Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления




Введение

 

В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в соответствии с которой органы местного самоуправления, обеспечивающие одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление, признаны одной из базовых основ демократического строя.

Согласно статье 3 Европейской Хартии местного самоуправления, местное самоуправление - это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного значения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного тайного равного прямого и всеобщего голосования. На основании статьи 15 части 4 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы закрепляются в международных пактах, конвенциях, иных международно-правовых документах. Они могут непосредственно применяться при рассмотрении и разрешении юридических споров и служить основанием для возникновения у граждан России, создаваемых ими объединений и у органов власти юридических прав и обязанностей. И среди них следует особо выделить Европейскую Хартию местного самоуправления, которая была принята Советом Европы 15 октября 1985 года, где в статье 2 говорится о том, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в ее Конституции». Являясь членом Совета Европы, Россия на практике выполняет требования этой статьи Европейской Хартии.

Конституция Российской Федерации закрепила основы федеративного устройства и субъектный состав РФ, признала и гарантировала осуществление местного самоуправления (статья 12), что привело к формированию трех уровней публичной власти - федерального, субъектов Федерации и местного.

Местное самоуправление - это самая близкая к гражданину власть, которая не входит в систему государственной власти, призванная решать его повседневные проблемы. «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

В статье 12 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

В Санкт-Петербурге федеральное и региональное законодательство ограничивает права не столько муниципалитетов, сколько местного сообщества.

В связи с этим изучение правовых проблем местного самоуправления в Санкт-Петербурге является актуальной темой для дипломного исследования.

Научная новизна дипломной работы состоит в том, что в ней осуществлена попытка на современном этапе развития России (на примере Санкт-Петербурга) осуществить комплексное исследование проблем организации местного самоуправления.

Проблемные вопросы местного самоуправления следует рассматривать в контексте проблем государственного устройства в целом. При этом необходимо помнить, что главная цель муниципальной реформы - создание эффективной системы управления территориями с целью их социально-экономического развития.

Говоря о научной степени разработанности, следует отметить, что вступая в новый этап реформирования системы местного самоуправления, необходимо учитывать тот факт; что эта реформа имеет свою историю. В 1995 году, когда принимался Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», невозможно было не то что прописать законодательно, но даже предположить, какие организационные формы и модели самоуправления возникнут в различных субъектах Федерации с учетом местных, исторических и иных условий. Не апробировав на практике, нельзя было оценить их достоинства и недостатки, выбрать наиболее оптимальные из них.

Недостатки федерального законодательства перекочевали затем в законы субъектов Федерации. В результате в большинстве субъектов Федерации, в том числе и в Санкт-Петербурге, сложилась система местного самоуправления, которая на данный момент уже не удовлетворяет ни государственную власть, ни самих муниципалов.

Особенностью муниципальных образований в городах федерального значения является то, что вновь сформированные органы местного самоуправления не являются чьими-либо правопреемниками и начали работу с «чистого листа».

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отдельной статье 79 определил особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, суть которых - в закреплении за указанными субъектами РФ права своими законами регулировать ключевые вопросы организации местного самоуправления на внутригородских территориях, а именно:

установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование;

вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований;

источники доходов местных бюджетов;

состав муниципального имущества, необходимого для решения вопросов местного значения.

О том, что вопросы местного значения играют основополагающую роль в организации и существовании местного самоуправления, в литературе сказано немало. Эти вопросы «образуют стержень, вокруг которого строится вся работа местного самоуправления». Именно для решения вопросов местного значения согласно действующему законодательству:

. Образуются муниципальные образования в различных организационно-территориальных формах;

. Создаются и наделяются соответствующими полномочиями органы и должностные лица местного самоуправления;

. Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты;

. Предназначается муниципальное имущество;

. Формируется и исполняется местный бюджет.

Социологические исследования среди горожан Санкт- Петербурга показывают то, что 8 из 10 граждан не знают, чем должно заниматься местное самоуправление и в чем его суть. Для сравнительного анализа стоит отметить, что в Европе постоянно фиксируется высокая явка избирателей именно в органы местного самоуправления - 70-80%.

Практическая значимость работы заключается в том, что в настоящий момент требуется разработка обоснованной по показателям (например, территория, численность населения, социально-экономическая инфраструктура) типологии муниципальных образований, в основу которой должны быть положены полномочия и бюджетный потенциал муниципальных образований; уточнение вопросов ведения.

В этой связи особенное значение приобретают изучение опыта работы муниципальных образований Санкт-Петербурга, анализ существующих правовых проблем, что и является предметом исследования, а объектом исследования - сами органы местного самоуправления Санкт-Петербурга.

Цель настоящей работы - на основе анализа теоретических положений, реальной практики федеральных и региональных законодательных актов органов Российской Федерации, Указов Президента РФ, подзаконных актов Правительства РФ, высших должностных лиц субъектов России и муниципальных образований разработать предложения по внесению поправок в действующее федеральное и региональное законодательство.

Данная цель конкретизируется в ряде следующих задач:

изучить и обобщить имеющиеся материалы, определить степень и уровень научной разработанности исследуемой темы;

на основе теории и практики уточнить содержание и правовую природу разграничения и дублирования полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями (на примере С-Пб);

изучить основные этапы становления и развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге;

установить особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге.


Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...