Система методов государственного регулирования экономики.
Главной целью государственного регулирование экономики является обеспечение экономической и социальной стабильности и укрепление экономической безопасности государства. К государственному регулированию также относят усовершенствование отраслевой и региональной (территориальной) структуры хозяйствования, улучшение окружающей среды, комплексное развитие областей народного хозяйства. Под методами государственного регулирования экономики понимают способы влияния государства с помощью законодательных и исполнительных органов на сферу производственной и предпринимательской деятельности, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности согласно национальной политики государства. Методы государственного регулирования экономики классифицируются по двум признакам: 1. по формам влияния методы: - прямого регулирования; - непрямого регулирования. 2. по способам влияния методы: - правовые; - административные; - экономические; - пропагандистские. Основным инструментом прямого государственного регулирования являются: - нормативно-правовые акты; - макроэкономические планы и целевые комплексные программы; - государственные заказы; - централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты; - бюджетные затраты, лимиты и другое. К косвенным методам регулирования зачисляют инструменты фискальных, бюджетных, денежно-кредитных, инвестиционных, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального разуверения. Правовые методы регулирования - это методы влияния, инструменты и процедуры реализации государственной власти. Предметом правового регулирования экономики являются:
- отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности; - отношения «внутри» государства, между его органами по поводу разделения распоряжений, определение их правового статуса; - отношения между субъектами хозяйственной деятельности (производитель - посредник, заказчик - подрядчик, должник - кредитор и др.); - экономические отношения между людьми, задействованными в государственно-управленческих процессах для решения как государственных, так и собственных проблем. Административные методы государственного регулирования экономики - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с точки зрения защиты интересов граждан, общества в целом, естественной среды. Основными инструментами административного регулирования, как уже отмечалось, являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.п.. Экономические методы ГРЭ создают экономические условия, которые побуждают субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать любые задачи в интересах государства и народа. Регулирование с помощью экономических методов дает возможность субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведения. Экономическое регулирование осуществляется с помощью инструментария фискальных, бюджетных, налоговых, денежно-кредитных, амортизационных и других направлений государственной экономической политики. Пропагандистские методы ГPЭ - это обращения государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, рабочего, служащего и др.). Важнейшими принципами в государственном регулировании экономической политики должны быть такие.
1. Минимальное прямое вмешательство в экономические процессы, то есть содействие повышению самостоятельности в производственной деятельности предприятий. 2. Оптимальная децентрализация производства, усиление курса проведения региональной политики в развитии экономики и ответственность регионов за их развитие. 3. Опосредствованное влияние соответствующих властных структур на субъекты хозяйствования с помощью экономических регуляторов и нормативов. 4. Государственный заказ на продукцию, производство которой зависит от территориальных факторов (зерно, сахар, масло и т.п.). 5. Осуществление надлежащего контроля за внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования. 2. Государственная финансовая поддержка субъектов хозяйствования. Важнейшим в государственном регулировании развития экономики является финансовая политика государства. Финансы в общем их трактовании означают применение разнообразных способов распределения внутреннего валового продукта (ВВП) на централизованные и децентрализованные фонды денежных ресурсов. В Украине финансовую систему образовывают: государственный и местные бюджеты, или так называемый консолидированный бюджет; финансы предприятий всех форм собственности; централизованные государственные и прочие фонды; фондовый рынок. Государственный бюджет - это годовой план государственных затрат и источников их покрытия. Взаимосвязи бюджета с другими звеньями финансовой системы регулируются действующим законодательством. Совокупность всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы, являются сведенным бюджетом Украины. Основным источником формирования государственного бюджета Украины является ее национальный доход. Национальный доход – это та часть стоимости совокупного общественного продукта, которая остается после возмещения материальных затрат. Бюджет государства формируется через систему налогообложения юридических и физических лиц, поступлений от внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, от приватизации государственных предприятий (организаций), взносов предприятий и организаций в специальные общегосударственные фонды.
Основными направлениями использования расходов государственного бюджета является финансирование потребностей народного хозяйства. Сюда включают: - развитие приоритетных областей экономики и их структурную перестройку; - финансирование государственных услуг общего назначения (государственное управление, удержание законодательных, исполнительных и судебных органов; международную деятельность, национальную оборону, обеспечение общественного порядка и безопасности и т.п.); - расходы государственных целевых фондов; - расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (создание резервных фондов, трансферты общего характера и т.п.). По экономическим характеристикам расходы всех бюджетов делятся на текущие расходы и расходы развития. Текущие расходы - это затраты бюджетов на финансирование сети предприятий (учреждений, организаций, органов) и финансирование мероприятий социальной защиты населения и т.п. Расходы развития - финансирование инвестиционной и инновационной деятельности (капитальные вложения, финансирование структурной перестройки экономики, субвенции и прочие затраты, связанные с расширенным воспроизведением). Также поддержка субъектов хозяйствования осуществляется в следующих формах: Дотации (лат. dotare - поставлять) осуществляются для сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов и покрытия кассовых убытков отдельных государственных предприятий. Субсидии (лат. subsidium - помощь) - помощь, которая выплачивается из государственного бюджета с целью поддержки населения, а также определенных видов предпринимательской деятельности, сфер и областей народного хозяйства, развитие которых имеет большое значение для развития экономики. Субвенции (лат. subvenire - приходить на помощь) - один из видов государственной финансовой помощи центральным или местным органам власти, которая предоставляется для конкретных целей. Субвенции могут использоваться также для санации предприятий, которым угрожает банкротство.
3. Налоговое регулирование производственно-хозяйственной деятельности. Налог – это обязательный платеж, который взымается в бюджет с юридических и физических лиц. Налоговая система базируется на таких принципах: - стабильности налоговой системы; - обязательности уплаты налогов; - социальной справедливости при определении налогов, сборов и обязательных платежей; - предусмотрение соответствующих льгот для определенной категории плательщиков; - едином подходе к разработке законов о налогообложении. Система налогообложения в Украине внедрена соответственно закону Украины «О системе налогообложения». Этим законом определены налогоплательщики, их права и обязанности, объекты налогообложения, виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, взносов в государственные целевые фонды, а также порядок взыскания установленных налоговых платежей, сборов и взносов. К общегосударственным налогам и сборам принадлежат: подоходный налог с граждан; налог на прибыль предприятий; налог на добавленную стоимость; акцизный сбор; плата за землю; плата за использование лесных ресурсов; плата за специальное пользование водными ресурсами; за пользование недрами; сбор за загрязнение окружающей естественной среды; гербовый сбор и др. Подоходный налог с граждан платится по месту получения источника дохода или по месту проживания. Объектом налогообложения у граждан, которые имеют постоянное местожительство в Украине, есть совокупный налогооблагаемый доход за календарный год (он состоит из месячных совокупных налогооблагаемых доходов), полученный ими из разных источников как в Украине, так и за ее пределами. Налог на прибыль предприятия обеспечивает приблизительно 5,5 % доходов бюджета. Налогоплательщиками на прибыль являются субъекты хозяйствования, которые являются юридическими лицами и получают доходы от коммерческой деятельности. Объектом налогообложения является прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода на суму валовых затрат налогоплательщика и на суму амортизационных отчислений. От уплаты налогов освобождаются: 1. Предприятия или новые производства, созданные специально для изготовления новой техники с использованием запатентованного изобретения, приобретенной лицензии (на протяжении пяти лет). 2. Предприятия, которые изготовляют новую продукцию, которая не изготовлялась другими предприятиями Украины или может быть заменителем импортных машин и оснащения (в первый год производства - полностью, на второй год - 50 % от ставки налога).
3. Малые предприятия (на протяжении первого года функционирования - на 50 % от ставки налога). Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, включенный в цену товара, который составляет часть прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и предоставления услуг или после таможенного оформления. Налогоплательщиками на добавленную стоимость являются предприятия, международные организации, которые расположены на территории Украины, граждане Украины, а также иностранные граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Объектами налогообложения являются обороты от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и подверженных обработке, переработке или приобретенных. Налог на добавленную стоимость включается в цену товаров в размере 20 % к налогооблагаемому обороту. От налога на добавленную стоимость освобождаются: 1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые проводятся за счет государственного бюджета; 2) экспорт товаров и связанные с этим транспортные услуги, транзит иностранных грузов через территорию Украины; 3) уголь и электроэнергия; 4) стоимость работ по строительству объектов социальной сферы и жилья; 5) театрально-зрелищные, культурно-образовательные и спортивные мероприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|