От степени ответственности передач
Тема 7. Корпусные детали Все корпусные детали по назначению можно разделить на следующие группы (рис. 3.4.74): - станины, рамы; - основания фундаментные плиты; - корпусные детали узлов: - корпуса, коробки, цилиндры; - стойки, кронштейны и другие неподвижные поддерживающие детали; - столы, суппорты, ползуны и другие подвижные корпусные детали; - кожухи и крышки.
Рис. 3.4.74. Корпусные детали: а – простые станины горизонтальных машин; б – простые станины вериткальных машин; в – портальные станины; г – кольцевые станины корпуса; д – станины поршневых машин, блоки цилиндров; е – несущие системы подъемно-транспортных машин; ж – основания, плиты; з – коробки; и – стойки, кронштейны; к – поперечины, ползуны; л – столы, салазки, суппорты; м – крышки, кожухи Станины несут на себе основные узлы машин, обеспечивают их правильное взаимное расположение и воспринимают основные силы, действующие в машине. Плиты поддерживают машины и приводы машин, состоящие из отдельных агрегатов, а также вертикальные машине. Коробки и другие корпусные детали заключают в себе или поддерживают механизмы машин. Корпусные детали в значительной степени определяют работоспособность и надежность машин по критериям виброустойчивости, точности работы под нагрузкой, долговечности (при наличии направляющих или других изнашиваемых поверхностей). В стационарных машинах корпусные детали составляют до 70–85 % массы машин. Поэтому мероприятия по экономии материалов наиболее эффективны в отношении снижения массы корпусных деталей.
Критерии работоспособности и надежности корпусных деталей: прочность, жесткость, долговечность. Прочность является основным критерием для корпусных деталей, подверженных большим нагрузкам, главным образом, ударным и переменным. Жесткость служит основным критерием работоспособности большинства корпусных деталей. Повышенные упругие перемещения в корпусных деталях обычно приводят к неправильной работе механизмов, понижению точности работы машин, способствуют возникновению колебаний. Долговечность по износу имеет большое значение для корпусных деталей с направляющими или цилиндрами, выполненными за одно целое, без накладок или гильз. Ресурс остальных корпусных деталей обычно больше срока службы машин по их моральному износу (старению конструкции). Выбор материала. Выбор материала для изготовления корпусных деталей подчиняется указанным выше основным критериям работоспособности и технологическим требованиям. Корпусные детали по условию жесткости изготовляют из материалов с высоким модулем упругости, допускающих совершенные формы, т. е. из чугуна и сталей без термической обработки. Термическая обработка крупных деталей затруднена, и она не повышает модуль упругости материала. Корпусные детали в транспортных машинах, например, картерах двигателей, а также подвижные детали стационарных машин, например, поршни, нагружаемые большими массовыми инерционными силами, часто выполняют из легких сплавов, которые обладают повышенной прочностью, отнесенной к единице массы. Большинство корпусных деталей отливают из чугуна. Это объясняется возможностями получения сложных геометрических форм, относительно невысокой стоимостью при серийном изготовлении, в котором стоимость моделей раскладывается на значительное количество отливок.
Сварные корпусные детали применяют для уменьшения массы и габаритов, а в индивидуальном и мелкосерийном производстве также для удешевления и ускорения производства. Сварные детали выполняют: из элементов простых форм – в слабо оснащенном и индивидуальном и мелкосерийном производствах; из гнутых элементов – в достаточно хорошо оснащенном серийном производстве; из штампованных элементов, обеспечивающих совершенные, обтекаемые формы, – в крупносерийном и массовом производствах. Большие перспективы, главным образом, в тяжелом машиностроении имеют сварно-литые конструкции, так как они значительно упрощают отливки. Корпусные детали, которые должны иметь минимальную массу, но не подвергаются существенным нагрузкам и не требуют высокой стабильности размеров, успешно изготовляют из пластмасс. К этим деталям относятся корпуса переносных и ручных машин и инструмента, приборов; крышки, кожухи и т. д. Корпусные детали, работающие на изгиб и кручение, целесообразно выполнять тонкостенными с толщиной стенок, обычно определяемой по технологическим условиям (условиям хорошего заполнения форм жидким металлом). Детали, работающие на кручение, нужно по возможности выполнять с замкнутыми сечениями, а работающие на изгиб – с максимальным отнесением материала от нейтральной оси. При необходимости изготовления окон для использования внутреннего пространства не следует их совмещать по длине; ослабление целесообразно компенсировать отбортовками или жесткими крышками. Необходимая жесткость стенок обеспечивается соответствующим оребрением. Внутренние стенки и ребра охлаждаются медленнее, чем наружные, поэтому их толщины по условию одновременного остывания с наружными рекомендуют выбирать равными 0,8 от толщины наружных. Высота ребер должна быть не больше их пятикратной толщины. Стенки стальных отливок по технологическим условиям выбирают на 20–40 % толще, чем чугунных. Цветные литейные сплавы допускают значительно меньшие толщины стенок, чем чугун. Толстые стенки в отливках применяют при стесненных габаритах деталей. Стенки должны быть по возможности постоянной толщины. Если невозможно выдержать постоянную толщину стенок, необходимо предусматривать плавные переходы, чем чугун. Толстые стенки в отливках применяют при стесненных габаритах деталей. Стенки должны быть по возможности постоянной толщины. Если невозможно выдержать постоянную толщину стенок, необходимо предусматривать плавные переходы. Отливки при остывании должны иметь возможность свободной усадки во избежание значительных остаточных напряжений.
В литых деталях во избежание скопления неметаллических включений и образования газовых раковин следует избегать больших плоских поверхностей, если они по условию формовки должны располагаться горизонтально. Для облегчения изготовления моделей геометрические формы элементов отливок должны быть таковы, чтобы позволять удобную обработку на станках, т. е. очерчиваться плоскостями, цилиндрическими и коническими поверхностями. Необходимо особо заботиться о простоте формовки. Следует стремиться к тому, чтобы формовка простых отливок была возможна в одной полуформе или чтобы формовка осуществлялась с одним плоским разъемом. Для облегчения удаления моделей из форм желательно, чтобы боковые стенки имели небольшие конструктивные уклоны,иначе необходимо предусматривать литейные уклоны как на наружных, так и на внутренних поверхностях. Следует по возможности избегать конструктивных форм деталей, требующих применения стержней и отъемных частей на моделях. Контрольные вопросы Общие вопросы проектирования 1. Что называют деталью и сборочной единицей? 2. Назовите основные критерии работоспособности деталей. 3. Перечислите стадии конструирования машин. 4. Что дает автоматизация проектирования? 5. Фрикционные передачи (механизмы) Какую передачу называют фрикционной? 6. Для чего необходимо прижатие звеньев передачи и какими способами его осуществляют? 7. Для чего в расчет передач вводят запас сцепления? 8. Назовите причины выхода из строя фрикционных передач. Ременные передачи 1. Каково назначение ременных передач и их основные достоинства?
2. С какими эффектами связано упругое скольжение ремня в передаче? 3. Чем определяется передаточное отношение передачи? 4. Какие напряжения возникают в ремне при работе? 5. Каким образом можно повысить долговечность ремня передачи? 6. Какие типы передач применяют в механизмах? 7. Что собой представляет зубчато-ременная передача и какие критерии определяют ее работоспособность? Зубчатые передачи 1. Для каких целей используют зубчатые механизмы? 2. По каким признакам классифицируют зубчатые передачи? 3. Что называют передаточным числом зубчатой передачи и как определить передаточное отношение ряда колес? 4. Какие силы возникают в зацеплениях цилиндрических и конических колес? 5. Назовите и охарактеризуйте распространенные виды повреждений зубьев передач. 6. Какие передачи рассчитывают на контактную прочность и на изгиб? 7. Укажите конструктивные методы повышения надежности зубчатых передач. 8. Из каких основных материалов изготавливают зубчатые колеса? 9. В чем состоят особенности конструкции и расчетов планетарных передач? 10. В чем состоят особенности образования механического привода? Цепные передачи 1. Каково назначение цепных передач и их преимущества перед ременными передачами? 2. Какие типы цепей используют в передачах? 3. Какие виды повреждений распространенны в передачах и какие критерии используют для оценки их работоспособности? Передачи «винт – гайка» 1. Каково назначение передач типа «винт – гайка»? 2. Какие виды повреждений характерны для таких передач и по каким критериям оценивают их работоспособность? 3. По каким соображениям гайки передач изготовляют из антифрикционных материалов? Валы, оси и муфты 1. Каково назначение валов и осей и как их классифицируют? 2. Укажите формы сопряжения переходных участков и ступеней валов. 3. Какие расчетные модели используют в расчетах валов? 4. Для чего используются муфты? 5. Назовите и охарактеризуйте основные типы компенсирующих и упругих муфт. 6. Для каких целей используют сцепные муфты? Опоры валов и осей 1. Что представляет собой подшипник скольжения? 2. Какие типы подшипников (по виду трения и нагрузки) применяют в механизмах, машинах и приборах? 3. Как условия работы подшипника скольжения зависят от угловой скорости вращения цапфы? 4. Какие виды повреждений типичны для подшипников скольжения и по каким критериям оценивают их работоспособность? 5. Из каких деталей состоит подшипник качения? 6. По каким признакам и как классифицируют подшипники качения? 7. Какие виды повреждений распространены в подшипниках качения и по каким критериям оценивают их работоспособность?
8. Как распределяется нагрузка между телами качения? 9. Что называют статической и динамической грузоподъемностью подшипника качения? 10. Что понимают под эквивалентной нагрузкой на подшипник? 11. Как осуществляется подбор подшипников качения? 12. Каким образом осуществляют фиксирование подшипников в корпусах? 13. Неразъемные соединения элементов конструкций 14. Какие виды соединений дуговой и газовой сварки применяют в конструкциях? 15. Как формулируется условие прочности стыковых и нахлесточных соединений? 16. Какие достоинства имеют паяные и клеевые соединения по сравнению со сварными и как оценивают их прочностную надежность? 17. Укажите типы заклепочных соединений, используемые в конструкциях. 18. По каким критериям оценивают работоспособность заклепочных соединений? ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Теоретическая механика Практикум по теме «Система сходящихся сил»
Ответ: S 1 = 13,36 кH; S 2 = – 8 кH; S 3 = – 28,86 кH.
Ответ: Р = 2,69 кН; N = 1 кН.
Ответ: RA = 25,07 kH; T = 23,76 kH
Ответ: Т = 22 кН; F = 9,16 кН.
Ответ: RA = 866 Н, RB = 500 Н.
Тестовые задания по теме «Система сходящихся сил» 1. Какое действие оказывают силы на реальные тела? а) силы изменяют форму или размеры реального тела; б) силы изменяют движение реального тела; в) силы изменяют характер движения и деформируют реальные тела. 2. Какое изображение вектора содержит все элементы, характеризующие силу?
3. Как взаимно расположены равнодействующая и уравновешивающая силы? а) они направлены в одну сторону; б) они направлены по одной прямой в противоположные стороны; в) их взаимное расположение может быть произвольным 4. Какой многоугольник сил соответствует уравновешенной системе сходящихся сил?
5. Укажите, какой вектор силового многоугольника является равнодействующей силой.
б) АВ; в) ВС; г) СD; д) OD 6. Определите, будет ли находиться в равновесии тело, к которому приложены силы, направленные по одной прямой: F 1 = 16 кН; F 2 = -20 кН; F 3 = 14 кН; F 4 = -6 кН; F 5 = 10 кН а) будет; б) не будет. 7. При каком значении угла между линиями действия двух сил а) 0°; б) 90°; в) 180°; г) 270°; д) 360° 8. Почему силы действия и противодействия не могут взаимно уравновешиваться? а) эти силы не равны по модулю; б) они не направлены в противоположные стороны; в) они приложены к разным телам. 9. Три непараллельные силы, равные по модулю, уравновешены, Какие углы должны составлять между собой их линии действия? а) 0°; б) 90°; в) 180°; г) 120°; д) 270°; е) 360°. Практикум по теме «Теория пар сил»
Решение. Рассмотрим равновесие самолета. К нему приложены две заданные силы (сила тяги ( Поместим начало координат в центре тяжести самолета, в точке C, ось X направим по направлению полета, ось Y – по вертикали вверх. Имеем плоскую систему произвольно расположенных сил, составим три уравнения равновесия:
Y го= Pb + Ga / L – a = 5·0,06 + 30·0,1 /4,9 = 673 H. Из второго уравнения: Y = Y го + G = 30,673 кH.
Ответ: T 1 = 1,44 кН; XA = – 1,18 кН; YA = – 3,7 кН.
Ответ: RA = 1,5 кН; RB = 2,1 кН.
Ответ: Х = 2,8 кН; Y = 1,7 кН; М = –5,35 кН∙м
Ответ: G = 146 Н; XA = 73 Н; YA = 173 Н.
Ответ: R = Rz = 2 кН; Мx = 1 кН∙м; Мy = 0,2 кН∙м.
Задача 7. На лонжерон киля действует сила (Р), равная 80 кН. Определите реакцию крепления лонжерона к фюзеляжу в точке А, считая крепление жесткой заделкой, при несимметричном нагружении лонжерона стабилизатора, если Y 1 = 40 кН, Y 2 = 70 кН, a = 2,2 м, h = 2,4 м (рис. 4.1.13). Ответ: RAX = 80 кH; R AY = 110 кH; M = 126 кH×м.
Тестовые задания по теме «Теория пар сил» 1. Определите, на каком рисунке изображена пара сил.
2. Что необходимо знать для определения эффекта действия пары сил? а) величину силы и плечо пар б) произведение величины силы на плечо; в) величину момента пары и направление.
3. Как можно уравновесить пару сил? а) одной силой; б) парой сил. 4. Эффект действия пары сил на тело: а) зависит от ее положения в плоскости; б) не зависит от ее положения в плоскости. 5. Момент пары сил равен 100 Н×м, плечо пары составляет 0,2м. Определите величину сил пары. а) 100 Н; б) 200 Н; в) 500 Н. 6. Как изменится величина сил пары, если плечо увеличить в два раза при сохранении величины момента? а) уменьшится; б) увеличится. 7. Пары сил действуют в плоскостях, перпендикулярных одной прямой. Можно ли их алгебраически складывать? а) можно; б) нельзя. 8. Зависят ли величина и направление момента силы относительно точки от взаимного расположения этой точки и линии действия силы? а) не зависят; б) зависят. 9. В каких случаях момент силы относительно оси равен нулю? а) когда сила параллельна оси; б) когда линия действия силы пересекает ось; в) когда сила и ось расположены в одной плоскости. 10. Зависит ли момент присоединенной пары сил от расстояния точки приведения до линии действия силы? а) не зависит; б) зависит 11. Зависят ли величина и направление главного вектора от центра приведения а) не зависит; б) зависит. Практикум по теме «Система произвольно расположенных сил» Задача 1. Определите реакции опор А и В балки, находящейся под действием двух сосредоточенных сил и равномерно распределенной нагрузки. Интенсивность распределенной нагрузки, величины сил и размеры указаны на рис. 4.1.14. Ответ: XA =2,6 кН; YA = 4,2 кН; XB = 15,6 кН. Задача 2. Определите реакции опор А, В, С и шарнира D составной балки, изображенной на рисунке, если Q = 5 кН, Р = 6 кН; q = 1,75 кН/м (рис. 4.1.15). Ответ: XA = 3 кН; YA = 13,8 кН; YB = –6,6 кН; Y C = 10 кН; XD = 0; YD = ±5 кН.
Задача 3. Вал узла привода агрегатов с зубчатыми колесами закреплен в подшипниках A и B. Радиусы колес r 1 = 0,06 м и r 2 = 0,1 м. На колеса действуют силы: Т 1 = 3 кН и Т 2 = const, параллельные оси Ax, P 1 = 1,2 кН и P 2 = 0,6 кН, параллельные оси Az, S = 0,9 кН, параллельная оси Ay. Линейные размеры вала: a = 0,03 м, b = 0,04 м, d = 0,06 м. Определите реакции подшипников и силу Т 2. M = 1,3 кH×м (рис. 4.1.16). Ответ: Т 2 = 1,8 кН; RAX = –1,56 кН; RBX = 0,36 кН; RAY = 0,9 кН; RAZ = 1,92 кН; RBZ = –0,12 кН.
Задача 5. Однородная прямоугольная пластина ABCD со сторонами AB = CD = 0,4 м, b = 0,5 м и весом G = 10 кН закреплена в точке А при помощи шарового шарнира, а в точке В при помощи цилиндрического шарнира или же двумя цилиндрическими шарнирами в точках А и В. Кроме того, пластина поддерживается в равновесном положении стержнем ЕС, прикрепленным к пластине и неподвижной опоре при помощи шарниров. Сторона АВ горизонтальна (рис. 4.1.18). Определите реакции опор А и В и усилие в стержне ЕС, пренебрегая его весом, при a = 30°. Ответ: ХА = 6,24 кН; YA = 5 кН; ZA = 32,8 кН; XB = 0; ZB = –8,92 кН. Тестовые задания по теме «Система произвольно расположенных сил» 1. Зависят ли величина и направлениеглавного вектора от положения центра приведения? а) не зависит; б) зависит. 2. Зависят ли величина и знак главного момента от положения центра приведения? а) не зависят; б) зависят. 3. В каком случае главный вектор произвольной пространственной системы сил совпадает с ее равнодействующей? а) когда главный момент не равен нулю; б) когда главный момент равен нулю. 4. При каком значении главного вектора а) при б) при в) при г) при 5. Укажите, какой вид опоры соответствует данным рисункам. Изобразите эти опоры.
а) подвижная; б) заделка; в) неподвижная. 6. Можно ли утверждать, что система сил находится в равновесии, если главный вектор и главный момент системы сил равны нулю? а) можно; б) нельзя. 7. Как должна быть направлена ось х относительно прямой, проходящей через точки А и В, если уравнения равновесия имеют вид Σ МА = 0, Σ МВ = 0, Σ Хi = 0? а) прямая АВ перпендикулярна оси х; б) прямая АВ не перпендикулярна оси х. 8. Как должна быть расположена точка А, относительно которой сумма моментов всех сил равна нулю, если уравнения равновесия имеют вид Σ МА = 0, Σ Хi = 0, Σ Yi = 0? a) точка А может быть расположена в любом месте плоскости действия сил, б) точка А – пересечение осей х и Y. 9. Могут ли точки А, В и С располагаться на одной прямой, если в качестве уравнений равновесия приняты уравнения Σ МА = 0, Σ МВ = 0, Σ МС = 0? а) могут; б) не могут. Практикум по теме «Центр параллельных сил и центр тяжести» Задача 1. Вес киля (G 1), равен 5000 H, а вес руля поворота (G 2), равен 1000 H (рис. 4.1.19) а = 1,8 м, b = 0,5 м, с = 2,5 м, d =2,0 м. Найдите координаты центра масс вертикального оперения. Ответ: YС = 2,42 м; ХС = 1,42 м. Задача 2. Определите положение центра тяжести площади трапециевидного полукрыла (рис. 4.1.20), считая его однородным а = 1,2 м, b =4,2 м, α = 30°, l = 2,1 м, d = 0,9 м.
Ответ: Задача 4. Полетный вес самолета (G) равен 150 кН. Длина средней аэродинамической хорды (b А) равна 3,68 м. Несколько пассажиров общим весом 3,2 кН, сидевшие в креслах впереди центра масс самолета на расстояние 3,6 м, перешли в хвостовой отсек самолета. Точка приложения их общей силы тяжести относительно старого положения центра масс составляет 5,6 м. Определите, на сколько изменится центровка самолета. Ответ: Δ х = 5 %.
Ответ:
Ответ:
Задача 1. Лестница весом (P 1) 200 H опирается на негладкие пол и борт фюзеляжа самолета круглого сечения (рис. 4.1.24), причем в точке касания она перпендикулярна радиусу. Коэффициенты трения: f 1 = 0,18, f 2 = 0,1. Длина лестницы (l) равна2м, β = 75°, α = 10°. Определите максимальный вес груза, который может поднять по лестнице человек весом (Р 2) 800 Н. Ответ: Р 3 < 353,8 H.
Ответ: N 1 = 19,95 кH; N 2 = 140,05 кH; самолет останется неподвижным, так как T сдв = 42,02 кН. Задача 3. Набор тяги двигателей перед разбегом самолета производится при заторможенных колесах основных опор. Вес самолета равен G, суммарная тяга двигателей параллельна горизонтальной поверхности и равна Т, алинейные размеры указаны в задаче 2. Определите допустимое значение коэффициента трения скольжения тормозных колес с поверхностью ВПП. Трением скольжения колес носовой опоры пренебречь. Ответ: f >
Ответ: Р = 8 кН.
Ответ: Т = 2,18 кН. Практикум по теме «Основные понятия кинематики. Способы задания движения» Задача 1. Спортивный самолет совершает в горизонтальной плоскости правильный вираж так, что его центр масс движется по окружности радиусом 680 м, время виража составляет 34 с. Найдите скорость и ускорение центра масс самолета. Ответ: V = 125,6 м/с; a = 23,2 м/с2. Задача 2. Самолет снижается так, что центр масс движется в вертикальной плоскости согласно уравнениям х = 1500 sin (0,05 t), y = 90 + 1500 cos (0,05 t), где х и y заданы в метрах, t – в секундах. Определите уравнение траектории, а также скорость и ускорение. Ответ: х 2 + (у – 90)2 = 225∙104; V = 75 м/с; a = 3,75 м/с2. Задача 3. Уравнение движения центра масс самолета во время разбега можно представить в виде х = 0,9 t 2. Самолет прошел до момента отрыва путь, равный 810 м. Определите ускорение самолета, скорость отрыва и время пробега.
Задача 4. Центр масс самолета при плавном вводе в пикирование движется в вертикальной плоскости по дуге АА 1 окружности радиусом 800 м. При этом скорости самолета А и А 1 дуги АА 1 соответственно равны V = 150 м/с и V 1 = 155 м/с. Время полета по дуге АА 1 равно 5 с. Найдите касательное и нормальное ускорения центра масс самолета в точке А 1, считая движение самолета равноускоренным
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|