Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование экономики в условиях глобализации.




Как известно, в последние десятилетия активно развивается процесс глобализации мировой экономики, который, в свою очередь, постепенно превращает все мировое хозяйство в относительно единое экономическое пространство, охватывающее глобальный мировой рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний. В связи с этим все большее внимание уделяется изменению роли государства в условиях глобализации.

В большинстве стран под влиянием глобализации происходит смена социально-экономических ориентиров, а общенациональные задачи уходят на второй план.

Национальное государство столкнулось со своеобразной проблемой, когда оно в условиях все более возрастающей взаимозависимости национальных хозяйств постепенно теряет возможность эффективно использовать свои традиционные рычаги макроэкономического регулирования: курс национальной валюты, импортные барьеры, пошлины, квоты. Безусловно, государство использует эти механизмы, но с оглядкой на другие страны, международные организации. Глобализация, существенно ослабив традиционные национальные системы государственного регулирования экономики, в то же время не привела к созданию таких международных, а тем более наднациональных механизмов регулирования, которые восполняли бы возникший в результате этого пробел.

Для поддержания конкурентоспособности в современном мире государству приходится жертвовать определенной долей суверенитета.

Глобализация привела к тому, что ни одно государство не в состоянии существовать без активного взаимодействия с международной системой. Углубление взаимозависимости государств ограничивает их свободу выбора в области как внешней, так и внутренней политики.

К началу 21 века насчитывалось около 3 тыс. межправительственных организаций, которые регулируют различные области экономики, политики, культуры, экологии и пр. В связи с этим не прекращаются дебаты о степени влияния на государственный суверенитет международных организаций. Вступая в международные организации, государства добровольно делегируют часть своих полномочий.

Общепризнанными институтами глобализации являются такие международные организации как ВТО, МВФ и Всемирный банк, контролируемые странами «большой семерки».

Известно, что именно США достаточно эффективно обеспечивают свои интересы при помощи указанных трех международных организаций, где они играют доминирующую роль. Развивающимся странам, которые нуждались в финансовой помощи (кредитах, инвестициях и пр.) из вне и прибегающим к услугам международных организаций, предлагались одинаковые условия, которые не учитывали специфики данных стран, их уровня развития и национального благосостояния.

Как известно, правила ВТО ревностно защищают равенства прав всех субъектов рынка вне зависимости от уровня их зрелости и готовности к суровой глобальной конкуренции.

По мнению некоторых западных социологов (например, Кастельса М.) механизм внедрения глобализации сводился к политическому давлению посредством прямых действий правительства или через деятельность МВФ, Всемирного банка и ВТО.

Глобальная экономика в решающей мере контролируется крупным капиталом, который является доминирующей экономической силой. В настоящее время в мире насчитывается около 40 тыс. ТНК, которые контролируют свыше 250 тыс. зарубежных филиалов. В связи с этим государства весьма ограничены в возможности контроля за деятельностью ТНК как внутри страны, так и за ее пределами. Само развитие глобализации нуждается в сильном и дееспособном национальном государстве, в том числе для противодействия негативным последствиям деятельности ТНК.

Г.П. Черников выделяет 2 направления анализа взаимодействия корпораций и государства:

1. Ограничив в последнее время сектор непосредственной предпринимательской деятельности государства, корпорации усиливают использование функций государственного регулирования. Цель заключается в повышении устойчивости и улучшении макроэкономических показателей национальной экономики.

2. Особую роль играет государство как поставщик инвестиций для корпораций, прежде всего, в сферу развития науки и техники. 

В условиях глобализации увеличивается влияние бизнеса как на внутреннюю жизнь государства, так и на глобальную систему. Однако перед государством стоит задача состыковки «капитала и государства с целью максимальной концентрации возможностей стран». Весьма спорно противопоставление государствам ТНК в качестве носителей экономической и политической власти. Сами ТНК не имеют ни легитимности, ни достаточных ресурсов в качестве структур регулирования. Ведь не стоит забывать, что помимо экономических, социальных функций, функций интеграции в мировую экономику государство выполняет те функции, которые не в силах выполнить ни одна ТНК: оборона страны, охрана прав и сторон граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Проявление глобальной конкуренции имеет четко выраженный национальный оттенок. Это означает, что представители далеко не каждой страны участвуют в глобальной конкуренции. Глобализация «замыкается» в круге развитых стран, к которым присоединились несколько крупных азиатских государств, прежде всего Китай, в то время как значительная часть мира остается ею, по сути, не затронутой.

Во многом представление о кризисе национальных государств основано не на их ослаблении как таковом, а на растущем несоответствии возможностей даже наиболее сильных из них «обращаемым сегодня к ним ожиданиям». Однако, как бы несовершенны они ни были с этой точки зрения, никаких альтернативных инструментов, лучше адаптированных к решению современных проблем, глобализация не порождает.

В отечественной и зарубежной экономической науке проблемы функциональной деятельности государства исследуются с разных позиций в рамках неоклассической, неокейнсианской, эволюпионно-институциональной теорий. Общепризнанный вклад в эти разработки внесли: А. Смит, Д. Рикардо, Дж. М. Кейнс, М. Фридман, Дж. Хорн, Дж. М. Бьюкенен, Д. Норт и др.

Проблемы глобализации в различных ее аспектах стали разрабатываться в научном сообществе сравнительно недавно, но достаточно активно. Признанными авторитетами в этих исследованиях стали такие зарубежные ученые как И. Валлерстайн, П. Савона, Э. Гидденс, Л. Склэр, А. Неклесс, Дж. Сорос, Дж. Белл, М. Кастельс, К. Зегберса, Р. Робертсон. Среди российских экономистов, занимающихся проблемами глобализации и ее воздействия на национальные экономики известны О. Богомолов, А. Блинов, М. Делягин, С. Долгов, Э. Кочетов, В. Иноземцев, Ю. Яковец, Ю. Шишков, Р. Кучуков, А. Савка. Деятельность современных транснациональных корпораций и международных организаций и их роль в развитии экономики раскрывается в работах Г. Чибрикова, Н. Вафиной, Е. Мазуровой, Р. Зименкова, Е. Романовой, М. Бабиной.

Глобальные перемены поставили на первый план такие проблемы как изучение трансформаций в национальном хозяйстве, в механизмах их регулирования, осуществляемых в первую очередь таким экономическим субъектом как государство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...