Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как бесы нападают на людей




Бесы редко нападают на людей с открытой злобой, а большей частью лестью, обманом вовлекают в грехи под личиной благовидной, обещая удовольствие, счастие. Хитростей у них так много и так они тонки, что только строгие, просвещенные благодатию Божиею подвижники ясно видели и разрушали их козни. Бесы действуют: а) и непосредственно на нашу душу, б) через плоть нашу, в) посредством людей, г) посредством разных вещей и обстоятельств нашей жизни.

а) Св. Подвижники (например, авва Матой) говорят, что бесы не знают нашего внутреннего состояния, сокровенных мыслей, желаний, намерений, замечают только внешние проявления, господствующие наклонности душевные и телесные, издали всевают худые помыслы и смотрят, как они приняты; в ком замечают слабые стороны, на них сначала и действуют.

б) Бесы прежде и больше всего действуют на наше самолюбие, на темпераментные склонности, плотские страсти, через них стараются вовлекать людей в грехи. Это видно из истории обольщения древним змием первых людей в раю. Польстив их самолюбию обещанием обожения, возбудив три главные страсти: похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, помрачив ими разум, змей вовлек их в грех преступления заповеди Божией и подверг величайшим несчастьям. Эти страсти диавол хотел возбудить, когда приступил к Спасителю с искушением после сорокадневного поста и молитвы в пустыне Иорданской (Мф. 4: 1-11). Диавол хитро подступает в виде советника доброжелательного, он не станет с первого раза предлагать то, что кому не нравится, а сначала присмотрится к свойствам, наклонностям, и что кому больше нравится, то и станет предлагать, и притом с постепенностью, начиная с самого малого, доходит и до великого. Например, он не станет с первого раза искушать на грубый порок, например, блуд, от которого неиспорченный человек отвращается, а сначала будет внушать ему пожалеть себя, поберечь свое здоровье, не изнурять себя воздержанием, постом: не в посте святость и спасение; успев отклонить от поста, воздержания, он внушает нечистые помыслы и желания, потом доводит и до греховных дел, а потом и вовсе порабощает пороку. С такой постепенностью, искусством диавол действует и на другие страсти и мало-помалу доводит до порочных дел, обещая за это разные удовольствия, выгоды, славу, счастье. Кто поддается его внушениям, того он мало-помалу увлекает от одного порока к другим, более тяжким, пока не доведет до глубины зол и погибели. Если диавол не успеет запутать какой-нибудь страстью внимательных к себе, то, по словам св. Иоанна Лествичника, старается ввести в другую крайность: влагает желание добродетелей, невозможных для них, побуждает искать высоких совершенств прежде времени с тем, чтобы не получили их в свое время.

в) Если кто не поддается непосредственным внушениям диавола, на того диавол начинает действовать через людей: подводить к тому людей негодных, послушных ему (бесу) во всем, для знакомства, дружества, чтобы они, расположив к себе искушаемого, мало-помалу стали отвлекать его от пути благочестия, приучать к своему худому образу мыслей, к своим нравам, привычкам, мирским обычаям и потом своими ласками под видом любви, дружбы, обещанием разных удовольствий завлекали в пороки. Если эти хитрости не удаются, то диавол уже со злостью вооружает на подвижника окружающих его порочных людей, побуждает делать над ним насмешки, порицания, уязвлять презрением, уничижением, клеветой, даже притеснением, обидами.

г) Диавол не упускает случая воспользоваться для своих козней и обстоятельствами жизни нашей: при благоприятных обстоятельствах старается внушить гордость, величавость, пренебрежение к низшим, при богатстве — роскошь, пышность и т. п., а в расстроенных обстоятельствах к естественной скорби прибавляет и свой яд ропота, уныния, старается довести до отчаяния и прочего.

После сказанных козней диавол иногда, по попущению Божию, нападает уже с явной адской злобой на подвижников благочестия, колеблет сомнениями веру в Бога, надежду и любовь к Нему, всевает в них даже хульные помыслы на священные предметы, на св. угодников Божиих, даже на Самого Бога. Этому страшному искушению подвергаются только ревностные подвижники благочестия, которых диавол не мог поколебать вышесказанными кознями; впрочем, и они подвергаются искушению, только в такой мере, в какой Бог попускает диаволу. Да и указанными кознями диавол искушает не всех людей в одинаковой мере. Он мало искушает безбожников, неверов, еретиков, раскольников, вообще неправоверующих, потому что одного неправоверия достаточно для их погибели, которой только и желает диавол. Притом такие люди всегда заражены бывают духовной гордостью, которая одна, без других пороков, может погубить душу навеки. Смирения они не могут и приобрести без благодати Божией и без правой веры в Иисуса Христа. Диавол оставляет их в покое, не вовлекает в грубые грехи, предпочитая тому пороки самомнения, самонадеянности, чтобы они больше тщеславились своей по наружности приличной, честной жизнью перед православными, достигая этим и другой цели, - поколебать православных сомнениями в правоверии и если не пороками, то этим довести до конечной погибели. Св. Иоанн Лествичник говорит: «Бесы и страсти отходят от души иногда на некоторое время, а иногда и навсегда, но многие не знают, по каким причинам они оставляют нас. От некоторых не только верных, но и неверных отошли все страсти, кроме одной (гордости). Сию одну бесы оставляют как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей, ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба».

Много коварных сетей у диавола. Не успел поколебать душу бедностью, он уловляет ее богатством. Не одолел ее оскорблениями и поношениями, вооружается на нее похвалами и славой. Не возмог обольстить душу удовольствиями, он покушается сокрушить ее невольными скорбями. Если человек побеждает диавола крепостью, диавол посылает на него болезни. Испросив себе позволение у Бога, он поражает людей тяжкими болезнями с тем, чтобы малодушные ослабели в любви ко Творцу ( святая Синклитикия ).

Известно мне, - говорит св. Иоанн Лествичник, - и другое отступление оных зверей (бесов). Оно бывает тогда, когда душа совершенно утвердится в греховных навыках. На живущих в беспечности дьявол также меньше нападает, нежели на усердных подвижников, посвятивших себя на служение Богу. Вор не пойдет в хижину бедняка, где нечего взять, а старается вломиться в кладовую богача, где много разных сокровищ, чтобы поживиться ими.

Вообще бесы искушают людей только в той мере, в какой Бог попускает им, а без попущения Божия бесы ничего не могут сделать с людьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...