Избирательный процесс. Референдум как институт непосредственной демократии.
Все события, осуществляемые в ходе выборов, в совокупности составляют избирательный процесс. Он включает в себя следующие этапы: 1. Назначение выборов решением уполномоченного на то государственного органа. Например, согласно Конституции Республики Беларусь, выборы президента назначаются Палатой представителей, а выборы Палаты представителей и Совета республики – президентом. 2. Определение избирательных округов и участков – территориальных единиц, в границах которых организуется голосование граждан. 3. Создание избирательных органов, которые осуществляют руководство избирательным процессом в округах и на участках. В Республике Беларусь это избирательные комиссии: территориальные, окружные, участковые.
4. Выдвижение и регистрация кандидатов. Выдвижение кандидатов может осуществляться в форме самовыдвижения, выдвижения группами избирателей, политическими партиями, общественными организациями, трудовыми коллективами. Стадия выдвижения кандидатов завершается их регистрацией в соответствующей избирательной комиссии.
5. После этого кандидаты начинают проводить свою агитационную кампанию. Как правило, избирательная кампания ведется в форме жесткой борьбы между соперниками. Чтобы эта борьба не вылилась в острое противостояние и не привела к сбою всей кампании, она регламентируется законодательством.
Важнейшее условие демократичности и подлинности выборов – обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий, избирательных блоков и кандидатов. Эта цель достигается путем законодательного регламентирования: а) расходов на проведение избирательной кампанией и выборов в целом;
б) порядка выступления кандидатов или представителей партий в СМИ; в) полномочий государственного аппарата в осуществлении избирательной кампании. Успех предвыборной агитации во многом зависит от умения участников избирательной кампании пользоваться избирательными технологиями, т. е. различными способами воздействия на граждан с целью побудить их подать свои голоса за определенного кандидата. Для этого в наше время нередко прибегают к услугам специалистов-политтехнологов – людей, чьей профессией стала организация предвыборных кампаний. Они владеют необходимыми навыками и способны так воздействовать на сознание избирателей, чтобы изменить их поведение в нужном для заказчика направлении.
6. Регистрация избирателей, т. е. включение их в списки избирателей, которые составляются по избирательным участкам и на основании которых граждане допускаются к голосованию; 7. Проведение голосования. Важнейшее требование к этой процедуре – обеспечение каждому избирателю тайны его выбора, а также присутствие на избирательном участке наблюдателей (ими могут быть представители политических партий и общественных организаций, доверенные лица кандидатов, а также представители других государств и международных организаций).
8. Подсчет голосов и определение результатов выборов. На этом этапе особенно важен контроль со стороны наблюдателей, потому что при подсчете голосов наиболее вероятны фальсификации; 9. Опубликование результатов выборов. В законодательстве оговариваются сроки опубликования результатов выборов. В Республике Беларусь при выборах президента и Палаты представителей – не позднее чем в трехдневный срок.
Наряду с выборами депутатов и должностных лиц в современной политической практике широко используется такая форма избирательной деятельности граждан, как референдум (лат. referendum - то, что должно быть сообщено).
Референдумом называют разновидность всенародного голосования, при котором граждане выбирают не того или иного депутата или должностное лицо,а тот или иной вариант ответа на поставленный вопрос государственной или общественной жизни. Иначе говоря, во время референдума граждане выступают как законодатели либо как должностные лица, принимающие решения. Референдумы также проводятся, как правило, путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Референдумы бывают разных видов в зависимости от сферы применения и предмета голосования. По сфере применения различают общенациональные (федеральные, республиканские) и местные референдумы. По предмету голосования референдумы бывают конституционными (когда утверждается конституция или поправки к ней) и з аконодательные (когда утверждается акт текущего законодательства). Наряду с понятием "референдум" нередко употребляется понятие " плебисцит " (лат. рlebs - простой народ и scitum – решение = решение народа). C юридической точки зрения разницы между плебисцитом и референдумом нет. Поэтому оба термина обычно используются как синонимы. В некоторых странах плебисцитом называют референдум по очень важному вопросу, например - о государственной принадлежности территории, на которой проживают участвующие в голосовании граждане. В законодательстве Республики Беларусь используется только понятие "референдум". Установлен порядок, согласно которому решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума. За время существования суверенной Республики Беларусь референдумы проводились трижды. В 1995 г. путем референдума русскому языку наряду с белорусским придан государственный статус, введена новая государственная символика, принято решение об экономической интеграции с Россией и президенту предоставлено право роспуска парламента; в 1996 г. – утвержден новый вариант Конституции Республики Беларусь и принят ряд других решений – о переносе Дня независимости, о недопустимости свободной покупки и продажи земли и о нецелесообразности отмены смертной казни; по решению референдума 2004 г. из Конституции устранена норма, ограничивавшая двумя сроками пребывание одного лица на посту президента страны.
Важная роль отводится референдумам и таких странах, как Швейцария, Франция, Италия, Швеция, Португалия и др. Но существуют также демократические страны, где такая форма волеизъявления народа не предусматривается вообще (Бельгия, Нидерланды) или применяется только в исключительных случаях (ФРГ, Великобритания).
Многие политики и политологи считают референдумы несовершенной формой народного волеизъявления, указывая на то, что 1) референдумы сопровождаются, как правило, ограничением прав меньшинства; 2) избиратели не всегда могут принять компетентное и правильное решение по вопросам, выносимым на референдум (поэтому законодательство некоторых стран ограничивает количество выносимых на референдум вопросов и требует формулировать их таким образом, чтобы на них можно было ответить однозначно либо «да» либо «нет»); 3) референдумы иногда используются авторитарными политиками для укрепления и продления своих властных полномочий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|