Законодательные выборы. Выборы в Сенат. Избирательная система Китая 110 лет спустя
Законодательные выборы Законодательные выборы позволяют избрать депутатов Национальной Ассамблеи. Она включает 577 депутатов, избираемых на 5-летний срок, при условии, что легислатура не прервана роспуском Национальной Ассамблеи. После 1958 года Национальная Ассамблея распускалась 5 раз: в 1962, 1968, 1981, 1988, 1997. В течение года после выборов Национальная Ассамблея не может быть распущена. Голосование проходит по избирательным округам, каждый округ соответствует 1 месту. Применяется мажоритарная избирательная система в 2 тура. Чтобы быть избранным, кандидат должен получить: в первом туре — абсолютное большинство поданных голосов и количество, равное четверти избирателей, вписанных в избирательные списки; во втором туре — относительное большинство, в случае равенства избирается старший кандидат. Чтобы иметь возможность участвовать во втором туре, кандидат должен набрать минимум 12, 5 % от количества зарегистрированных избирателей. Пятая Республика запрещает совмещать парламентский мандат с постом министра, поэтому предусмотрен институт «заместителя» (supplé ant), который может занять место того депутата, который становится министром. Также запрещено совмещение мандата парламентария с мандатом депутата Европейского Парламента и сенатора. Выборы в Сенат Сенаторы избираются на 6 лет (с 2003 года, а до 2003 года — на 9 лет) с возможностью переизбрания в рамках департаментов. Они избираются «избирательной коллегией» (collè ge é lectoral), состоящей из депутатов Национальной Ассамблеи, региональных советников, избранных в департаменте, генеральных советников, делегатов муниципальных советов или заместителей делегатов. Избирательная коллегия состоит примерно из 150 000 человек, 95 % которых — делегаты от муниципальных советов. Это единственные выборы, где голосование для членов избирательной коллегии является обязательным.
Избирательная система Китая 110 лет спустя 110 лет назад, в 1912 г. в Китае была окончательно свергнута монархия. Представитель последней династии Цин регент малолетнего императора Пу И Лунъюй подписала отречение от престола 12 февраля 1912 г. после победы Синьхайской буржуазной революции. В послесиньхайское десятилетие происходил сложный процесс складывания единой парламентской системы в политически и экономически разобщенной стране — процесс, не завершившийся успехом. В этот период в Китае существовало номинально два правительства: Пекинское (Северное) и Нанкинское (Южное). Фактически Китайская Республика была провозглашена в Нанкине на съезде делегатов от революционных центров 21 декабря 1911 года посредством опубликования Временной конституции и 29 декабря после избрания доктора Сунь Ятсена Временным президентом на нанкинском собрании делегатов провинций. Тогда же был избран вице-президентом генерал Ли Юаньхун. Сложившееся в ходе революции примерное равновесие между правительственными силами и либерально-демократическим движением Юга не отвечало реальной расстановке социальных и, главное, военных сил. Армия в основном поддерживала генерала Юань Шикая. Западные державы также не признавали Нанкинское правительство. В результате сложившейся обстановки Сунь Ятсен отказался от своего поста в пользу генерала Юаня. Вновь реорганизованное Национальное собрание в Нанкине (с привлечением делегатов северных провинций, ранее в нем не участвовавших) 15 февраля 1912 года единогласно избрало Юань Шикая Временным президентом. Разница между северным правительством и южным в это время заключалась в том, что первое было признано иностранными державами как правомочное вести иностранную политику. Оно возглавлялось президентом, и в его политическом центре, Пекине, заключались всякого рода соглашения по урегулированию вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней политики Китая. Государственная власть на территории Китайской Республики, согласно статье 2 Временной Конституции, принадлежала всему народу и осуществлялась двухпалатным парламентом; главой государства, согласно статье 71, был президент, который работал в согласии с членами кабинета. По Конституции президент республики избирался парламентом, обеими палатами совместно, при наличии 2/3 его членов, причем кандидат, получивший 3/4 всех наличных голосов, считался избранным. В случае, если Президент досрочно складывал свои властные полномочия, его пост переходил его заместителю – Вице-президенту.
Однако стабильности добиться не удалось и после принятия Конституции, и поэтому 3 сентября 1915 года 21 командующие войсками в провинциях страны обратились к президенту с коллективным ходатайством о восстановлении монархии. Было проведено “всенародное голосование” на собраниях представителей граждан, особо организуемых для этой цели по провинциям. Выборы в указанные собрания и голосование по вопросу о монархии происходили в течение ноября и в начале декабря 1915 года. На голосование ставилась краткая формула: монархическая или демократическая конституция и имя нового Императора. В результате указанные собрания высказались абсолютным большинством за восстановление монархии и за Юань Шикая в качестве нового Императора, что привело к установлению фактической военной диктатуры. В 1922 году, после падения Юань Шикая и его политических преемников было инициировано обновление Конституции. В 1923 г. Парламент (созыва 1913 г. ) утвердил новую Конституцию Китая. Так, главой государства и правительственных институтов по Конституции 1923 года был президент, выборы которого проводили совместно обе палаты парламента, квалифицированным большинством в 3/4. После формального объединения Китая под властью Гоминьдана (1928 г. ) его руководство решило законодательно оформить сложившийся политический режим, закрепить диктатуру правящей партийной группировки. Правительство Гоминьдана в отношении избирательной системы сохранило преемственность с предыдущими правительствами. Избирательные возможности были крайне узкими, поскольку многие государственные посты были назначаемыми, а право избирать было у небольшой прослойки населения: бюрократии, буржуазии и военной элиты, входившие в состав парламента.
Коренной перелом в избирательном праве Китая произошел со сменой правящей партии. Еще до победы коммунистов в 1931 году в г. Жуйцзинь (провинции Цзянси) был созван 1-й Всекитайский съезд Советов, который провозгласил создание Китайской Советской Республики и принял проект «Основной конституционной программы Китайской Советской Республики», предполагавший построение государства наподобие устройства Советского Союза. Конституция советских районов Китая передавала всю полноту власти в руки пролетариата и крестьянства, осуществлявших свою революционно-демократическую диктатуру. Высшей властью в Китайской Советской Республике объявлялся съезд Советов, а в промежутках между съездами — Временный Центральный исполнительный комитет. ЦИК назначал Совет народных комиссаров, имевшим полномочия по аналогии с СНК СССР. В выборах Советов 1932 и 1933 гг. участвовало около 80% избирателей. Впервые получившие возможность участвовать в государственном управлении женщины составили более 25% депутатов городских и сельских Советов. Кроме того, был установлен демократический порядок отзыва депутатов, для чего достаточно было заявления десяти избирателей, одобренного большинством избирателей. Новый виток развития избирательной системы Китая пришелся на период становления Китайской Народной Республики. Коммунистическое правительство смогло органично синтезировать элементы избирательной системы буржуазных правительств с достижениями советского правительства в отношении избирательного права. Созданная в середине XX в. избирательная система Китая за некоторыми изменениями с начала политики реформ и открытости сохранилась в КНР до сегодняшнего дня. Право избирать, согласно статье 34 Конституции КНР 1982 г., имеют все лица, достигшие 18 лет, независимо от национальности, пола, расы, социального положения, религиозных убеждений. Основной регулятивной частью избирательной системой после Конституции Китая является Закон КНР “О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней”. Статья 15 Главы IV Закона гласит, что “депутаты Всекитайского собрания народных представителей избираются собраниями народных представителей провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и Народно-освободительной армией Китая”. В статье 2 Главы I Закона отмечается, что “Депутаты Всекитайского собрания народных представителей, депутаты собраний народных представителей провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, городов с районным делением, автономных округов избираются собраниями народных представителей нижестоящей ступени.
Депутаты собраний народных представителей городов без районного деления, городских районов, уездов, автономных уездов, волостей, национальных волостей, поселков избираются непосредственно избирателями”. Следовательно, китайскую избирательную систему в целом можно охарактеризовать как мажоритарную, поскольку в выборах участвуют представители от избирательных единиц. Отдельное внимание следует уделить выборам Председателя КНР. В соответствии со статьей 79 Конституции КНР “Председатель и заместитель Председателя Китайской Народной Республики избираются Всекитайским собранием народных представителей”. Далее сказано, что избран может быть любой гражданин Китая, достигший 45 лет и имеющий право быть избранным. Однако на практике кандидатура Председателя Китая только двое из семи Председателей КНР были назначены на этот пост в соответствии с Конституцией КНР: Лю Шаоци (с 1959 по 1966 гг. ) и Ли Сяньнянь (с 1983 по 1988 гг. ). Дело в том, что в Китае негласно действует институт преемственности. Институт преемника служит инструментом минимизации рисков для политической, экономической и социальной систем. Политический курс становится более предсказуемым. Выводы: 1) Избирательная система буржуазных правительств носила элитарный характер, избирательное право было существенно ограничено. Однако традиция преемственности власти, назначаемости кандидатур на те или иные должности получила, голосование через представителей свое начало именно в этот период. 2) Социалистическое право принесло в избирательную систему Китая демократические принципы: значительно расширилась социальная база избирателей, выборы стали более демократическими. 3) Современная избирательная система Китая впитала в себя наиболее эффективные избирательные механизмы за 110 лет, обеспечив народное представительство в соответствующей конкретным историческим, политическим и демографическим условиям китайской действительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|