Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательный процесс. Референдум как институт непосредственной демократии.




Все события, осуществляемые в ходе выборов, в совокупности составляют избирательный процесс. Он включает в себя следующие этапы:

1. Назначение выборов решением уполномоченного на то государственного органа.

Например, согласно Конституции Республики Беларусь, выборы президента назначаются Палатой представителей, а выборы Палаты представителей и Совета республики – президентом.

2. Определение избирательных округов и участков – территориальных единиц, в границах которых организуется голосование граждан.

3. Создание избирательных орга­нов, которые осуществляют руководство избирательным процессом в округах и на участках.

В Республике Беларусь это избирательные комиссии: территориальные, окружные, участковые.

 

4. Вы­движение и регистрация кандидатов. Выдвижение кандидатов может осуществляться в форме самовыдвижения, выдвижения группами избирателей, политическими партиями, общественными организациями, трудовыми коллективами. Стадия выдвижения кандидатов завершается их регистрацией в соответствующей избирательной комиссии.

 

 

5. После этого кандидаты начинают проводить свою агитационную кампанию.

Как правило, избирательная кампания ведется в форме жесткой борьбы между соперниками. Чтобы эта борьба не вылилась в острое противостояние и не привела к сбою всей кампании, она регламентируется законодательством.

 

Важнейшее условие демократичности и подлинности выборов – обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий, избирательных блоков и кандидатов. Эта цель достигается путем законодательного регламентирования:

а) расходов на проведение избирательной кампанией и выборов в целом;

б) порядка выступления кандидатов или представителей партий в СМИ;

в) полномочий государственного аппарата в осущест­влении избирательной кампании.

Успех предвыборной агитации во многом зависит от умения участников избирательной кампании пользо­ваться избирательными технологиями, т. е. различными способами воздействия на граждан с целью побудить их подать свои голоса за определенного кандидата. Для этого в наше время нередко прибегают к услугам специалистов-политтехнологов – лю­дей, чьей профессией стала организация предвыборных кам­паний. Они владеют необходимыми навыками и способны так воздействовать на сознание избирателей, чтобы изменить их поведение в нужном для заказчика направлении.

 

6. Регистрация избира­телей, т. е. включение их в списки избирателей, которые составляются по избирательным участкам и на основании которых граждане допускаются к голосованию;

7. Проведение голосования. Важнейшее требование к этой процедуре – обеспечение каждому избирателю тайны его выбора, а также присутствие на избирательном участке наблюдателей (ими могут быть представители политических партий и общественных организаций, доверенные лица кандидатов, а также представители других государств и международных организаций).

 

8. Подсчет голосов и определение результатов выборов. На этом этапе особенно важен контроль со стороны наблюдателей, потому что при подсчете голосов наиболее вероятны фальсификации;

9. Опубликование результатов выборов. В законодательстве оговариваются сроки опубликования результатов выборов.

В Республике Беларусь при выборах президента и Палаты представителей – не позднее чем в трехдневный срок.

 

Наряду с выборами депутатов и должностных лиц в современной политической практике широко используется такая форма избирательной деятельности граждан, как референдум (лат. referendum - то, что должно быть сообщено).

Референдумом называют разновидность всенародного голосования, при котором граждане выбирают не того или иного депутата или должностное лицо,а тот или иной вариант ответа на поставленный вопрос государствен­ной или общественной жизни.

Иначе говоря, во время рефе­рендума граждане выступают как законодатели либо как должностные лица, принимающие решения. Референдумы также проводятся, как правило, путем всеобщего, свободного, равного и тайного го­лосования.

Референдумы бывают разных видов в зависимости от сферы применения и предмета голосования.

По сфере применения различают общенациональные (федеральные, республикан­ские) и местные референдумы.

По предмету голосования референдумы бывают конституционными (когда ут­верждается конституция или поправки к ней) и з аконо­дательные (когда утверждается акт текущего законодательства).

Наряду с понятием "референдум" нередко употребляется понятие " плебисцит " (лат. рlebs - простой народ и scitum – решение = решение народа). C юридической точки зрения разницы между плебисцитом и референдумом нет. Поэтому оба термина обычно используются как синонимы.

В некоторых странах плебисцитом называют референдум по очень важному вопросу, например - о государственной принадлежности территории, на которой прожива­ют участвующие в голосовании граждане.

В законодательстве Республики Беларусь используется только понятие "референдум". Установлен порядок, согласно которому решения, принятые референдумом, могут быть отменены или измене­ны только путем референдума.

За время существования суверенной Республики Беларусь референдумы проводились трижды.

В 1995 г. путем референдума русскому языку наряду с белорусским придан государственный статус, введена новая государственная символика, принято решение об экономической интеграции с Россией и президенту предоставлено право роспуска парламента;

в 1996 г. – утвержден новый вариант Конституции Республики Беларусь и принят ряд других решений – о переносе Дня независимости, о недопустимости свободной покупки и продажи земли и о нецелесообразности отмены смертной казни;

по решению референдума 2004 г. из Конституции устранена норма, ограничивавшая двумя сроками пребывание одного лица на посту президента страны.

 

Важная роль отводится референдумам и таких странах, как Швейцария, Франция, Италия, Швеция, Португалия и др.

Но существуют также демократические страны, где такая форма волеизъявления народа не предусматривается вообще (Бельгия, Нидерланды) или применяется только в исключительных случаях (ФРГ, Великобритания).

 

Многие политики и политологи считают референдумы несовершенной формой народного волеизъявления, указывая на то, что

1) референдумы сопровождаются, как правило, ограничением прав меньшинства;

2) избиратели не всегда могут принять компетентное и правильное решение по вопросам, выносимым на референдум (поэтому законодательство некоторых стран ограничивает количество выносимых на референдум вопросов и требует формулировать их таким образом, чтобы на них можно было ответить однозначно либо «да» либо «нет»);

3) референдумы иногда используются авторитарными политиками для укрепления и продления своих властных полномочий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...