Этнополитический экстремизм в России: социально-культурные истоки и причины неэффективности принимаемых мер противодействия
Е. П. Шеховцова Само понятие "политический экстремизм" относится к числу таких сложных общественных феноменов, при определении которых неизбежно возникают противоречивые мнения. Даже среди юристов пока нет единства взглядов в отношении определения "политический экстремизм". Тем не менее, при всех различиях в подходах к определению политического экстремизма, существенное сходство заметно в оценке одной из его разновидностей - этнополитического экстремизма. И принятый федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" и многочисленные альтернативные законопроекты, которые выносились на общественное обсуждение, сходятся в том, что относят к понятию экстремизма деятельность организаций либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. [1] Экстремизм и ксенофобия, безусловно, связаны между собой, но имеют существенные различия. Ксенофобия - это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм - это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. [1] Ксенофобия является одним из важных источников экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат началом для экстремистских идей. Ксенофобия выражается в виде результатов экстремизма, поскольку она и есть выражение той самой розни, на разжигание которой направлена деятельность экстремистских сил. И, наконец, именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил. [2]
Современная история показывает, что социальное напряжение и экстремистские проявления порождаются не только и не столько самим фактом совместного проживания людей разных национальностей и религиозной принадлежности, а тем, каков их образ жизни и уровень их материального достатка. В США с самого начала их истории было не меньше, если не больше разных наций, рас и религий. Причём многие из её жителей не родились в Америке, а приезжали туда уже взрослыми людьми. Однако если не считать конфликты, причём весьма кровавые, между белыми и чернокожими, других серьёзных внутринациональных конфликтов в этой стране не было. Но и расовые конфликты, как мы знаем, там сейчас в основном преодолены, причём настолько, что президентом великой страны стал человек отнюдь не с белой кожей. Что же касается России, она движется в потоке стереотипов, захлестывающих общество. При этом огромное количество политических деятелей, пытается играть на негативных этнических стереотипах. Именно поэтому огромную угрозу обществу сегодня представляет не столько фанатичный экстремизм масс, сколько прагматичный экстремизм элит. Особенно опасен скрытый экстремизм националистического толка, маскирующийся под оболочкой некой политической респектабельности и парламентаризма. А как же противостоят экстремизму за пределами Российской Федерации? В Америке, к примеру, еще в 1960-х годах расизм был острейшей проблемой, глубоко проникшей во все сферы общества. На сегодняшний же день ситуация в США кардинально изменилась. Что же произошло в Америке? Чем объяснить, что те же законодательные акты, которые десятилетиями не обращали внимания на расизм, вдруг стали инструментами борьбы с ним.
Итак, решающую роль в сломе негативных стереотипов массового сознания сыграли лидеры общественного мнения и, разумеется, стоявшие за ними финансовые магнаты, владеющие средствами массовой информации. Именно они, осознав опасность раскола общества, угрозу политической стабильности в государстве и всего, что за этим последует, объявили настоящую информационную войну расизму. Поскольку этот опыт может быть применим в основных своих чертах и к российским условиям, то можно дать краткую характеристику важнейших элементов информационной атаки на экстремизм (в американском случае - на расизм). Во-первых, он включает в себя постоянный мониторинг экстремизма. В США действуют десятки общественных организаций, отслеживающих даже скрытые проявления идей расизма, этнической и религиозной розни в выступлениях политиков, общественных деятелей, журналистов и др. Во-вторых, к негативной оценке подобных идей подключены лидеры общественного мнения: наиболее популярные ведущие телевизионных программ, известные эксперты и религиозные проповедники. В-третьих, огромное влияние на формирование ориентации на политическую корректность и негативное отношение к расизму и другим проявлениям экстремизма играет массовая культура. Идеи расизма, как правило, вкладываются в уста негативных персонажей ("плохих парней"), тогда как героями самых популярных кинофильмов, комиксов и телевизионных сериалов выступают белый и темнокожий. [3] Конечно, и в США осознание необходимости внедрения политической корректности пришло не сразу. До этого были грандиозные расовые волнения в крупнейших городах Америки. Важно отметить, что политическая корректность становится нормой американской жизни не за счет наполнения ее некими директивными актами, а в процессе распространения по каналам политической культуры. Американские лидеры сами понимают, что эффективно управлять страной может лишь администрация, учитывающая расовое, этническое и религиозное разнообразие общества. Полезно было бы позаимствовать американский опыт использования массовой культуры в развитии толерантности и предотвращении экстремизма.
Подытожив, можно сказать, что, учитывая сложность причин, порождающих экстремизм и определяющих его устойчивость в обществе, а также масштабность связанных с ним угроз для государства и общества, необходимо поставить на повестку дня деятельности федеральной власти, выработку государственной программы противодействия политическому экстремизму. Эта программа должна служить базой для совершенствования законодательства в указанной сфере; проведения организационно-политических мероприятий, включающих организацию (или реорганизацию) соответствующих государственных структур; широкой культурно-просветительской работы, направленной, прежде всего, на формировании общественного мнения, направленного на противодействие экстремизму. Библиография: 1. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. – СПб, 2004. – С. 235 2. Кочергин Р.О. Некоторые аспекты криминологического обоснования существования молодежного экстремизма, основанного на национальном или религиозном признаках //Человек.2008. № 1. С. 117 - 120. 3. Антонян Ю. Экстремизм и его причины в России [Электронный ресурс] / Ю. Антонян -2010- Режим доступа: http://razumru.ru/humanism/journal/56/antonyan.htm
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|