Проблему экстремизма прежде всего на примере Швеции и Норвегии.
Начнем с определения. Экстреми́зм — приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).[1] Экстремизм, в дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового. Швецию всегда ставят в пример другим, когда речь заходит о толерантности. Положение иммигрантов в этой скандинавской стране действительно очень надежно и прописано в законодательстве. Но в последнее время ситуация резко изменилась не в лучшую сторону. Не проходит и дня, чтобы в одной из шведских газет не была так или иначе затронута проблема экстремизма. То политики предлагают очередной проект, ущемляющий права иммигрантов, то сами выходцы из других стран ведут себя некорректно. А месяц назад Интернет буквально взорвало сообщение о том, что в городе Мальме на юге Швеции идет ожесточенная борьба между мусульманами и евреями. И многолетняя шведская традиция уважительного отношения к представителям различных национальностей здесь оказалась бессильна. Всего из 9 миллионов населения Швеции 1,4 миллиона составляют иммигранты. Мальме, который в обиходе иногда называют "мусульманским гетто", - один из самых проблемных городов Швеции. Одну треть населения города составляют люди, рожденные в других государствах. Причем больше всего среди них выходцев из мусульманских стран. Именно с этим многие шведы связывают повышенный уровень преступности в городе, постоянные разборки между инородцами и нередкие случаи преступлений, в том числе и убийств на национальной почве. Впрочем, руководство города старательно обходит стороной острые вопросы. Так, в недавнем интервью американскому телевидению мэр Мальме Илмар Реепалу назвал высокие показатели иммиграции в город положительным обстоятельством: "Шведам нужно, чтобы было много иммигрантов, иначе мы не сможем содержать нашу систему соцобеспечения на достаточно высоком уровне. Как и во многих странах Европы, у нас слишком мало людей. И в ближайшие 20 лет ожидается недостаток в рабочей силе, поэтому нам необходимо больше людей"[2], - сказал Реепалу. Вместе с тем, мэр не раз рассказывал о работе, которая ведется вместе с иммигрантами, для того чтобы снизить уровень экстремистской угрозы. Правительство ведет работу вместе с исламским центром в Швеции. Совместно разрабатываются программы интеграции иммигрантов.
Тем не менее, за последние 10 лет экстремистские настроения в Швеции заметно укрепились. Раньше представители крайне правых политических взглядов могли привлечь к себе внимание только скандальными акциями. Но на последних парламентских выборах партия "Шведские демократы", которая высказывается за ограничение неевропейской миграции в страну, получила 5,7 процента голосов и соответственно 20 мест в парламенте. Но особенно активно угроза исламизации стала обсуждаться после взрыва в центре Стокгольма, организованного мусульманином Таймуром Абдульвахабом 11 декабря 2010 года. Аналитики шведской полиции безопасности СЭПО по заданию правительства уже трижды составляли доклады об исламистских экстремистах. В одном из них СЭПО приводит список 200 потенциально опасных мусульман.[3] Что касается Норвегии. Несмотря на активную работу профсоюзов и правозащитных организаций, иммигранты подвергаются дискриминации при приеме на работу, их зарплата в среднем на 23% меньше, чем у коренного населения. Даже на вершине социальной пирамиды ощущается неравенство: процент иностранцев среди топ-менеджеров норвежских представительств иностранных компаний значительно уступает среднеевропейским показателям. Справедливости ради отметим, что большинство жителей благожелательно относятся к мигрантам. Популярным стал лозунг "Мы все – иммигранты", напоминающий малосведущим о недалеких временах, когда многие норвежцы были вынуждены покинуть родную страну в поисках лучшей жизни.
В настоящее время в стране развиваются дискуссии по поводу усиления националистических настроений среди разных слоев населения. В Норвегии нет запрета на деятельность экстремистских организаций, хотя нет и политических партий, открыто пропагандирующих насилие и расизм. Популистскую "Партию прогресса" нельзя считать чисто националистической партией, хотя многие часто сравнивают ее лидера, Карла И. Хагена, с Ле Пеном и Й. Хайдером. Хаген более осторожен, никогда не высказывает расистских взглядов и претендует на буржуазную респектабельность, отмежевываясь от экстремистов. Его партия быстро набирает силу и пользуется популярностью примерно у 25% населения. Недавно Хаген резко высказался по поводу ислама, сравнив эту религию с фашизмом. Активность расистов и экстремистов особенно видна в Интернете. Антирасистский центр Норвегии следит за распространением расистских материалов в Интернете. Согласно его данным, число правоэкстремистских веб-сайтов увеличилось с 2012 с 39 до 50. Очевидно, что радикалы считают Интернет важным инструментом для пропаганды и вербовки, очень велика активность расистов в Интернет-чатах, форумах и конференциях. Норвежская полиция, призванная бороться с экстремизмом, вяло реагирует на подобные факты. Как отмечал Антирасистский центр, в отчетах полиции за последние три года ни разу не встретилось слово "расизм". Полиция планировала также установить экстренную обратную связь для информации о расистских веб-сайтах. Однако до настоящего времени специального телефона так и не выделено. 26 января 2001 года в Норвегии произошло событие, которое стало водоразделом для страны. В тот день произошло первое в истории Норвегии убийство на расовой почве: в Осло пятеро норвежских неонацистов убили темнокожего подростка Бенджамена Хермансена, отцом которого был выходец из Ганы, а матерью – норвежка. Бенджамен был случайно выбран убийцами, вышедшими на охоту в поисках подходящей жертвы. Его несколько раз ударили ножом в грудь и живот. По черной иронии судьбы Бенджамен Хермансен ранее оказался в центре общественного внимания в своем районе проживания после активных выступлений против расизма в Норвегии.[4] Король Харальд и наследный принц Хокон, заявив, что потрясены этим инцидентом, призвали своих соотечественников к проведению кампании общественного протеста против расизма. Тогдашний премьер-министр страны Йенс Столтенберг выступил с заявлением, осуждающим убийство и предупреждающим об угрозе, которую представляют для норвежского общества расизм и нетерпимость. На следующий день около 30 тысяч жителей Осло прошли с зажженными факелами в марше протеста, равного которому норвежская столица в современной истории еще не знала. Члены королевской семьи и премьер-министр страны присоединили свои голоса ко всеобщему хору протестов. Жители города выразили, таким образом, свое возмущение убийством молодого норвежца африканского происхождения. "Нож убийцы отнял жизнь Бенджамина, но он сделал и другое: ударил по нашим базовым ценностям"[5], - сказал Столтенберг, обращаясь к участникам демонстрации. Аналогичные манифестации прошли почти в каждом крупном городе Норвегии. День убийства Хермансена стал ежегодно отмечаться в Норвегии, его именем назван фонд, который ведет активную борьбу против ксенофобии.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что несмотря на глобализационную политику, которую проводит правительство стран Скандинавии, и попытки избежать напряжения в мультикультурном пространстве, проблема ксенофобии и экстремизма остро стоит в современном обществе. И могут быть использованы следующие методы борьбы и предупреждения нетерпимости, а именно: 1. Привлечение особого внимания к так называемому виртуальному экстремизму. На данный момент Интернет является основным «разносчиком» информации экстремистского и ксенофобского характера, а информацию об активистах подобных движений и самих движений можно увидеть практически любому человеку- пользователю всемирной паутины. Стоит предотвращать распространение подобных сведений.
2. Ужесточнение уголовной ответственности за преступления экстремистского характера. Только лишь после вышеперечисленных событий правительства Швеции и Норвегии начинает бороться с ксенофобией, имея и законодательную основу. 3. Развитие культуры толерантности среди молодых семей коренного населения и семей мигрантов. Многие молодые экстремисты черпают свое радикальное представление о мире из своих семей. Таким образом, следует прививать родителям и детям уважение и терпимость не только друг к другу, но также и к другим народам и расам. 74 года назад равнодушие и нежелание признавать проблемы национализма привели к самой кровопролитной и жестокой войне в истории и нельзя забывать этот страшный урок и позволить подобному повториться. Стоит вспомнить норвежский лозунг: «Мы все – иммигранты», а это значит, что все мы равны друг перед другом. Не забывайте об этом. Библиография: 1. ru.wikipedia.org 2. Ермолаева Н. Чужакам здесь не место. - Российская газета. - №5829 от 11 июля 2012 г. – С. 34 3. http://lenta.ru/news/2010/ 4. www.kommersant.ru 5. http://news.bbc.co.uk/
«Американизация» России Черкасова Е.В. Процесс «американизации[1]» захватил весь современный мир, Россия не стала исключением. Мы, не задумываясь, покупаем банку «кока-колы», джинсы и «попкорн» в кинотеатре. Мы смотрим фильм, заранее зная о «happy end»-е. Мы поздравляем с Днём рождения и поём «Happy Birthday!» Вместо «хорошо» мы говорим «ок»! Многие из нас смутно понимают кто такие менчейдазеры, майндмэнеджмент, мейнстрим. Мы - это Россияне! Жители великой и могучей страны, которую всегда уважали другие страны и народы. Все, что было перечислено в начале, косвенно принадлежит американской культуре.. (Процесс принятия американских форм производства и потребления, технологии и методов управления, культурных товаров и учреждений массовой культуры, гендерных ролей, и методов досуга[1]. Активная американизация русского быта, образа жизни и культуры началась в 90-е годы ХХ века, после открытия в России «железного занавеса». Именно влияние американской культуры и субкультур на молодежь современной России являет собой актуальную и интересную тему для исследования, тем более в контексте их использования как опосредованного инструмента «неофициальной» внешней культурной политики США, т.к. подобные явления других стран объективно обладают несоизмеримо меньшим весом. Даже если та или иная субкультура первоначально зародилась и развивалась, например, в Великобритании, ставшей родиной многих субкультур, то ее непосредственное преломление на американской почве, как правило, способствовало обретению ею общемировой популярности, становлению американским культурным продуктом и одновременно средством распространения американской культуры, а вместе с тем, с политической точки зрения, американского влияния и силы.
На данный период в России насчитывается более 30 молодежных субкультур и еще больше их ответвлений. Не все из них являются мирными и безобидными для окружающих. Например, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века, из-за кризиса того времени нередко их поведение носило агрессивный характер. Более того, если сконцентрировать внимание на слове «молодежные» (хотя, как было замечено, применительно к субкультурам это понятие носит весьма относительный характер), то нельзя не отметить, что молодежная среда всегда являлась наиболее социально активной, мобильной, пассионарной Пассионарность же, в свою очередь, — избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради иллюзорных целей в своих проявлениях. Молодежь - основной двигатель истории, т.е. социальных, политических, экономических, культурных, идеологических изменений в жизни государства и общества. С распадом СССР ушла в историю и прежняя идеология. Уже прошло больше двадцати лет с момента образования новых государств на постсоветском пространстве, но новой идеологии не последовало. Отсутствие её вызывает у людей хаос мыслей, поскольку для каждого отдельного человека его собственная внутренняя идеология жизни становится законом, что может вызывать и вызывает непонимание друг друга, конфликты и прочие негативные процессы в обществе. Именно отсутствие идеологии оказывает самое большое негативное влияние на российских граждан. (“«Американизация» в большей степени проявляет свои формы в тех обществах, где идеология не обладает большой силой”).[2] Молодежь и подростки, являясь основными потребителями популярной музыки, и к тому же обладая интеллектом, который более подвержен влияниям извне, навсегда впитывают иностранную музыкальную культуру. Тексты песен исполнителей, принадлежащих к той или иной субкультуре зачастую имеют откровенно антигосударственную, антисоциальную, антигуманную, аморальную с точки зрения, как закона, так и нравственных норм направленность. Например, Эминем, как представитель субкультуры рэпа, в своих произведениях поднимает острую социальную проблематику, критикует правительство, высмеивает многих известных личностей, в том числе представителей политической элиты, демонстрирует свою озлобленность на жизнь, окружающее общество, государство, обильно приправляя это ненормативной лексикой. Такое суждение становится примером для российских поклонников, которые вполне могут и доводят свои действия, опираясь на данную идеологию, до экстремизма. На миллионные аудитории выливаются потоки мультфильмов и передач, в которых буквально на каждом шагу — насилие и деньги, идеи культа силы и богатства. Податливые умы молодежи в России ежедневно подвергаются этим разрушительным воздействиям. Где же прекрасные русские сказки, которые вместо права сильного, корысти, проповедовали справедливость, самоотверженность, доброту? Они слишком часто вытесняются красочной готовой продукцией с Запада. Сказки, затрагивающие и развивающие самые тонкие и одновременно определяющие весь дальнейший образ жизни души русского ребенка — никак не сравнить с «Семейкой Аддамс», или «Симпсонами», которые ориентируют детей на социальные и маркетинговые штампы и поверхностное общественное поведение в качестве программируемых потребителей. В музыкальных видеоклипах, впрочем, как и в кинематографической продукции Голливуда, осуществляется поэтизация урбанистических пейзажей американских городов (в подавляющем большинстве Нью-Йорка и Лос-Анджелеса) в том числе и через призму существования на их улицах разнообразных уличных молодежных субкультур, хотя нередко ярко выраженного криминального характера, что тоже наблюдается и перенимается российской молодежью, как часть моды. Одним из последствий «американизации» является ярко выраженная культурная агрессия, цель которой разрушение национального самосознания, духовно-нравственных устоев неамериканского общества. Также в наше время в мире лидирующие позиции занимает английский язык, он является языком международного общения и повсеместно проникает в массовую культуру. А так как эта культура доступна для любого человека, то в русском языке все чаще встречаются характерные элементы английского и американского языков. Часть из заимствованных принято называть американизмами, что уже говорит об особом влиянии культуры США. Не мешало бы и нам прислушаться к совету известного американского драматурга Артура Миллера: «Я очень надеюсь, что в России не появится еще одна Америка. Вам не нужна подражательная культура. У русских любовь к слову намного более распространена и более страстно выражена, чем в большинстве других стран».[4] Для понятия всей серьезности этой проблемы можно привести пример: выдержку из американской послевоенной доктрины Аллена Даллеса 1945г. (руководитель политической разведки США в Европе, ставший впоследствии директором ЦРУ): «...мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность... Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности....Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать».[5] Так, например, 3бигнев Бжезинский в «Великой шахматной доске» 1998г., говорит о четырех компонентах американского господства в мире, наряду с военной, экономической, научно-технической составляющими выделяет культуру. В частности, он пишет: «... в области культуры, несмотря на ее некоторую примитивность, Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира... Культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире. Ее привлекательность, вероятно, берет свое начало в жизнелюбивом качестве жизни, которое она проповедует, но ее притягательность во всем мире неоспорима».[6] В настоящий момент процесс американизации в России принял глобальные масштабы. Мгновенно остановить его невозможно, потому что, запрещая американские элементы жизни, в обществе могут возникнуть негативные настроения в сторону властей, забастовки. Но бороться с американизацией необходимо, в целях сохранения культурно - исторических традиций нашей страны и национального самосознания. Она должна стать функцией российского правительства, как во Франции, Польше, Германии, Румынии, Индии и Азиатских странах (самый яркий пример Китай – страна с сильной национальной идеологией, которая ориентирует граждан на патриотизм). В.С. Соколов в своей работе «Стратегические проблемы России» 2007 г. пришел к выводу, что бороться с американизацией можно следующими путями: 1. Прививать с детства чувство прекрасного, культурно просвещать детей, приобщать к шедеврам русской и мировой культуры. 2. В целях обеспечения чистоты русского языка принимать на работу в средства массовой информации только высококвалифицированных специалистов, получивших глубокую фундаментальную подготовку в области филологии, относящихся с уважением и любовью к своему языку. 3. Если допустить, что насилие в средствах массовой информации может увеличить вероятность агрессивных поступков, особенно среди молодых зрителей, то необходимо: - моделирование родителями неагрессивных форм повеления своих детей, поощрение неагрессивного поведения своих детей; - родители должны ограждать от насилия по телевидению, заранее оценивая содержание программ; - просматривать телепрограммы родителям вместе с детьми и комментировать их с тем, чтобы они были восприимчивы, а не равнодушны к злу и страданиям, вызываемым актами насилия. Применять систему «постепенных запретов» американской продукции, «фильтровать» то, что потребляют российские граждане. А также каждый из нас должен подумать на данную тему и решить для себя. А покупая банку «колы», задуматься, может, стоит вернуться к родному «Байкалу»?
Библиография: 1. Американизация - влияние США на поп-культуру, бизнес-модели, язык и политику других стран. (ru.wikipedia.org) 2. Бодрийар Ж. Америка /Жан Бодрийар. [пер. с франц. Калугин Д.] - СПб.: В. Даль. -2000, - 205с. 3. http://www.avenir-langue-francaise.fr/ 4. http://www.stoletie.ru/ 5. Даллес А. Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР. – 1945 г. 6. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 1998. – 386 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|