Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Маркетинг в России. Этапы его развития и проблемы.




Практика и история развития маркетинга в России.

В России можно выделить насколько периодов развития маркетинга. Первым периодом можно выделить временной промежуток с 1880 по 1917 гг. В данном промежутке времени шло быстрое развитие промышленного потенциала России на основах предпринимательства. В этом периоде использовалось много элементов маркетинга Российского предпринимательства. Российское предпринимательство широко использовало печатную и настенную рекламу. Примером можно считать проведения в России большого количества ярмарок и выставок. Русские предприниматели учувствовали в международных выставках, в частности Парижских выставках, занимая призовые места. К социальной сфере и учреждениям культуры широко практиковалась меценатство предпринимателей. Предприниматели проводили гибкую ценовую политику, использовали различные элементы сбыта. Индустрия производства средств упаковки была развита в России.

К сожалению целостной системы маркетинга, в России не существовало. Отдельные проблемы маркетинга рассматриваются в рамках других экономических дисциплин. Если в некоторых университетах США в начале XX века существовал курс «методы маркетинга», то в Российских университетах данного курса не было. Отдельные элементы маркетинга преподавались в коммерческих училищах.

В 1917 году было полностью прервано развитие теории и практики маркетинга в России. В течении пяти лет в стране был огромный дефицит всех товаров, была уничтожена или разрушена значительная часть промышленных мощностей. Все это было связано с первой мировой войной, двумя революциями 1917 года, гражданской войной. В данные годы была жесткая распределительная система «военного коммунизма».

С 1922 года по 1928 был третьим периодом развития Российского маркетинга, он был связан с новой экономической политикой введенным В. И. Лениным. Появилось несколько научных организаций, занимающихся проблемами маркетинга. Достижением явилась разработка Н. Д. Кондратьевым теория «деловых циклов». Возобновилось обучение элементам маркетинга в коммерческих училищах.

В советской России с 1929 года развитее маркетинга опять наступает длительный перерыв. В стране вводится жесткая командно-распределительная система, появляется всеобщий дефицит товаров. Период, в течение которого было забыто даже само слово маркетинг, продлится до конца 50-x годов.

Новый этап в развитии Российского маркетинга начался в конце 60-х начале 70-х годов и связан с так называемой «разрядкой международных напряженности». На данном периоде экономика в СССР нуждалась в развитии международных экономических связей для продаж своей продукции и закупки товаров народного потреблении и продовольствия. К досадным провалам приводило незнание основ маркетинга в других странах. Данные провалы привели к обучению новых кадров отечественных специалистов, которые владели бы маркетингом и занимались собственными научными исследованиями в этой области. Но готовили специалистов только по международному маркетингу. Отечественных специалистов по маркетингу начали обучать сначала за рубежом, потом в России. Каждый год государственная система готовила 200-300 специалистов в области маркетинга. В практике шло копирование опыта стран с развитой рыночной экономикой во внешне торговой деятельности советских организаций предприятий.

В 1985-1986 начинается новый этап в развитии Российского маркетинга с началом реформ М. С. Горбачева. Была активизирована деятельность в области международного маркетинга. В 1987 году создается консультационный центр, оказывающий советским предприятиям квалифицированные маркетинговые услуги.

В 1989 году около ста министерств союзного значения держали под своим контролем 57% производственной промышленной продукции; свыше 800 союзно-республиканских министерств и ведомств диктовали свои условия в производстве, доставке и реализации на рынке 3% промышленных товаров. Таким образом, свободно производимой продукции на рынке Советской России не было.

На фоне этой неблагоприятной для маркетинга ситуации в конце 80-х годов появились некоторые положительные моменты. С уменьшением влияния государства на экономику, предоставлением большей самостоятельности предприятиям. Данная самостоятельность вместе с объективными финансовыми затруднениями заставляет предприятия отказываться от покупки продукции предприятий-монополистов и искать альтернативы.

С началом перехода к рынку, сокращением и ликвидацией ряда государственных источников финансирования науки финансовое положение множества научных организаций стало просто критически, что вызвало отказ от уже ранее сделанных заявок.

На рубеже 1992 – 1993 годов в экономике России произошли изменения, которые позволяют говорить о начале нового этапа в развитии Российского маркетинга. Макроэкономические показатели России продолжали ухудшаться, но реформы начатые правительством Е. Гайдара, привели к значительному иному характеру экономических отношений в Российской экономике. Сдвиги были видны, в таких крупных городах как, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, где маркетинг необходим большинству фирм.

Таким образом, было рассмотрена эволюция российского маркетинга. Мы увидели, что маркетинг в России за свою короткую историю прошел насыщенный путь с множеством противоречий, но сейчас вступил на качественно новый этап, когда маркетингу отводится все более ответственная роль на предприятии.

Особенности развития российского маркетинга.

Видно, что в нашей стране применение маркетинга как цельной концепции рыночного управления скорее исключение, нежели правило. Речь идет больше об организациях, выпускающие продукцию или услуги, предназначенные для массового потребителя. Такие организации действуют в условиях конкурентной борьбы на рынках, где доминируют потребители. К таким организациям относятся, прежде всего частные и акционерные предприятия небольших и средних размеров, которые быстро адаптируются к рыночной экономике.

В условиях рыночных отношений можно выделить некоторые факторы, препятствующие применению маркетинга:

· Диктат производителя(монополизм)

· Психологические барьеры на пути к рынку

· Криминогенный характер рыночных отношений.

Первый фактор проявляется в навязывании потребителю необходимых ему продуктов по высоким ценам, при невозможности выбора нужного товара, слабости законодательной базы по защите интересов потребителей. Последняя поставлена в полную зависимость от производителя, который и без маркетинга легко реализует свою продукцию по высоким ценам, снижая ценовую конкурентоспособность, конечной продукции.

Психологические барьеры на пути к рынку, прежде всего, выражаются в отсутствии рыночной мотивации у значительной части руководителей, специалистов и населения. Мы традиционно привыкли получать от государства зарплату, жилье, помощь в решении многих свих проблем. Государство решало, что производить, кому сбывать продукцию, обеспечивало ресурсами. Неразвитость рыночного менталитета является серьезным тормозом в осознании необходимости использования концепции маркетинга.

Многие руководители и специалисты традиционно мыслят производственными, а не рыночными категориями. К сожалению, в условиях перехода к рынку, менталитет многих руководителей изменяется не достаточно быстро. Источником процветания и в то же время трудностей прежде всего является внешняя предпринимательская среда, запросы и возможности потребителей.

Другой российской особенностью перехода к рынку является взятие под контроль рынков различных продуктов криминальными и полукриминальными структурами. Часто, можно столкнутся с тем, что фирмы недопонимают, что маркетинговое исследование, производимое действительно специалистами, - это очень дорогое удовольствие, и в связи с этим они не готовы платить такие деньги за исследование, таким образом, тратя лишь часть денег, необходимых на комплексное исследование или проведение не дали о себе знать или практически не заметны.

Можно надеяться, что власти в России, в конце концов, создадут условия для правового развития деловой активности по понятным и законным правилом. В таком случае и будет рост маркетинга как «законного» инструмента повышения эффективности деятельности организаций и предприятий. Некоторые из фирм содержат в своем штате отдельную службу маркетинга. Однако это является дорогим удовольствием для маленьких фирм. Целесообразнее обращаться к сторонним фирмам, способным производить такую работу, скажем, раз в пол года.

На мой взгляд, главной проблемой, является консерватизм многих руководителей российских предприятий, не понимающих до конца значение маркетинга, его выгоды, вытекающие из правильного применения маркетинговых концепций. Этим и отличается отечественные фирмы от зарубежных, где маркетингу отводится ведущая роль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...