гражданские права. Курс на борьбу с преступностью включал усиление присутствия полиции на улицах и расширение полномочий правоохранительных органов.

Саркози перестроил работу полиции (причем он это сделал, еще будучи министром внутренних дел). В результате полицейские стали вести себя как армия оккупантов на территории врага. И местное население в таких районах стало воспринимать полицию как оккупационную силу. Полицейские, которые работают в центре Парижа, служат в привилегированных условиях. А те, кто работают на окраинах, проходят обучение по сильно облегченной программе подготовки контртеррористических групп. То есть их изначально ориентируют на то, что население в их районах – это что-то вроде террористов, только террористов-дилетантов.

Был ужесточен контроль за нелегальной иммиграцией. Во время протестов против закона о запрете хиджабов в школах прямо заявил, что противопоставление ислама республиканским ценностям недопустимо.

Вслед за вступлением в силу закона о запрещении паранджи во Франции, британская газета "Индипендент" написала, что настаивание французского правительства на реализации закона, является оскорблением и открытым объявлением войны исламской религии. Далее газета пишет, что многие годы Франция гордится свободой слова и не вмешательством в личные дела граждан, в то время как сегодня оно вмешивается в личные дела своих граждан, что отдаляет мусульман от правительства и от светской политики Европы.

Все эти события и реакция властей говорят о серьезных проблемах толерантности во Франции. Существует реальная необходимость в мер - политических, социальных, физических - для большего взаимопонимания между культурами. Коренной французский народ страны должен признать, что общество развивается, и что бессмысленно пытаться изолировать Францию ​​от миграции. Это просто факт, независимый от того, насколько жестоки законы или насколько возможно затруднить людям других национальностей жизнь в стране. В условиях политэтичности и политкультурности воспитание толерантности должно строиться на принципе диалога, а не силе.

 

Библиография:

1.Nabila Ramdani. France's racial intolerance comes from the very top. The Guardian, August 2, 2010.

http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2010/aug/02/france-racial-intolerance-sarkozy

2.Steven Erlanger, Elvire Camus. In a Ban, a Measure of European Tolerance. The New York Times, September 1, 2012

3.http://www.nytimes.com/2012/09/02/world/europe/tolerance-eases-impact-of-french-ban-on-full-face-veils.html?pagewanted=all&_r=0

4.William Langley. France’s burka ban is a victory for tolerance. The Telegraph, April 11, 2011

http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/france/8444177/BurkaFranceNational-FrontMarine-Le-PenMuslimFadela-AmaraAndre-Gerinhijab.html

5.Декларация принципов Толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцииЮНЕСКО от 16 ноября 1995 www.tolerance ru

6.Уличные беспорядки на севере Франции продолжатся // Известия, август 2012 http://izvestia.ru/news/532981

7.Шишков Ю. Вызовы и перспективы глобальных миграций / Международные процессы // Ю. Шишков – 2011. - №9

http://www.intertrends.ru/twenty-seventh/02.htm

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...